ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Предпосылки возникновения психологии
профессий 4
2. Становление психологии
профессий в России 5
3.Предмет, задачи и методы профпсихологии 7
4. Технологии реализации практической
направленности психологии профессии 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность занимает
важное место в жизни каждого человека.
Проблема «кем быть?» по своему значению
уступает лишь вопросам «с кем быть?» и
«каким быть?»
В настоящее время социально-экономическая
ситуация становится все динамичнее. Кардинально
изменился рынок труда. Появился новый
вид бизнеса, ориентированный на поиск
и отбор высококвалифицированных специалистов.
Интенсивное развитие экономики обусловило
необходимость профессиональной мобильности
и конкурентоспособности работников.
Эти изменения неизбежно породили массу
проблем профессиональной жизни человека,
и вполне естественно, что в прикладной
психологии оформилась новая отрасль
– психология профессий, или профпсихология.
Ее содержанием являются описание и анализ
профессионального поведения человека
и его профессиональной биографии, а также
развития личности с начала формирования
профессиональных намерений до ухода
из профессиональной жизни.
Системообразующим фактором психологии
профессий является взаимодействие личности
с профессией: выбор, качество освоения,
психологическое содержание деятельности,
восхождение к вершинам профессионализма,
преодоление профессиональных деструкции
(кризисов, конфликтов, деформаций, профессионального
старения), а также психологическое сопровождение
профессионального становления.
1. Предпосылки возникновения психологии
профессий
В становлении профпсихологии как самостоятельной
отрасли психологии можно выделить три
этапа:
1. Возникновение в конце XIX в. психотехники
как направления в психологии,
решающего психологические проблемы
научной организации труда (У. Штерн, Ф. Тейлор, Г. Мюнстерберг и др.)
- Основными задачами исследования психотехники
являлись рационализация трудовых приемов
и условий труда, снижение аварийности
и травматизма, совершенствование производственного
обучения.
2. Развитие в начале XX в. самостоятельной
научной отрасли – психологии
труда (Ф. Парсон, M.Вебер, С.Г.Геллерштейн, А.К.Гастев
и др.). Ее основные исследовательские
задачи – закономерности формирования
и проявления психики человека в труде,
а также вопросы профотбора, профконсультации
и трудовой экспертизы.
3. Выделение в 70-х гг. нашего столетия
в психологии труда и индустриальной
психологии задач, направленных на решение проблем
взаимозависимости человека и профессии.
Эта область психологии труда стала называться
профпсихологией или психологией профессий
(A. Хас, Э. Борненман, К. Сейферт, Э. Улих
и др.). В рамках профпсихологии объединяются
исследования по профконсультации, выбору
профессий и профессио-графии. Как самостоятельная
научная дисциплина профпсихология оформилась
в США в трудах Дж. Крайтс и Д. Супер.
Однако прямой перенос данных зарубежного
опыта представляется непродуктивным.
Иные социально-экономические условия и социокультурные
традиции обусловливают необходимость
построения отечественной психологии
профессий.
Выделение профпсихологии обосновывается
тем, что в настоящее время речь идет не
о приспособлении человека к профессиональному труду, а о его взаимосвязи с отдельной
профессией, а также миром профессий в
целом. Основными задачами исследований
становятся описание и анализ профессионального
поведения человека и его профессиональной
биографии, а также развитие личности
с начала профессиональной подготовки
до ухода из профессиональной жизни [2,
с.5].
2. Становление психологии профессий в
России
Становление и институциональное оформление
отечественной психологии профессий как
самостоятельной отрасли прикладной психологии
обусловлено политическими, экономическими и
научно-исследовательскими предпосылками.
Кратко рассмотрим их.
1. В условиях тоталитарного общества
игнорировались индивидуальные
особенности человека. Главным было выполнение социального заказа
на подготовку работников, необходимых
для решения производственных задач. Изменение
политической ситуации, смена идеологических
ориентиров, появившаяся возможность
самостоятельной предпринимательской
деятельности привели к формированию
нового отношения к труду, новой стратегии
поведения работников, вынужденных менять
профессию, искать себе место работы, подтверждать
свою конкурентоспособность.
Политическая и идеологическая свобода,
обрушившаяся на россиян, породила у них
растерянность и психическую напряженность.
Рухнувшие кабальные условия производственных отношений
вызвали у работников стресс, так как в
одночасье они стали ответственны за свою
профессиональную жизнь.
Актуальными для трудоспособного населения
стали проблемы выбора сценариев профессиональной
жизни, профессиональной занятости, карьеры, безработицы и др.,
к решению которых оно не было подготовлено.
У людей появилась потребность в психологической
поддержке и помощи. Однако ни одна из
отраслей прикладной психологии специально
не занималась этими проблемами.
2. Экономическая ситуация до перехода к рыночным
отношениям характеризовалась стабильностью
и гарантировала минимум социальных благ.
Вся система жизнеобеспечения была направлена
на закрепление профессионального и квалификационного
положения работника в сфере производства
на определенном предприятии.
В условиях рыночной экономики оказались
востребованы работники высокой квалификации,
профессионально мобильные, конкурентоспособные.
Это повысило актуальность профотбора,
определения профпригодности, оценки
и аттестации кадров, прогноза профессионального роста
и карьеры, повышения квалификации и переквалификации
работников. На предприятиях и в организациях
появляются отделы (центры) развития персонала.
Психологически компетентное решение
этого комплекса экономически обусловленных проблем возможно в процессе исследования
взаимодействия личности с миром профессий
и психологического анализа содержания
профессионального становления человека.
