Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа
цель данной курсовой работы заключается в изучении психологии семейных отношений.
В соответствии с поставленной целью, выделим следующие основные задачи:
выявить и охарактеризовать основные теоретические аспекты семейных отношений;
рассмотреть типология семейных взаимоотношений;
проанализировать и классифицировать конфликты и кризисные стадии в семейных отношениях.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Основные теоретические аспекты семейных отношений….....4
1.1.Понятие семьи и семейных отношений. Стадии развития семьи.………………………………………………………………..4
1.2.Функции семьи. Факторы семейного благополучия……………………………………………………….8
Глава 2. Типология семейных взаимоотношений …………………….11
Глава 3.Устойчивость семейно-брачных отношений…………………17
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………25
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра
социальной психологии
«Допускается к защите»
_________________________
_________________________
«____»______________2009
г.
ШИЛОВА
ДАРЬЯ АНДРЕЕВНА
ПСИХОЛОГИЯ
СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Курсовая
работа по дисциплине
«Социальная психология»
студентки дневного отделения 2 курса,
2 группы, специальности «социальная
педагогика»
Научный руководитель:
кандидат философских наук
Куслеев
В.С.
Москва, 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Основные теоретические аспекты семейных отношений….....4
1.1.Понятие семьи
и семейных отношений. Стадии развития
семьи.………………………………………………………………
1.2.Функции
семьи. Факторы семейного благополучия………………………………………………
Глава 2. Типология семейных взаимоотношений …………………….11
Глава 3.Устойчивость семейно-брачных отношений…………………17
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. И конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы.
Актуальность темы курсовой работы — психология семейных отношений — обусловлена тем, что одной из основных причин семейных конфликтов является недостаточная осведомлённость супругов друг о друге. Следствием является и личностное непонимание, и различные взгляды на воспитание ребёнка, и нетерпимость к проступкам другого, и, наконец, неудовлетворённость семейной жизнью.
Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.
Итак, цель данной курсовой работы заключается в изучении психологии семейных отношений.
В соответствии с поставленной целью, выделим следующие основные задачи:
Жизнь
семьи характеризуется материальными
и духовными процессами. Через семью сменяются
поколения людей, в ней человек рождается,
через нее продолжается род. Семья, ее
формы и функции напрямую зависят от общественных
отношений в целом, а также от уровня культурного
развития общества. Естественно, чем выше
культура общества, следовательно, тем
выше культура семьи.
1.Основные теоретические аспекты семейных отношений.
1.1.Понятие семьи и семейных отношений. Стадии развития семьи.
В современном мире понятие отношений используется во многих сферах жизнедеятельности человека. Отношения бесконечно разнообразны.
Под
этим термином понимается - субъективная
сторона отражения
Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в совместной деятельности. Их классифицируют согласно сферы рассмотрения:
3. на уровне взаимосвязей между
людьми в группах –
4. отношения внутриличностные - например, эмоционально - волевые установки человека по отношению к себе.
Говоря
об отношениях на уровне социальных общностей,
то можно отметить, что семья и семейные
отношения рассматриваются как организм,
способный существовать и функционировать
даже, если его составляющие (члены) находятся
на большом расстоянии друг от друга, способный
подчиняться закону развития, то есть
облик семьи претерпевает со временем
изменения: семья может перестроиться,
разделиться, дать начало другой.
Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации
личного быта, основанная
на супружеском союзе и
отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими
вместе и ведущими совместное хозяйство [Соловьев, 1977].
Стадии развития семьи.
В первый "медовый" год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.
Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению В. Л. Психа, на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.
1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.
Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца.
Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.
2 стадия. Формирование семьи.
Основная задача – приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.
3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.
Задача супругов - воспитание детей дошкольного и подросткового возраста,
подготовка их к самостоятельной жизни.
4 стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.
Начало её – отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание – смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой
жизненный цикл.
Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.
В. А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:
1. Совсем молодые: от 0 до 4 лет.
2. Молодые: 5-9 лет.
3. Средние: 10-19 лет.
4. Пожилые: 20 и более.
Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.
Молодым бракам присущи проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на любовь и формирование супружеской дружбы.
В
психологическом плане сущность этих
двух стадий сводится к сложному и многообразному
процессу адаптации супругов друг к другу
и к совместному образу жизни. Известно,
к сожалению, что 65% разводов приходятся
на первые 10 лет супружества. А согласно
классификации В. А. Сысенко, это характерно
для "совсем молодых" браков. Поэтому
особенно важна адаптация супругов в нравственном
плане, это предполагает обсуждение и
осмысление взаимных действий супругов
в плане "для семьи – против семьи",
а также последовательное и целеустремленное
слияние двух "я" в одно "мы",
слияние, при качественном улучшении "мы"
идет на пользу каждому из "я".
1.2.Функции
семьи. Факторы семейного
благополучия.
Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи является ее функции, стабильность и динамика.
Функция семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов. Соловьев: «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».
1.Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
2.Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.
3.Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.
4.Функция духовная (культурная) общественная – удовлетворение
потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.
5.Функция первичного социального контроля – беспечение выполнения
социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных
обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.
6.Сексуально-эротические функции – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества
важно,
как семья при этом регулирует
сексуально-эротическое
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.