Психология спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 04:10, контрольная работа

Описание работы

Мышление – это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через умозаключения) раскрыть то, что непосредственно (через восприятие) не дано.

Содержание работы

1. Особенности мыслительной деятельности на уроках ФК.
2. Эмоциональная сфера школьника.
3. Стадии психического перенапряжения в тренировочном процессе.
4. Психологические особенности спортивного соревнования.

Файлы: 1 файл

Готовая психология.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ГОБУ СПО Благовещенский техникум физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По предмету: Психология.

 

 

Вариант № 3.

 

 

 

Выполнил студент  – экстерн:

Велиев Араз Сахиб  оглы

 

 

Проверила:

Васильева Галина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

г. Благовещенск 2013г.

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

  1. Особенности мыслительной деятельности на уроках ФК.
  2. Эмоциональная сфера школьника.
  3. Стадии психического перенапряжения в тренировочном процессе.
  4. Психологические особенности спортивного соревнования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Особенности  мыслительной деятельности на уроках ФК

 

Мышление – это  процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через умозаключения) раскрыть то, что непосредственно (через восприятие) не дано. С помощью мышления человек способен познавать как настоящее, так и прошлое и будущее. Мышление осуществляется с помощью мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации и классификации).

В процессе психического и интеллектуального развития каждый человек проходит определенные стадии. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Если мыслительные операции осуществляются путем манипулирования  с предметами – это наглядно-действенный  вид мышления, с которого начинается развитие интеллекта человека еще в младенческом возрасте, однако он используется и взрослыми людьми в ходе выполнения профессиональной деятельности. В спортивной деятельности этот вид мышления часто бывает, незаменим, что, в частности, активно проявляется в тактическом мышлении спортсменов.

Наглядно-образное мышление, опирающееся на первичные и вторичные  образы, используется человеком в  тех случаях, когда словесно описываемое  представляется наглядно или когда  умственную задачу следует решать с помощью схем или рисунков.

Для словесно-логического  мышления характерно оперировать абстрактными понятиями, закодированными в словесной  форме.

В практической интеллектуальной деятельности человек использует все  три вида мышления. Оперируя словами-понятиями, человек использует и соответствующие им образы. Воспринимая тот или иной объект, человек создает его образ, а затем дает ему словесное обозначение.

Физические упражнения требуют от человека активного использования  всех видов мышления и поэтому являются прекрасным способом развития интеллекта. Для этого важно, чтобы физические упражнения, применяемые учителем физической культуры в своей работе с учениками, отличались доступностью на начальном этапе и постепенным повышением сложности (интеллектуальной) на последующих этапах физического воспитания.

Особого внимания заслуживает  развитие творческого мышления у  школьников. Творческое мышление начинается с возникновения определенного  затруднения, вследствие чего возникает  проблемная ситуация. Проблемная ситуация, созданная учителем специально, имеет целью пробудить у ученика познавательную потребность, которая определяет творческое начало в мыслительной деятельности. Побуждая учащихся сравнивать и противопоставлять, анализировать и обобщать, обосновывать и оценивать, учитель активизирует их мыслительные операции, приучает их самостоятельно принимать решения, чем создает психологическую основу для успешного решения задач, направленных на развитие творческого мышления.

 

 

 

  1. Эмоциональная сфера школьника

 

 

Каждый школьный возраст  характеризуется особенностями  в проявлениях чувств и эмоций.Эмоциональная  сфера младшего школьника определяется:

окрашенностью восприятия, воображения, интеллектуальной и физической деятельности эмоциями; непосредственностью и откровенностью в выражении переживаний; большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений; склонностью к кратковременным и бурным аффектам.

Эмоциогенными факторами для школьников этого возраста являются не только игры и общение, но и успехи или неудачи в учебе, оценки за учебную деятельность (учителем, сверстниками, родителями). Собственные эмоции и чувства, а также других людей слабо осознаются и понимаются. Мимика других людей воспринимается ими часто неверно, что приводит к неадекватным реакциям при обращении к ним окружающих. Для эмоциональной сферы подростков характерно:

  • большая эмоциональная возбудимость;
  • большая устойчивость эмоциональных переживаний (подросток долго не забывает обиды);
  • противоречивость чувств: часто подростки бурно защищают своего товарища, понимая, что тот достоин осуждения.

У подростка переживания  возникают не только по поводу оценок его другими, но и по причинам самооценки. Ученика среднего школьного возраста отличает сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому для него имеет огромное значение отношение к нему сверстников, а не учителя.

Характерное для подростка  чувство взрослости вызывает у него стремление к самостоятельности  и независимости. Это чувство  вызывает и появление критичности  по отношению к взрослым.

Критичность подростка  выражается в том, что он не принимает  все на веру, он требует логического  обоснования всему, что изучает.

Эмоциональная сфера  старшеклассника отличается:

  • многообразием переживаний, особенно нравственного порядка;
  • повышением устойчивости эмоций;
  • способностью к сопереживанию;
  • появлением чувства юношеской любви, которой свойственны проявления нежности, мечтательности, лиричности и искренности;

3.Стадии психического  перенапряжения в тренировочном  процессе

 

Один из важнейших факторов, обеспечивающих результативность тренировочного процесса, – уровень психического напряжения.

