Психология способностей личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы очевидна для каждого человека. В современном мире проблема способностей является одной из самых серьезных проблем. Несмотря на кажущуюся разрешимость проблемы способностей все гораздо сложнее, не просто дать возможность человеку исчерпывающе открыть свои навыки и способности.
Целью данной работы являлся анализ и по возможности наиболее точное и полное теоретическое решение проблемы способностей человека. Основной задачей является ознакомление с характеристиками способностей

Файлы: 1 файл

психология способностей.docx

— 33.16 Кб (Скачать файл)

 

Введение 

В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «Способности»:

  1. Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое  определения способностей.
  2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.

    Способности- это  то, что не сводится к знаниям,  умениям и навыкам, но обеспечивает  их быстрое приобретение, закрепление  и эффективное использование  на практике. Это определение  принято сейчас и наиболее  распространено.

    Таким образом,  под способностями понимаются  устойчивые свойства людей, которые  определяют успехи, достигнутые  ими в различных видах деятельности. Есть, например, способности, от которых  зависят успехи в обучении. Есть  также музыкальные, художественно-  изобразительные, литературные, лингвистические, математические, организаторские и множество других способностей.    

Актуальность данной темы очевидна для каждого человека. В современном мире  проблема способностей является одной из самых серьезных проблем. Несмотря на кажущуюся разрешимость проблемы способностей все гораздо сложнее, не просто дать возможность человеку исчерпывающе открыть свои навыки и способности.                

  Целью данной работы  являлся анализ и по возможности  наиболее точное и полное теоретическое  решение проблемы способностей  человека. Основной задачей является  ознакомление с  характеристиками  способностей

.

 

 

 

 

 

1.    Человеческие  способности, задатки.                                                                                  

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов  деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить на общие и специальные.

    Общими называются  такие способности, которые одинаковым  образом проявляют себя в различных  видах человеческой деятельности. К ним, например, относится уровень  общего интеллектуального развития  человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные  движения и работоспособность.

   Специальные- это  способности к определённым видам  деятельности: музыкальные, изобразительные,  лингвистические и другие.

Кроме способностей существует понятие задатки.

Задатки- это качества, благодаря  которым у человека могут успешно  формироваться и развиваться  способности. Без соответствующих  задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно  появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим  задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей  способности быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других.

    Основные отличия  задатков от способностей в  следующем. Задатки даны (заданы- отсюда и название) человеку с  рождения или возникают благодаря  естественному развитию организма.  Способности приобретаются в  результате обучения. Для того, чтобы  иметь задатки, человеку не  нужно принимать со своей стороны  никаких усилий. Задатки не «требуют»,  чтобы человек активно включался  в те виды деятельности, с которыми  эти задатки функционально связаны.  Способности без активного участия  человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не  формируются. 

    Задатки, как  и способности могут быть различными. Есть задатки, которые связаны  с общими и специальными способностями,  центральные и периферические, сенсорные  и двигательные.

    К общим задаткам  относятся те, которые касаются  строения и функционирования  организма человека в целом  или его отдельных подсистем:  нервной, эндокринной, сердечно- сосудистой, желудочной. К специальным  относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного ( сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Центральные задатки касаются анатомо- физиологического строения ЦНС и внутренних органов человека. Периферические задатки связаны с работой периферических отделов органов чувств. Сенсорные задатки характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов чувств, а двигательные относятся к работе мышечного аппарата и управляющих им отделов ЦНС.

    На протяжении  многих лет психологии вели  дискуссию о природе человеческих  способностей. Правильное понимание  сущности способностей человека  предполагает выяснение отношения  к мозгу субстрату всех психологических процессов, состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально- психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.

    На свет человек  появляется без психологических  свойств, а лишь с общей возможностью  их приобретения. Только в результате  их взаимодействия с действительностью  и активной деятельности человеческий  мозг начинает сражать окружающий  мир, обнаруживая свои индивидуально-  психологические качества и особенности  (в том числе и способности). В таком смысле и следует  понимать принятое в научной  психологии положение, что способности  не являются врожденными.

    Чтобы задатки  превратились в ярковыраженные  способности, необходимо с детства  создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным  и художественным творчеством,  многоплановость деятельности ребенка,  широта и разнообразие сфер  его общения.

    Организуя детскую  деятельность, формирующую и развивающую  способность детей, необходимо  соблюдать психологические требования: создание положительного эмоционального  настроения, поддерживающего интерес  ребёнка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности  выполняемой деятельности

 

            

2   Одаренность и способности

  Исходя из этих  соображений, мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного  выполнения  данным человеком той или другой деятельности. Этот  переход  может  быть  осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким  понятием  и является "одаренность", понимаемая как то качественно своеобразное  сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения  большего  или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Своеобразие  понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства  чело века рассматриваются в них с точки зрения  тех требований,  которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя  говорить об одаренности вообще. Можно только говорить  об  одаренности  к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет  особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой  "общей одаренности".

