Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:13, реферат
Системообразующим фактором психологии профессий является взаимодействие личности с профессией: выбор, качество освоения, психологическое содержание деятельности, восхождение к вершинам профессионализма, преодоление профессиональных деструкции (кризисов, конфликтов, деформаций, профессионального старения), а также психологическое сопровождение профессионального становления.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Предпосылки возникновения психологии профессий 4
2. Становление психологии профессий в России 5
3.Предмет, задачи и методы профпсихологии 7
4. Технологии реализации практической
направленности психологии профессии 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
4. Технологии реализации практической направленности психологии профессии
По задачам, формам и методам психотехнологии представляют собой многообразные виды практик психологической помощи и поддержки людей. Основными из них являются психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция, психологическая реабилитация, личностно - ориентированная терапия и др.
Психологическая профилактика – содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем, неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений.
Психологическое консультирование – оказание помощи личности в самопознании, адекватной самооценке, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом.
Психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в конкретных социально-экономических условиях.
Личностно-ориентированная терапия ставит задачу содействия пациенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности. Жесткого разделения методов клинической и личностно-ориентированной психотерапии не существует: одни и те же методы могут с успехом использоваться и здесь и там. Основой многих форм психотерапии, а также самой психологической практики стал психоанализ, разработанный З. Фрейдом.
Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при обеспечении необходимых условий во внешней среде (социальной, психологической, природной). Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий. Главное в реабилитации – правильное определение предмета и реструктуризация виртуальных атрибутов личностных жизненных смыслов.
Процесс реабилитации предполагает, как правило, проведение процедуры профотбора, профконсулътации и профориентации, которая сводится к поиску соответствия между личностными и профессиональными качествами кандидата и требованиями профессии. Средства решения задач профориентации достаточно развиты и включают в себя составление профессиограмм для различных видов деятельности, индивидуальное социопсихологическое и психологическое обследование кандидатов, систему обучения и переподготовки и т.п [6, 181].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпосылками оформления накопленной психологией научно-прикладной информации в области взаимодействия человека с миром профессий в самостоятельную научную дисциплину под названием профпсихология являются следующие факторы:
1. Изменение социально-
2. Демократизация общественной жизни существенно обогатила возможности людей в своем жизнетворчестве, важным моментом которого стало проектирование профессиональной биографии. Поэтому возросла потребность в профессиологических и психологических знаниях.
В отечественной психологии труда, возрастной и педагогической психологии накоплен большой объем знаний в области профессионального становления личности, профориентации и профконсультации, профессиографии. Обобщение этих знаний с единых методологических позиций в рамках одной научной дисциплины представляется крайне актуальным и своевременным.
В становлении профпсихологии как самостоятельной отрасли психологии можно выделить три этапа:
1. Возникновение в конце XIX в. психотехники
как направления в психологии,
решающего психологические
2. Развитие в начале XX в. самостоятельной научной отрасли – психологии труда.
3. Выделение в 70-х гг. нашего столетия в психологии труда и индустриальной психологии задач, направленных на решение проблем взаимозависимости человека и профессии.
Выделение профпсихологии обосновывается тем, что в настоящее время речь идет не о приспособлении человека к профессиональному труду, а о его взаимосвязи с отдельной профессией, а также миром профессий в целом. Основными задачами исследований становятся описание и анализ профессионального поведения человека и его профессиональной биографии, а также развитие личности с начала профессиональной подготовки до ухода из профессиональной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