Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:19, контрольная работа
Актуальность данной темы очевидна для каждого человека. В современном мире проблема способностей является одной из самых серьезных проблем. Несмотря на кажущуюся разрешимость проблемы способностей все гораздо сложнее, не просто дать возможность человеку исчерпывающе открыть свои навыки и способности.
Целью данной работы являлся анализ и по возможности наиболее точное и полное теоретическое решение проблемы способностей человека. Основной задачей является ознакомление с характеристиками способностей
Структура
каждой конкретной
5. Психика человека и ее возможности
Необходимо заметить,
что способностями можно
Одной из важнейших особенностей
психики человека является возможность
чрезвычайно широкой
Именно вследствие широкой возможности компенсации обречены на неудачу всякие попытки свести, например, музыкальный талант, музыкальное дарование, музыкальность и тому подобное к какой-либо одной способности. Для иллюстрации этой мысли необходимо привести один элементарный пример. Своеобразной музыкальной способностью является так называемый абсолютный слух, выражающийся в том, что лицо, обладающее этой способностью, может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна. Имеются веские основания к тому, чтобы видеть в абсолютном слухе типичный пример "врожденной способности", то есть способности, в основе которой лежат врожденные задатки. Однако можно и у лиц, не обладающих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельных звуков. Это не значит, что у этих лиц будет создан абсолютный слух, но это значит, что при отсутствии абсолютного слуха можно, опираясь на другие способности - относительный слух, тембровый слух и т.д., выработать такое умение, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха. Психические механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе и при специально выработанном, так называемом "псевдоабсолютном" слухе будут совершенно различными, но практические результаты могут быть в некоторых случаях быть совершенно одинаковыми.
Далее надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей
Мы не можем понимать
способности как врожденные
Важно лишь твердо установить, что во всех случаях мы понимаем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков. Очень важно также отметить, что, говоря о врожденных задатках, мы тем самым не говорим еще о наследственных задатках. К сожалению , широко распространена ошибка, заключающаяся в отождествлении этих двух понятий. Предполагается, что сказать слово "врожденный" все равно, что сказать "наследственный". Это конечно неправильно. Ведь рождению предшествует период утробного развития. Слова "наследственность" и "наследственный" в психологической литературе нередко применяются не только в тех случаях, когда имеются действительные основания предполагать, что данный признак получен наследственным путем от предков, но и тогда, когда хотят показать, что этот признак не есть прямой результат воспитания или обучения, или когда предполагают, что этот признак сводится к некоторым биологическим или физиологическим особенностям организма. Слово "наследственный" становится таким образом синонимом не только слову "врожденный", но и таким словам, как "биологический", "физиологический" и т.д. Такого рода нечеткость или невыдержанность терминологии имеет принципиальное значение. В термине "наследственный" содержится определенное объяснение факта, и поэтому употреблять этот термин следует с очень большой осторожностью, только там, где имеются серьезные основания выдвигать именно такое объяснение.
Также необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое.
Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, также как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, иными словами, закончившей свое развитие. Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Только в ходе психологического анализа мы различаем их друг от друга. Нельзя понимать дело так, Что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в этой последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.
Развитие способностей,
как и вообще всякое развитие,
не протекает прямолинейно: его
движущей силой является
Деятельность (трудовая, учебная и т. п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике).
Этим требованиям
не может удовлетворить одно
какое-либо качество, даже если
оно достигло очень высокого
уровня развития. Мнение, что одно
отдельно взятое психическое
свойство может обеспечить высокую
продуктивность деятельности, выступить
как эквивалент всех
Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.
Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Среди свойств
и особенностей личности, образующих
структуру конкретных
Проанализировав тему способностей, стало видно, что реализация способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема.
Можно сделать вывод, что способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить.
Нельзя так же сказать, что каждый человек способен ко всему. Если у него есть способность к рисованию, совсем не обязательно, что он обладает музыкальным слухом.
Занимаясь развитием
своих способностей, человек должен
стремиться к тому, чтобы это
развитие не было самоцелью.
Главная задача в том, чтобы
быть достойным человеком,
Способности - это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.
Список литературы
1. Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М. : Просвещение, 1981.
2. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973.
3. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: Высшая школа, 1977.
4. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. - М.:
Просвещение, 1986,
5. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989.- С 223-226.
6. Проблемы способностей / под редакцией Мясищева В.Н. - М., 1976.
7. Изюмова С.А. Природа
мнемических способностей и
8. Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 1974.
9. Петровский А.В. Способности и труд. - М., 1966.
10. Психология индивидуальных различий / под редакцией Гиппенрейтера Ю.Б., Романова В.Я. - М., 1982.
11. Познавательные процессы и способности в обучении / под редакцией Шадрикова В.Д. - М.: Просвещение, 1990.
12.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969.
13.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993.
14.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1960.
15.Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 1972.
16.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.
17. Способности и склонности / под редакцией Голубевой Э.А. - М.:
Педагогика, 1989.
18. Сергеев Б.Ф. Стать гением –Л.Линиздат . 1991г.-219с.
19.Пекелис В.Д. Твои возможности человек. -М.:Знак 1984г.-272с.