Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:19, контрольная работа
Актуальность данной темы очевидна для каждого человека. В современном мире проблема способностей является одной из самых серьезных проблем. Несмотря на кажущуюся разрешимость проблемы способностей все гораздо сложнее, не просто дать возможность человеку исчерпывающе открыть свои навыки и способности.
Целью данной работы являлся анализ и по возможности наиболее точное и полное теоретическое решение проблемы способностей человека. Основной задачей является ознакомление с характеристиками способностей
Введение
В современной психологии
и на протяжении всей истории её
развития можно встретить разные
определения понятия «
Способности- это
то, что не сводится к знаниям,
умениям и навыкам, но
Таким образом,
под способностями понимаются
устойчивые свойства людей,
Актуальность данной темы очевидна для каждого человека. В современном мире проблема способностей является одной из самых серьезных проблем. Несмотря на кажущуюся разрешимость проблемы способностей все гораздо сложнее, не просто дать возможность человеку исчерпывающе открыть свои навыки и способности.
Целью данной работы
являлся анализ и по
.
Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить на общие и специальные.
Общими называются
такие способности, которые
Специальные- это
способности к определённым
Кроме способностей существует понятие задатки.
Задатки- это качества, благодаря
которым у человека могут успешно
формироваться и развиваться
способности. Без соответствующих
задатков хорошие способности
Основные отличия
задатков от способностей в
следующем. Задатки даны (заданы-
отсюда и название) человеку с
рождения или возникают
Задатки, как
и способности могут быть
К общим задаткам
относятся те, которые касаются
строения и функционирования
организма человека в целом
или его отдельных подсистем:
нервной, эндокринной,
На протяжении
многих лет психологии вели
дискуссию о природе
На свет человек
появляется без
Чтобы задатки
превратились в ярковыраженные
способности, необходимо с
Организуя детскую
деятельность, формирующую и развивающую
способность детей, необходимо
соблюдать психологические
Исходя из этих
соображений, мы не можем
Понятие "одаренность" лишается смысла, если его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности и что разумеется под "успешным" выполнением каждой конкретной деятельности. Существенное изменение претерпевает и содержание понятия того или другого социального вида одаренности в зависимости от того, каков в данную эпоху и в данной общественной формации критерий "успешного" выполнения соответствующей деятельности. Понятие "музыкальная одаренность" имеет, конечно, для нас существенно иное содержание, чем то, которое оно могло иметь у народов, не знавших иной музыки, кроме одноголосой. Историческое развитие музыки влечет за собой и изменение музыкальной одаренности. Итак, понятие "одаренность" не имеет смысла без соотнесения его с конкретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики.
Необходимо отметить еще одно очень существенное обстоятельство. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, то есть наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладания необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность не имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.
Имеется большое различие
между следующими двумя
Существенно важный фактор развития способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонности профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности. Подмечено, что возникновение интереса к той или иной деятельности тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит отправной точкой для их развития. "Наши желания, - по словам Гете, - предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить".
Упрочившиеся интересы ребенка - это "лакмусовая бумажка" его способностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься - не дают ли себя знать зарождающиеся способности. У подростка эти интересы, как уже подчеркивалось, приобретают характер увлечений кратковременных, хотя и страстных. Свойственные подростковому и юношескому возрасту разнообразные и нередко вскоре угасающие интересы играют важную роль в выявлении способностей развивающейся личности.
Общие способности или общие качества личности - вполне конкретные психологические проявления, к исследованию которых уже приступили психологи. К числу таких общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей. В трудах И. П. Павлова они были обозначены как "художественный", "мыслительный" и "средний" типы. Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы - образной, эмоциональной и второй, связанной с сигнализацией этих образов посредством слова - сигнала сигналов. Относительное преобладание сигналов первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание сигнала сигналов - мыслительный тип, равное их представительство - средний тип людей. Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа - преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования. Принадлежность человека к художественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что он фатально предназначен для деятельности художника. Очевидно иное - представителю этого типа легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии. Не случайно, что подавляющее большинство художников (живописцев, скульпторов, музыкантов, актеров и т. д.) имеют более или менее выраженные черты этого типа. Качество мыслительного типа создают условия для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями и др. Легко понять, какой обширный круг конкретных занятий (математика, философия, физика, языкознание и т. д.) может требовать именно этих качеств как предпосылок успешности овладения деятельностью.
Необходимо подчеркнуть, что отнесение человека к художественному типу не означает слабость интеллектуальной деятельности, недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преобладании образных компонентов психики над мыслительными. Вообще первая сигнальная система у человека преобладает над первой, и это преобладание имеет абсолютный характер, так как роль языка и мышления в трудовой деятельности людей являются решающей и процессы отражения человеком мира опосредствуются его мыслями, выраженными словесно.