Работа, производимая спортсменом  в ходе тренировочных занятий, требует  энергетического обеспечения и  сохранения постоянства внутренней среды организма. В этой связи, а также для достижения успеха в спортивной деятельности спортсмену необходимо приводить в активное движение механизмы, регулирующие состояние организма спортсмена, которые обеспечивают внутренние условия осуществления определенных действий. Регуляция деятельности человека всегда протекает комплексно. Ее основу составляют эмоционально-волевая сфера человека, вегетативные механизмы и принцип доминанты в управлении деятельностью. Человеческий организм является достаточно совершенным в плане самоконтроля и саморегуляции.

Механизмы доминанты, временно господствующего  очага возбуждения, позволяют нам  в условиях, когда поступает масса  разнообразных раздражителей и  сигналов, отобрать из них только имеющие  значение для выполняемой деятельности.

Природа предусмотрела и другой механизм преодоления препятствий – возникновение эмоций. Эта роль эмоций была понята с самого начала их изучения. Эмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий, привычных или произвольных форм поведения наталкивается на препятствие. В спорте эмоциональная регуляция деятельности обнаруживается при большом желании достичь высокого результата, при сильных переживаниях. Часто эмоции вскрывают дополнительные ресурсы, автоматически, неосознанно для спортсмена. Таким образом, вскрываются и реализуются в деятельности резервные возможности организма.

Известно, что психическое напряжение влияет на результаты деятельности человека как положительно, так и отрицательно. В спорте достаточно примеров, когда  психическое напряжение было причиной либо снижения работоспособности и расстройства сна спортсмена, либо роста его спортивного мастерства, обеспечившего успех его выступления на соревнованиях. Напряжение в тренировке связано с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. Психическое напряжение в условиях соревнований дополняется напряжением, определяемым целью достигнуть определенного результата, поэтому психическое напряжение в тренировке называют процессуальным, а в соревновании – результативным.

Высокое и продолжительное напряжение может оказать негативное влияние  на спортсмена. В условиях современной  тренировки применяются такие высокие  физические нагрузки, что нередко  спортсмен испытывает состояние  повышенного психического напряжения. Само по себе психическое напряжение в спорте – фактор положительный, отражающий активацию всех функций и систем организма и обеспечивающий высокую продуктивность деятельности. Но следует учесть, что при неблагоприятных факторах (высоком и продолжительном напряжении, страхе перед нагрузкой, плохими взаимоотношениями с окружающими, недостаточной мотивации, неуверенности в себе и т.п.) психическое напряжение может вызывать дисгармонию функций, избыточный и неоправданный расход энергии. Слабая степень психического напряжения не оставляет последствий и исчезает через несколько дней.

Сильное и длительное перенапряжение может иметь отрицательные последствия  даже через недели и месяцы. Отрицательные  последствия обычно проявляются  в неблагоприятном отношении  к окружающим и в своеобразных поведенческих актах.

В психологии выделяют три стадии психического перенапряжения, имеющие  общие и специфические для  каждой из них признаки.

Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести бодрости после сна, эпизодические головные боли.

Специфические признаки:

Нервозность – капризность, неустойчивость настроения, внутренняя раздражительность, возникновение неприятных ощущений (в основном мышечные). Вначале эти признаки проявляются нечасто и выражены неярко.

Капризность - спортсмен остается дисциплинированным, организованным, как обычно, качественно выполняет задание тренера, но периодически выражает недовольство общением, заданием, условиями и т.д. Это проявляется в мимике, жестах, тоне речи. Такую реакцию можно рассматривать как своеобразную адаптацию к возрастающим нервно-психическим напряжениям. Но оставлять их без внимания нельзя.

Неустойчивость настроения: проявляется в быстрой смене  и неадекватности реакции. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая  может быстро смениться неудовольствием всем, что окружает.

Внутренняя раздражительность: чаще всего выражается в мимике и  пантомимике, в поведенческих актах  не проявляется.

Неприятные ощущения: в определенной мере являются оправданием  спортсмена в тех случаях, когда  он отказывается выполнять какие-либо задания или неудачно выступает в соревнованиях.

Такие настроения необходимо мягко, но неуклонно пресекать. Жалобы чаще всего бывают на болезненные  ощущения, но они, как правило, быстро проходят.

Прочная стеничность – нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятностей.

Нарастающая, несдерживаемая раздражительность выражается в  том, что спортсмен утрачивает самообладание, направляя свой гнев на товарищей, тренера, совершенно случайных людей; некоторое время он еще пытается объяснить причины гнева, затем теряет самокритичность, все реже испытывает угрызения совести; становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей.

Эмоциональная неустойчивость, т.е. неустойчивость настроения, приводит к резким колебаниям работоспособности.

Внутреннее беспокойство, т.е. напряженное ожидание неприятностей, которое выражается в том, что  спортсмен воспринимает как отклонение от нормы то, что раньше казалось ему естественным, само собой разумеющимся.

Астеничность – общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность.

Общий депрессивный фон  настроения – это подавленность, угнетенность, заторможенность, отсутствие бодрости, снижающие мотивацию деятельности.

Тревожность – это  нарушение внутреннего психического комфорта, беспокойство или страх  в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.

Неуверенность в своих  силах возникает у спортсмена вследствие возникновения мысли о несоответствии своих возможностей достижению поставленной цели. В крайних случаях приводит его к отказу от достижения цели и уходу из спорта.

Высокая ранимость, сенситивность  – свойства психики, приводящие к  тому, что спортсмен очень чутко реагирует на малейшее недоброжелательство во взаимоотношениях, на изменение режима тренировочных занятий или задач соревнований.

Зная признаки психического перенапряжения, тренер может вносить  коррективы в тренировочный процесс  спортсмена сообразно с динамикой его психического состояния.

Информация о работе Психология спорта