3. Исследование многоаспектных
проблем взаимодействия личности
с профессией велось отечественной психологией. В основном эти проблемы
изучались психологией труда, педагогической
и возрастной психологией, инженерной
психологией. Методологическое обоснование
данная проблематика получила в фундаментальных
работах отечественных психологов:
■ создание психологической теории деятельности
стало теоретической основой многих профессиоведческих
исследований;
■ развитие дифференциально-психологической
концепции личности явилось основой решения
многих проблем профотбора, профконсультирования,
профадаптации и профессионализации;
■ психология труда исследовала вопросы
профпригодности, профдиагностики, формирования
профессиональных умений и навыков и др.;
■ педагогическая психология изучала
проблемы профессионального обучения
и воспитания, особенности повышения квалификации и переквалификации;
■ возрастная психология много внимания
уделяла вопросам личностного и профессионального
роста, профессионального самоопределения,
психологическим особенностям кризисов
и конфликтов профессионального развития
взрослых.
Можно констатировать, что психологическое
знание о взаимодействии человека с миром
профессий накапливалось и фиксировалось
в разных отраслях психологических наук.
В настоящее время сложились условия для
институционального оформления этого
знания в рамках одной научной дисциплины
– психологии профессий [2, 6].
Таким образом, к началу 1990-х гг. политические,
экономические и научные предпосылки
обусловили возможность и необходимость
оформления новой отрасли отечественной
прикладной психологии – психологии профессий.
3. Предмет, задачи и методы профпсихологии
Согласно наиболее общему определению,
психология – это наука о законах отражения
объективной реальности в процессе деятельности
человека и поведения животных. Дифференциально-интеграционные
процессы в науке и практике привели к образованию большого
числа отраслей психологии, каждая из
которых решает свои проблемы, имеет собственный
предмет, ведущие понятия, методы и объяснительные
принципы. Дифференциация обусловлена
накоплением научных фактов, знаний о
закономерностях, механизмах психики.
Главное же, что позволяет выделить самостоятельную
отрасль науки, – это наличие собственного
предмета исследования [3, 20].
Предметом профпсихологии являются психологические
особенности, закономерности, механизмы
профессионального становления личности. Отсюда
следует, что профпсихология – это отрасль
прикладной психологии, изучающая закономерности
формирования профессиональных намерений,
выбора профессии, овладения ею, становления
и оценки специалиста и профессионала,
а также профессиональных деструкции
личности.
Объектом профпсихологии является взаимодействие
личности и профессии.
Особо следует подчеркнуть различие
предметов психологии труда и профпсихологии.
Е.А.Климов так характеризует «...ядро психологии
труда как науки: это отрасль психологии,
изучающая условия, пути и методы научно
обоснованного решения практических задач
в области функционирования и формирования
человека как субъекта труда» 1.
Профпсихология изучает профессиональное
становление личности. В центре ее исследования
– профессиональное развитие личности
и профессиональное самоопределение.
Личность при этом рассматривается как
субъект профессионального становления
[2, 10].
Важное значение придается профессиональному
поведению специалиста в различных социокультурных
и социоэкономических условиях. Исследуются
индивидуальные предпосылки и условия
овладения конкретной профессией, а также
ее влияние на структуру личности. Главное
внимание обращается на профессиональные
достижения, обусловленные когнитивными,
мотивационными и психомоторными признаками
личности. Анализируются отношения между
человеком и его профессией, а также между
профессиональной ролью и структурой
мира профессий, исследуется социальное
восприятие различных профессиональных
ролей.
Профпсихология пристально изучает значение
профессиональной деятельности для современного
человека, исследует траекторию индивидуального
профессионального становления личности,
развитие профессиональных экспектаций
в детстве, детерминанты профессиональной
зрелости, профессиональные ценности
и мотивы труда, удовлетворенность профессиональным
трудом, а также влияние профессии на биографию
конкретного человека [1, 35].
Важными аспектами профпсихологии являются
анализ профессиональной деятельности,
установление типичных профессиональных задач, ситуаций,
трудностей, выяснение профессиональных
требований.
Основываясь на анализе исходной проблемной
ситуации и определении предмета профпсихологии,
сформулируем ее основные задачи:
1) обоснование методологии профпсихологии, включающей концепцию профессионального
становления личности, ведущие понятия
и принципы исследования;
2) разработка исследовательских
методик, адекватных предмету профпсихологии,
и проектирование собственных
методов;
3) психологический анализ, классификация и характеристика профессий; разработка
принципов и методики проектирования
профессий;
4) исследование психологических
механизмов и закономерностей
профессионального становления
личности; определение факторов, детерминирующих
динамику этого процесса; психологический анализ кризисов профессионального
становления;
5) изучение профессиональных деструкции
специалиста: стагнации и деформаций
личности, снижения профессиональной
работоспособности;
6) разработка психодиагностических
средств мониторинга профессионального развития личности и аттестации
специалистов;
7) психологическое сопровождение
профессионального становления
личности: поддержка, стимулирование
и помощь в течение всей
профессиональной жизни человека;
профконсультирование, личностно-развивающие
технологии профессионального образования,
аттестация, психотехнологии профессионального
роста, профессиональная коррекция и реабилитация,
психологическая подготовка к уходу из
профессии.
Исследовательские методы профпсихологии
имеют общепсихологическое происхождение, методика отражает специфику
предмета изучения. Профпсихология использует
для исследования методы общей, возрастной,
педагогической психологии, а также психологии
труда. Специфическими методиками исследования
профпсихологии являются метод составления
профессиональной психобиографии, метод
критических инцидентов, профессионально
ориентированная графология, экспертная
оценка профессионализма, ретроспекция
профессиональных кризисов, рефлексия
профессиональных деформаций и др [6, 88].