Психология становления профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:13, реферат

Описание работы

Системообразующим фактором психологии профессий является взаимодействие личности с профессией: выбор, качество освоения, психологическое содержание деятельности, восхождение к вершинам профессионализма, преодоление профессиональных деструкции (кризисов, конфликтов, деформаций, профессионального старения), а также психологическое сопровождение профессионального становления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Предпосылки возникновения психологии профессий 4
2. Становление психологии профессий в России 5
3.Предмет, задачи и методы профпсихологии 7
4. Технологии реализации практической
направленности психологии профессии 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

ПРОФЕССИЯ.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

4. Технологии реализации практической направленности психологии профессии

По задачам, формам и методам психотехнологии представляют собой многообразные виды практик психологической помощи и поддержки людей. Основными из них являются психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция, психологическая реабилитация, личностно - ориентированная терапия и др.

Психологическая профилактика – содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем, неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений.

Психологическое консультирование – оказание помощи личности в самопознании, адекватной самооценке, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом.

Психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в конкретных социально-экономических условиях.

Личностно-ориентированная терапия ставит задачу содействия пациенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности. Жесткого разделения методов клинической и личностно-ориентированной психотерапии не существует: одни и те же методы могут с успехом использоваться и здесь и там. Основой многих форм психотерапии, а также самой психологической практики стал психоанализ, разработанный З. Фрейдом.

Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при обеспечении необходимых условий во внешней среде (социальной, психологической, природной). Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий. Главное в реабилитации – правильное определение предмета и реструктуризация виртуальных атрибутов личностных жизненных смыслов.

Процесс реабилитации предполагает, как правило, проведение процедуры профотбора, профконсулътации и профориентации, которая сводится к поиску соответствия между личностными и профессиональными качествами кандидата и требованиями профессии. Средства решения задач профориентации достаточно развиты и включают в себя составление профессиограмм для различных видов деятельности, индивидуальное социопсихологическое и психологическое обследование кандидатов, систему обучения и переподготовки и т.п [6, 181].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важное значение в согласовании личности с профессией, в разрешении возникающих на протяжении всей профессиональной биографии ненормативных ситуаций, кризисов, противоречий имеет психология. Именно она призвана ответить на поставленные вопросы, должна помочь установить оптимальные взаимоотношения человека и профессии, «согласовать» человека с миром профессий.

Многоаспектные психологические феномены согласования личности и профессии традиционно исследовались психологией труда. Но целостной картины профессионального становления личности при этом не складывалось. Психология труда, возникшая на рубеже XX в., изучала различные виды профессиональной деятельности, требования деятельности к человеку, его психофизиологическим возможностям, морально-волевым качествам, необходимые профессиональные способности и навыки. Большое значение придавалось профилактике производственного травматизма, диагностике работоспособности и утомления, определению оптимального режима труда и др. Однако в центре внимания исследователей стояли в основном исполнительские, операционные аспекты труда, его психофизиологические характеристики. Центральной проблемой отечественной психологии труда являлось приспособление человека к орудиям, процессам и условиям труда. При этом адаптация работника изучалась преимущественно по линии психофизиологических характеристик человека. Ценностные, смыслообразующие, мотивационные аспекты труда не исследовались.

Предпосылками оформления накопленной психологией научно-прикладной информации в области взаимодействия человека с миром профессий в самостоятельную научную дисциплину под названием профпсихология являются следующие факторы:

1. Изменение социально-экономической  ситуации в стране, развитие рынка  труда, появление безработицы, социально-профессиональная миграция трудоспособного населения усилили потребность людей в ориентации в мире профессий.

2. Демократизация общественной  жизни существенно обогатила  возможности людей в своем  жизнетворчестве, важным моментом  которого стало проектирование профессиональной биографии. Поэтому возросла потребность в профессиологических и психологических знаниях.

В отечественной психологии труда, возрастной и педагогической психологии накоплен большой объем знаний в области профессионального становления личности, профориентации и профконсультации, профессиографии. Обобщение этих знаний с единых методологических позиций в рамках одной научной дисциплины представляется крайне актуальным и своевременным.

В становлении профпсихологии как самостоятельной отрасли психологии можно выделить три этапа:

1. Возникновение в конце XIX в. психотехники  как направления в психологии, решающего психологические проблемы  научной организации труда.

2. Развитие в начале XX в. самостоятельной  научной отрасли – психологии  труда.

3. Выделение в 70-х гг. нашего столетия в психологии труда и индустриальной психологии задач, направленных на решение проблем взаимозависимости человека и профессии.

Выделение профпсихологии обосновывается тем, что в настоящее время речь идет не о приспособлении человека к профессиональному труду, а о его взаимосвязи с отдельной профессией, а также миром профессий в целом. Основными задачами исследований становятся описание и анализ профессионального поведения человека и его профессиональной биографии, а также развитие личности с начала профессиональной подготовки до ухода из профессиональной жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. Вып. 6, Психолого-педагогические науки. 2005. N 5(12). С. 30–43.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект / Э.Ф. Зеер. – М. ГОУ ВПО «МГУС», 2008. – 283 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. 3-е изд. / под ред. Климова Е.А. - М.: Академия, 2007. – 138 с.
  4. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Изд-во Санкт - Петербург ун-та, 2010. С. 61–83.
  5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2011. – 115 c.
  6. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., / перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
  7. Боронова Г.Х. Психология труда: Конспект лекций [Текст] / Г.Х.Боронова. – С-Пб, 2009. - 186 с.

Информация о работе Психология становления профессий