Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 16:16, курсовая работа
Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей. Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности - и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии.
Введение 3
1. Психология стихийных групп: психология масс 5
1.1. Масса и ее психологические характеристики 5
1.2. Поведение массы 8
2. Психология стихийных групп: психология толпы 14
2.1. Понятие толпы. Механизмы формирования и состав 14
2.2. Классификация толпы 19
2.3. Психологические свойства толпы 22
Заключение 28
Список использованной литературы: 29
Оглавление
Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей. Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности - и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии.
«Большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся масса, толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).
При общей классификации больших социальных групп существует особая их разновидность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику.
В социальной психологии XX в. психологические характеристики таких групп описываются как формы коллективного поведения. Учитывая, что термин «коллектив» в русском языке имеет весьма специфическое значение, целесообразнее определять названный тип поведения как массовое поведение, тем более что стихийные группы действительно выступают его субъектом.1
Систематическое изучение больших социальных групп началось во второй половине XIX века. В различных странах Западной Европы независимо сложились две научные школы: немецкая психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и франко-итальянская психология масс (Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Сигеле). Они обогатили наше знание о неосознаваемых мотивах и механизмах человеческих действий и заложили начало научных дисциплин, названных в последствии социальной и политической психологией.
В России конца XIX - начала XX веков предметом исследования массовидных явлений, проводимого М.Г. Михайловским, является субъективная социология, В.М. Бехтеревым - коллективная рефлексология, А.Л. Чижевским - гелиопсихология. В частности, Чижевский впервые изучал влияние солнечной активности и ее колебаний на динамику массовых политических настроений. В 20-е годы были также получены интересные данные, касающиеся массового восприятия газетных сообщений (П.П. Блонский) и циркуляции слухов (Я.М. Шариф). В начале 30-х годов А.Р. Лурия выявил национально-культурные особенности восприятия и мышления.
Психология масс опровергла представление о человеке как о воплощении разума и сознания, обнаружив, что, находясь в массе, в толпе, человек-индивид утрачивает разумность и интеллект. Поэтому психология масс в качестве предмета психологии определила психологическое бессознательное человека.
Целью исследования является выявление и анализ основных социально-психологических проявлений стихийных групп.
Объектом исследования являются стихийные группы.
Предметом исследования является психология толпы, масс.
Задачи исследования:
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.
Г. Блуммер дал сущностные признаки массы:
Масса обладает статистическим характером общности. Это означает, что данная общность совпадает с множеством дискретных «единиц» и не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих ее элементов.
Масса — статистически вероятностная общность. Это означает, что вхождение индивидов в данную общность носит неупорядоченный, случайный характер. Такая общность практически всегда отличается открытыми, размытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом.
Масса — общность, отличающаяся ситуативным характером. Это означает, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее.
Масса почти всегда является неустойчивым образованием, меняющимся от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к другой.
Масса - общность выражение гетерогенная, т.е. разнородная. Она откровенно внегрупповая или межгрупповая. В подобной общности разрушаются границы между всеми существующими социальными, демографическими, политическими, региональными, образовательными и иными группами.2
Масса имеет ряд отличительных черт:
- ее члены могут занимать
различное общественное
- она может включать людей с различными классовыми позициями, отличающихся друг от друга по профессиональному признаку, культурному уровню и материальному состоянию;
- масса является анонимной группой или, точнее, состоит из анонимных индивидов;
- между членами массы почти нет взаимодействия и обмена переживаниями;
- обычно члены массы физически отделены друг от друга и, будучи анонимными, не имеют возможности «толочься», как это делают люди в толпе;
- масса имеет очень
рыхлую организацию и
- масса лишена черт общества или общины;
- у массы нет ни социальной организации, ни обычаев и традиций, ни организованных установок, ни структуры статусных ролей, ни закрепившегося умения.3
Психологические характеристики массы состоят в следующем:
Масса импульсивна, изменчива. Ею руководит почти исключительно бессознательная сфера. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть благородными или жестокими, героическими или трусливыми. Однако они настолько повелительны, что побеждают личное, даже инстинкт самосохранения.
Масса ничего не делает преднамеренно. Если даже она страстно чего-нибудь хочет, то все-таки это продолжается недолго. Она не способна к длительному проявлению чувства, не выносит никакой отсрочки между своим желанием и осуществлением его. У нее есть чувство всемогущества.
Масса чрезвычайно легко поддается внушению. Она легковерна. Она лишена критики. Чувства массы очень просты и чрезмерны. Масса не знает ни сомнений, ни колебаний и немедленно переходит к самым крайним действиям. Высказанное подозрение превращается у нее в неопровержимую истину, зародыш антипатии - в дикую ненависть.
Масса - раздражительна. Склонная ко всему крайнему, мaасса возбуждается чрезмерными раздражениями. Чтобы увлечь массу, нужно обращаться не к разуму, она лишена его, а к воображению.
Масса никогда не знает жажды истины. Она требует иллюзий, от которых не может отказаться. Ирреальное всегда имеет у нее преимущество перед, реальным. Несуществующее влияет на нее столь же сильно, как и существующее. Не логика правит массой, а легенда. Не наука способна завоевать массу, а мифы, которые создадут для нее. Мифы легко запомнить. Они апеллируют к чувствам плебса.4
Для того чтобы управлять массой, должна определиться элита. Тот, кто хочет влиять на нее, не чуждается ни в какой логической оценке своих аргументов. Он должен рисовать самые яркие картины, преувеличивать и повторять все одно и то же.
Массой правят избранные. Масса поклоняется силе и слову, произнесенному как откровение от новой веры. Масса любит сильных людей. Вождь вызывает немедленную реакцию повиновения. Достаточно ему появиться, чтобы масса признала в нем другого вождя, который играл роль на другой сиене, в других обстоятельствах.5
Массы, каковы бы ни были их культура или социальное положение, нуждаются в поддержке вождя.
Тот факт, что масса состоит из индивидов, принадлежащих к самым различным локальным группам и культурам, имеет большое значение. Это следует понимать так, что объект интереса, который привлекает внимание составляющих массу, находится за пределами локальных культур и групп. Объект массового интереса можно рассматривать как нечто, отвлекающее внимание людей от их локальных культур и сфер жизни и обращающее внимание наиболее широкое пространство.
В таком смысле: масса может трактоваться как нечто, состоящее из отчужденных индивидов, вынужденных действовать обособленно, и обращающее внимание на те объекты, которые интересны, но сбивают с толку и которые нелегко понять и упорядочить. Индивиды при этом испытывают замешательство и неуверенность.
Индивид в массе вместо того, чтобы лишаться своего самосознания, напротив, способен сильно обострить его. Вместо того чтобы действовать, откликаясь на внушения и взволнованное возбуждение тех, с кем он состоит в контакте, индивид действует, откликаясь на тот объект, который привлек его внимание, на основании пробужденных им порывов.
В то время, как у индивида личная выгода является очень сильной, почти единственной двигательной пружиной, у масс она весьма редко выступает на первый план. В массе стираются индивидуальные достижения людей, исчезает их оригинальность.
Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее не бывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда ненадолго, она неспособна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.
Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Масса, таким образом, не знает ни сомнений, ни неуверенности.
Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии - в дикую ненависть.
Массовые действия происходят в ходе революций и при многих других обстоятельствах менее драматичных социальных перемен - например, во время городских погромов. Действия толп погромщиков в целом могут казаться деструктивными и случайными, но часто служат определенным целям, ради которых они были предприняты.
Информация о работе Психология стихийных групп: психология толпы