Психология религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 01:58, реферат

Описание работы

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Религиозная система представления мира (мировоз

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 4
Возникновение религии 4
Психология религии 7
Возникновение психологии религии 9
История развития 11
Гипотезы о роли религии 14
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

психология реферат мой распечатать.docx

— 65.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипотезы о роли религии

В настоящее время существуют три  основные социологические гипотезы о роли религии в жизни общества: секуляризация, трансформация и  поляризация (культурный разрыв). Несмотря на то, что у каждой из этих гипотез  есть свои недостатки, они часто  используются специалистами по психологии религии.

Секуляризация

Гипотеза секуляризации, возникшая  в середине XX века, утверждает, что  со временем религия будет полностью  вытеснена из жизни общества наукой и техникой [31]. Более мягкая версия данной гипотезы состоит в том, что религия не исчезнет полностью, но утратит своё влияние [32]. Согласно этой точке зрения, умалчивание или негативное изображение религиозных деятелей и религиозных практик в средствах массовой информации являются внешними признаками секуляризации. Многие исследователи, придерживающиеся гипотезы секуляризации, указывают на то, что она порождает целый ряд социальных и психологических проблем, ведущих к распространению апатии, цинизма, потребленчества или материализма. Секуляризация также способствует распространению атеизма в его различных формах: от активного отрицания Бога и ценности религии в светском гуманизме до пассивного безразличия членов религиозных организаций к религиозной морали.

К концу XX века гипотеза секуляризации  была отвергнута многими учёными, поскольку  она противоречит следующим фактам:

  1. Статистика свидетельствует о сохранении высокого интереса к религии и о низком уровне атеизма даже в странах с высоким уровнем развития науки и техники (например, в США);
  2. Тенденции в современной религии не изменились с прежних времён;
  3. Тенденции по отказу части общества от религии являются составной частью общей тенденции по уменьшению социальной вовлечённости;
  4. Секуляризация в регионах с явно пониженным уровнем религиозности (например, в Европе) является аномалией, вызванной необычными социокультурными факторами.

Исследование американских учёных, опубликованное в 2008 году, подтвердило  частичную справедливость гипотезы секуляризации среди ведущих  учёных США. Так, доля представителей естественных наук, не исповедующих никакую религию, выросла с 40,3 % в 1969 году до 55,0 % в 2005 году. Однако среди представителей общественных наук этот показатель снизился с 50,4 % в 1969 году до 47,4 % в 2005 году. Авторы исследования указали на несоответствие этих результатов ожиданиям сторонников гипотезы секуляризации и подчеркнули необходимость её пересмотра[33].

Религиозная трансформация

В связи с проблематичностью  гипотезы секуляризации возникла альтернативная гипотеза религиозной трансформации[34]. Эта теория утверждает, что культурные сдвиги наподобие роста индивидуализма и социальной дезинтеграции ведут не к исчезновению религии, а к увеличению притягательности более индивидуализированных религиозных и духовных практик. Нарастание индивидуализма в религии ведёт к усилению духовных исканий вне религиозных институтов. Это выражается в следующих тенденциях:

  1. Расширение религиозных исканий как в рамках, так и вне рамок религиозных организаций;
  2. Религиозный и духовный эклектизм;
  3. Распространение новых религиозных движений и духовных течений Нью-эйдж, а также возрождение древних языческих верований и практик.

Чарльз Тейлор указывает, что для многих людей модернистские и секуляристские воззрения неприемлемы, поскольку они связаны с ощущением пустоты и бессмысленности жизни, но при этом отказ от традиционной религии ведёт не к утрате веры большинством людей, а к многообразным альтернативным формам религиозных исканий. Человек может стать духовным, но не религиозным или же просто поддерживать религиозные институты и религиозные практики, выполняемые другими людьми. По прогнозу Тейлора, после того, как концепция секуляризма потерпит поражение, безверие утратит свою притягательность, а видоизменённая религия получит широкую поддержку.

Культурный разрыв

Американский социолог и политолог Рональд Инглхарт, развивая свою концепцию постматериализма, выдвинул новую теорию относительно глобальных тенденций в религиозной сфере, которая представляет собой обновлённую версию гипотезы секуляризации[39]. Инглхарт на основе анализа социологических данных предположил, что одним из важнейших стимулов, побуждающих людей обращаться к религии, является потребность в социальной и экономической безопасности. Экономическое развитие в европейских странах повысило уровень безопасности и совместно с уменьшением ограничений в образе жизни привело к секуляризации и снижению рождаемости в Европе. В подобных условиях религия и семья являются факультативными, а не обязательными элементами человеческой жизни. Однако в развивающихся странах уровень безопасности не только не увеличивается, но и, наоборот, снижается. Это усиливает позиции религии в странах третьего мира, что, в свою очередь, ведёт к укреплению семейных ценностей и росту численности населения в этих странах.

Сочетание тенденций по уменьшению численности населения в секуляризированных регионах и увеличению численности  населения в регионах с высоким  уровнем религиозности означает, что за последние полвека мир  в целом стал более религиозным, чем прежде. Инглхарт полагает, что подобное положение вещей ведёт к культурному разрыву (cultural divide) между светскими и религиозными обществами, а также провоцирует противодействие со стороны религиозных регионов мира влиянию светских ценностей, которое может рассматриваться ими как угроза. Теория культурного разрыва оставляет без ответа вопросы, почему в США сохраняется высокий уровень религиозности, и чем объясняются расхождения в степени секуляризации между различными частями Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. ru.wikipedia.org

2. http://religion.historic.ru

3. http://relig.info/

4. http://historians.narod.ru

5. http://psyfactor.org

 


Информация о работе Психология религии