Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа
цель данной курсовой работы заключается в изучении психологии семейных отношений.
В соответствии с поставленной целью, выделим следующие основные задачи:
выявить и охарактеризовать основные теоретические аспекты семейных отношений;
рассмотреть типология семейных взаимоотношений;
проанализировать и классифицировать конфликты и кризисные стадии в семейных отношениях.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Основные теоретические аспекты семейных отношений….....4
1.1.Понятие семьи и семейных отношений. Стадии развития семьи.………………………………………………………………..4
1.2.Функции семьи. Факторы семейного благополучия……………………………………………………….8
Глава 2. Типология семейных взаимоотношений …………………….11
Глава 3.Устойчивость семейно-брачных отношений…………………17
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………25
В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища – места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.
Факторы семейного благополучия.
По данным психологов, для счастья семьи нужно не столь уж много, а именно:
· направленность на другого (умение понимать его, внимательно к нему
относиться, учитывать его вкусы, интересы и желания);
· нормальное, бесконфликтное общение;
· доверительность и симпатия;
· понимание друг друга;
· нормальная интимная жизнь;
· наличие Дома (место, где может отдохнуть от сложностей жизни семья в
целом, и каждый из её членов в отдельности).
Социологи определили следующие условия семейного благополучия:
1. Взаимопонимание между супругами.
2. Отдельная квартира.
3. Материальное благополучие.
4. Дети.
5. Уверенность в прочности брака.
6. Интересный досуг в семье.
7. Интересная работа.
8. Соответствующее образование.
9. Хорошее положение на работе.
10. Хорошие друзья.
11. Самостоятельность супругов.
Анализ
общественного мнения показал, что
главными условиями для семейного
счастья являются 1,2,3,4,7 годы. Практичные
мужчины на первое место ставят
отдельную квартиру и материальное благополучие,
после чего следует взаимопонимание между
супругами, дети и интересная работа. Женщины
отдают пальму первенства взаимопониманию,
детям, а потом – отдельная квартира, материальное
благополучие и интересная работа.
2.Типология семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда сознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим,
принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория
подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти
дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против
чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ,
жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако
результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность,
инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их
касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных
Сотрудничество как тип
опосредствованность
межличностных отношений в
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустический
При демократическом стиле
При авторитарном стиле
При попустическом стиле
Дошкольник видит себя глазами
близких взрослых, его воспитывающих.
Если оценки и ожидания в семье не соответствуют
возрастным и индивидуальным особенностям
ребенка, его представление о себе кажутся
искаженными.
Ещё одна типология семейных отношений предлагает выделять такие типы, как:
1.гиперпротекция;
2.гипопротекция;
3.эмоциональное отвержение;
4.непрогнозируемые эмоциональные реакции;
5.условия повышенной моральной ответственности (предъявление непомерных требований).
1.Гиперпротекция проявляется мелочной опекой, жестким контролем
за поведением, чрезмерным навязыванием собственной воли, что лишает подростка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга (доминирующая гиперпротекция). Нередко при таком воспитании подросток становится центром внимания семьи, объектом обожания, «кумиром». Его окружают атмосферой похвал, восхищения. Способности гиперболизируются, а отрицательные качества не замечаются. Родители готовы выполнить любое желание своего «чада», оградить его от любой жизненной трудности (потворствующая гиперпротекция). Вариант гиперпротекции – воспитание в атмосфере «культа болезни», часто встречающееся в семье, где ребенок имеет какой-либо физический недостаток или страдает хроническим заболеванием. Очень часто в глубине этих отношений лежит скрытое желание кого-то из родителей привязать ребенка к себе (чаще всего это бывает мама, воспитывающая ребенка одна). Растущая личность в окружающем мире всегда встречает какие-либо препятствия. Но у ребенка, воспитанного в данной среде, формируется убеждение, что вокруг него есть всегда защитная стена, усилий можно не предпринимать, так как все будет сделано за него. Следовательно, осложняется процесс вхождения в социум. Ощущение неудачи, неспособность справляться самому с какой-либо проблемой приводит к появлению комплекса неполноценности, то есть заниженной самооценки, недоверию к своим способностям, страх перед любыми трудностями в жизни. В целом, социальное созревание подростков, воспитанных в условиях гиперпротекции, чрезмерно затягивается. У них рано формируется эгоизм, «рентовые» установки, завышенные претензии к обществу, а при лишении опеки быстро наступает социальная дезадаптация. Эти люди дают большой процент алкоголиков.
