Психология семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы заключается в изучении психологии семейных отношений.
В соответствии с поставленной целью, выделим следующие основные задачи:
выявить и охарактеризовать основные теоретические аспекты семейных отношений;
рассмотреть типология семейных взаимоотношений;
проанализировать и классифицировать конфликты и кризисные стадии в семейных отношениях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Основные теоретические аспекты семейных отношений….....4
1.1.Понятие семьи и семейных отношений. Стадии развития семьи.………………………………………………………………..4
1.2.Функции семьи. Факторы семейного благополучия……………………………………………………….8
Глава 2. Типология семейных взаимоотношений …………………….11
Глава 3.Устойчивость семейно-брачных отношений…………………17
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

курсач мой.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Кафедра социальной психологии 
 
 
 

«Допускается  к защите»

_________________________

_________________________

«____»______________2009 г. 
 
 
 
 
 

ШИЛОВА  ДАРЬЯ АНДРЕЕВНА 

ПСИХОЛОГИЯ  СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 
 
 

                  Курсовая  работа по дисциплине «Социальная психология» студентки  дневного отделения 2 курса, 2 группы, специальности «социальная педагогика» 
                   

                     Научный руководитель:

                  кандидат  философских наук

                  Куслеев В.С. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Москва, 2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1.Основные теоретические аспекты семейных отношений….....4

    1.1.Понятие семьи и семейных отношений. Стадии развития семьи.………………………………………………………………..4

    1.2.Функции  семьи. Факторы семейного благополучия……………………………………………………….8

Глава 2. Типология семейных взаимоотношений …………………….11

Глава 3.Устойчивость семейно-брачных отношений…………………17

Заключение……………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В каждом социуме, в соответствии с  их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных  отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более  сложные личностные отношения, которые  приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. И конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы.

     Актуальность  темы курсовой работы — психология семейных отношений — обусловлена тем, что одной  из  основных  причин  семейных  конфликтов является недостаточная осведомлённость супругов  друг  о  друге.  Следствием является  и  личностное  непонимание,  и  различные  взгляды  на  воспитание ребёнка,   и   нетерпимость    к    проступкам    другого,    и,    наконец, неудовлетворённость семейной жизнью.

     Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

     Итак, цель данной курсовой работы заключается в изучении психологии семейных отношений.

       В соответствии с поставленной целью, выделим следующие основные задачи:

    • выявить и охарактеризовать основные теоретические аспекты семейных отношений;
    • рассмотреть типология семейных взаимоотношений;
    • проанализировать  и классифицировать конфликты и кризисные стадии в семейных отношениях.

      Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Основные теоретические аспекты семейных отношений.

1.1.Понятие семьи и семейных отношений. Стадии развития семьи.

    В современном мире понятие отношений используется во многих сферах жизнедеятельности человека. Отношения бесконечно разнообразны.

    Под этим термином понимается - субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. Выделяют отношения пространственные, временные, причинно -следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания и прочее.

    Особый  тип отношений составляют отношения  общественные как взаимосвязи между  социальными общностями и их свойствами, возникающими в совместной деятельности. Их классифицируют согласно сферы рассмотрения:

  1. на уровне социальных общностей - отношения классовые, национальные, групповые и семейные;
  2. на уровне занятых некой деятельностью - отношения производственные, учебные;

         3. на уровне взаимосвязей между  людьми в группах – межличностные  отношения;

          4. отношения внутриличностные - например, эмоционально - волевые установки  человека по отношению к себе.

    Говоря  об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что семья и семейные отношения рассматриваются как организм, способный существовать и функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития, то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой.  

     Семья — малая социальная группа, важнейшая  форма организации

личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных  связях, т.е.

отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими

вместе и ведущими совместное хозяйство [Соловьев, 1977].

Стадии  развития семьи.

  В первый  "медовый" год супружества, как показывают исследования психологов, 37%  супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит  разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.

      Итак, жизнь семьи естественным образом  распадается, по мнению В. Л. Психа, на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.

     1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа  о том, что готовиться стать матерью.  Основная задача семьи сформировать образ  "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

     Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца.

Главное здесь приспособиться к новым  обязанностям и чувствам, связанным  с беременностью.

     2 стадия. Формирование семьи.

Основная  задача – приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

     3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.

Задача  супругов - воспитание детей дошкольного и подросткового возраста,

подготовка  их к самостоятельной жизни.

     4 стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.

Начало  её – отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание  – смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой

жизненный цикл.

      Естественно описание стадии является лишь схемой, так как  разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.

     В. А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:

1. Совсем  молодые: от 0 до 4 лет.

2. Молодые: 5-9 лет.

3. Средние: 10-19 лет.

4. Пожилые: 20 и более.

Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье,   решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

      Молодым бракам присущи проблемы, связанные  с рождением и воспитанием  детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на  любовь и формирование супружеской дружбы.

      В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации супругов друг к другу и к совместному образу жизни. Известно, к сожалению, что 65%  разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В. А. Сысенко, это характерно для "совсем молодых" браков. Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и осмысление взаимных действий супругов в плане "для семьи – против семьи", а также последовательное и целеустремленное слияние двух "я" в одно  "мы", слияние, при качественном улучшении "мы" идет на пользу каждому из "я". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Функции  семьи. Факторы семейного благополучия. 

      Семья  играет огромную роль как в жизни  отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи является ее функции, стабильность и динамика.

     Функция семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением  определенных потребностей всех членов. Соловьев: «Функций семьи столько,  сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».

1.Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

2.Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.

3.Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.

4.Функция духовная (культурная) общественная – удовлетворение

потребностей  в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.

5.Функция первичного социального контроля – беспечение выполнения

социальных  норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных

обстоятельств не может самостоятельно строить  свое поведение в соответствии с социальными нормами.

6.Сексуально-эротические функции – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества

важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение  членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.

С течением времени происходят изменения в  функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

Информация о работе Психология семейных отношений