  Понятие "одаренность" лишается смысла,  если его рассматривать как биологическую  категорию.  Понимание  одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или  другим  видам деятельности и что разумеется под "успешным" выполнением  каждой  конкретной деятельности.  Существенное изменение претерпевает и содержание понятия того или  другого социального вида одаренности в зависимости от того, каков в данную эпоху и в данной общественной формации критерий "успешного" выполнения  соответствующей деятельности. Понятие "музыкальная одаренность" имеет,  конечно, для нас существенно иное содержание, чем то, которое оно могло иметь у народов, не знавших иной музыки, кроме одноголосой. Историческое  развитие музыки влечет за собой и изменение музыкальной одаренности.  Итак, понятие "одаренность" не имеет смысла без соотнесения  его  с  конкретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики. 

Необходимо отметить еще  одно очень существенное обстоятельство.  От  одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только  возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной  вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой  деятельности требуется не только одаренность, то есть наличие соответствующего  сочетания способностей, но и обладания необходимыми навыками и  умениями.  Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность не имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью,  он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.

 Имеется большое различие  между следующими двумя положениями: "данный  человек по своей  одаренности имеет возможность весьма успешно выполнять  такие-то виды деятельности" и "данный человек своей одаренностью предрасположен к таким-то видам деятельности". Одаренность не  является  единственным фактором определяющим выбор деятельности ( а в классовом обществе она у огромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор ), как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.   Способности и интересы.

   Существенно важный  фактор развития способностей  человека  -  устойчивые специальные  интересы. Специальные интересы - это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонности профессионально заниматься этим родом  деятельности.  Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами  деятельности.   Подмечено, что возникновение интереса к той или иной деятельности тесно связано с пробуждением способностей к ней и  служит отправной точкой для их развития. "Наши желания, - по словам Гете, - предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы  в  состоянии будем совершить".

Упрочившиеся интересы ребенка - это "лакмусовая  бумажка" его  способностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься - не дают ли себя знать зарождающиеся  способности.  У подростка эти  интересы, как уже  подчеркивалось,  приобретают  характер увлечений  кратковременных, хотя и страстных. Свойственные подростковому  и юношескому возрасту разнообразные и нередко  вскоре угасающие интересы  играют важную роль в выявлении способностей развивающейся личности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

4.   Способности и типология людей.

    Общие способности  или общие качества личности - вполне конкретные  психологические проявления, к исследованию которых уже приступили  психологи. К числу таких общих качеств личности, которые в условиях  конкретной  деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из  трех  типов  людей. В  трудах  И.  П.  Павлова    они    были    обозначены    как "художественный", "мыслительный" и "средний" типы. Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней  двух  сигнальных  систем:  первой  сигнальной системы - образной, эмоциональной и второй, связанной с сигнализацией этих образов посредством слова - сигнала сигналов.   Относительное преобладание сигналов первой сигнальной системы  в  психической деятельности человека  характеризует  художественный  тип,  относительное преобладание сигнала сигналов - мыслительный тип, равное их  представительство  - средний тип людей.  Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в  результате непосредственного воздействия, живого  впечатления,  эмоций.  Для мыслительного типа - преобладание абстракций, логических построений,  теоретизирования. Принадлежность человека к художественному типу  ни  в  коей мере не может свидетельствовать о том, что он  фатально  предназначен  для деятельности художника. Очевидно иное - представителю  этого  типа  легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии.  Не  случайно, что подавляющее большинство  художников  (живописцев,  скульпторов, музыкантов, актеров и т. д.) имеют более или менее выраженные черты  этого типа. Качество мыслительного типа создают условия для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями и др. Легко понять, какой  обширный круг конкретных занятий (математика, философия,  физика,  языкознание и т. д.) может требовать именно этих качеств как предпосылок успешности овладения деятельностью.  

Необходимо подчеркнуть, что отнесение человека к художественному  типу не означает слабость  интеллектуальной  деятельности,  недостаток  ума.  Речь здесь идет об относительном  преобладании образных компонентов  психики  над мыслительными.    Вообще первая сигнальная система у  человека преобладает над  первой,  и это преобладание имеет абсолютный характер, так как роль языка и  мышления в трудовой деятельности людей  являются решающей и процессы отражения человеком мира опосредствуются его мыслями, выраженными словесно.

Информация о работе Психология способностей личности