2.Гипопротекция проявляется отсутствием внимания, интереса,
родителей к увлечениям и переживаниям ребенка. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются (скрытая гипопротекция). Часто усилия родителей направлены на то, чтобы оградить подростка от общественных порицаний и наказаний, что создает ситуацию бесконтрольности и вседозволенности (потворствующая гипопротекция). Как правило, гипоопека сопровождается физическим и психическим насилием. Чаще всего это возможно, когда оба родителя демонстрируют наркотическое или алкогольное опьянение. В отличие от детей, воспитанных в атмосфере доброжелательности и заботы, у подростка, растущего в условиях гипопротекции, наблюдается заторможенное развитие личностных и интеллектуальных способностей. Дети приобретают поведение либо агрессора, либо жертвы. У выходца из этой семьи наблюдается линейное мышление (белое – черное). Из-за повышенной тревожности возникает реакция группирования с себе подобными. А так как они не привыкли к
вниманию со знаком «+», то ищут внимания со знаком «-».
3.Условия эмоционального отвержения (эмоционально холодные семьи).
В данных семьях родители, как правило, люди образованные, интеллектуальные. Вся их жизнь, сознание подвергается интеллектуальной обработке. Один из членов семьи может любить много теоретизировать и вместо выдачи живой, спонтанной реакции ребенку читает научно – морализованную лекцию о том, какие могут быть последствия. Любой поступок ребенка сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей. Слишком заучившиеся родители хотят научить ребенка читать в очень раннем возрасте (например, в 2 года). Как следствие, ребенок отрывается от окружающего мира и не воспринимает его всеми сенсорными каналами. В социуме это, как правило, непривлекательные люди, общаться с ними тяжело. У них отсутствуют вариации, они однообразны (монотонный диалог).
4.Семья с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями характеризуется неожиданной сменой настроения родителей по отношению к детям. Эти изменения не связаны с поведением детей, а зависят только от внутреннего состояния самих родителей. Это очень опасный тип, так как ребенок не в состоянии прогнозировать реакцию - за один и тот же поступок он может быть и наказан, и обласкан. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети чувствуют себя неуверенно. Постоянная неуверенность перерастает в черту характера и в дальнейшем экстраполируется (проецируется) на все отношения, на окружающих людей. Эти люди нестабильны, в них постоянно дремлет ожидание конфликта. Чувство неуверенности очень часто приводит к неожиданным решениям.
5.Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают (и требуют) от ребенка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. В таких случаях ребенок под «протекторатом» родителей вынужден одновременно нести несколько непосильных нагрузок: отлично учиться в школе, изучать иностранные языки, заниматься музыкой, спортом. Причем ребенку не прощаются малейшие ошибки. В глубине такого отношения – амбициозные подходы родителей; на ребенке отражаются их не достигнутые желания; желание родителей путем успехов ребенка продемонстрировать свою значимость в обществе (ребенок – символ успеха); освобождение себя от обязанностей (уборка, покупка продуктов, присмотр за младшими). Любимые занятия ребенка не признаются. При таком воспитании извращаются ценности, нарушаются истинные отношения между людьми. Как правило, родители не умеют выражать любовь к ребенку. Его преследует постоянный страх неудачи, то есть ребенок находится в постоянном напряжении. В случае неуспеха возникает угроза катастрофы для человека. Вариант этого типа: сочетание повышенных требований и неудовлетворенность родителей любыми результатами. В такого рода семьях присутствует постоянное напряжение. Члены семьи могут подолгу не разговаривать, родители любят наказывать детей молчанием; возможны постоянная ирония и высмеивание. Дети в такой семье не чувствуют себя в эмоциональной безопасности, у них теряются стимулы к полезной деятельности, возникает недоверие к людям, и очень часто у ребенка рано возникает потребность в дополнительном общении (например, собака). Такие люди обвиняют себя во всех неудачах (самобичевание), склонны брать большую ответственность. Как следствие, формируется такая черта, как деспотизм.