Психология стихийных групп: психология толпы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей. Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности - и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии.

Содержание работы

Введение 3
1. Психология стихийных групп: психология масс 5
1.1. Масса и ее психологические характеристики 5
1.2. Поведение массы 8
2. Психология стихийных групп: психология толпы 14
2.1. Понятие толпы. Механизмы формирования и состав 14
2.2. Классификация толпы 19
2.3. Психологические свойства толпы 22
Заключение 28
Список использованной литературы: 29

Файлы: 1 файл

психологиятолпы.docx

— 92.23 Кб (Скачать файл)

7. Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными условиями, человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что он совершал какие-то действия).

Феномен толпы привлекает большой интерес ученых и практиков, толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для окружающих, так и для людей в толпе

Заключение

 

Поведение стихийных групп заключается в процессе сбора или объединения людей, чтобы образовать толпу или массу. Ожидаемое в связи с определенным событием коллективное возбуждение способствует таким явлениям как заражение, внушение и подражание.

Все эти механизмы воздействия людей друг на друга взаимосвязаны в ситуации массового поведения. Заражение является бессознательной невольной подверженностью индивида определенным психическим состояниям. Особой ситуацией, где воздействие через заражение многократно усиливается, является паника.

Внушение - это целенаправленное, воздействие одного индивида на другого или определенную группу. Так же существует такой вид воздействия как подражание, которое является воспроизведением индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Данные способы воздействия чрезвычайно опасны, благодаря им человек утрачивает сознание и волю, превращается в социального автомата.

Механизмом формирования социальной идентичности в массе является категоризация - процесс «отнесения» индивидом себя к определенной социальной группе. Социальные и этнические группы, обозначаемые определенными категориями, или размывают свои границы или просто «исчезают». Последствия этого драматичны для многих социальных групп: пожилые люди испытывают потерю идентичности, молодежь - затруднения с определением своей идентичности и т.п.22

Индивид при определенном условии чувствует, мыслит и действует иначе, чем этого можно было бы ожидать, и этим условием является приобщение к человеческой толпе, которая приобрела качество психологической массы. Индивид в толпе совершает такие вещи, от которых он отвернулся бы в своих обычных жизненных условиях.

На протяжении всей истории человечества судьбы народов, племен и общин всегда были в руках тех, кто умел управлять массами, у кого это, пускай и бессознательно, но получалось благодаря своему характеру и другим природным способностям.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МПСИ, 2001.- 460 с.
  2. Блумер Г. Общество как символическая интеракция  // Современная зарубежная социальная психология: тексты / Под ред. Т. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
  3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2000. – 440 с.
  4. Горбунова М.Ю. Социальная психология . – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 223 с.
  5. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  6. Лебон Г., Тард Г. Психология толп. Мнение и толпа. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. - 416 с.
  7. Лебон Г. Психология народов и масс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rulit.net/, свободный
  8. Левко А. И. Социальная педагогика: Учеб.пособие для студ. пед. спец. высш. учеб. заведений. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2003. – 340 с.
  9. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001
  10. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. / Пер. с фр - М.: « Центр психологии и психотерапии»,  1996. – 478 с.
  11. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
  12. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи,  избирательные и рекламные кампании. – М.: Академия, 2005  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://temnyjles.narod.ru/Index.htm, свободный
  13. Никитина Л. Е. Социальная педагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. – 269 с.
  14. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 538 с.
  15. Ольшанский Д.В. Психология масс. Человек в массе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lybr.htm, свободный
  16. Семечкин Н.И. Социальная психология. - М.: Издательство: ДВГУ, 2004. - 608 с.
  17. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, Н.В. Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  18. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2012. - 304 с.
  19. Элиас Канетти. Масса и власть [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/KANETTI/power.txt, свободный

 

 

  

 

 

 

 

 

1 Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МПСИ, 2001.- С.250

 

2 Блумер Г. Общество как символическая интеракция  // Современная зарубежная социальная психология: тексты / Под ред. Т. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. - М.: Изд-во МГУ, 1984. – С.89

 

3 Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МПСИ, 2001. – С.254

4 Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. – С.90

5 Ольшанский Д.В. Психология масс. Человек в массе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lybr.htm, свободный

 

6 Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МПСИ, 2001. – С.238

 

7 Элиас Канетти. Масса и власть  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/KANETTI/power.txt, свободный

 

8 Элиас Канетти. Масса и власть  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/KANETTI/power.txt, свободный

9 Лебон Г. Психология народов и масс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rulit.net/, свободный

10 Лебон Г., Тард Г. Психология толп. Мнение и толпа. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,  2000. – С.400

11 Лебон Г. Психология народов и масс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rulit.net/, свободный

12 Там же

 

13 Ольшанский Д.В. Психология масс. Человек в массе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lybr.htm, свободный

14 Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. / Пер. с фр - М.: « Центр психологии и психотерапии»,  1996. – С.55

15 Там же, С.57

16 Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. – С.110

 

17 Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – С.45

18 Лебон Г., Тард Г. Психология толп. Мнение и толпа. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,  2000. – С.140

 

19 Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. – С.117

20 Лебон Г. Психология народов и масс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rulit.net/, свободный

21 Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – С.45

 

22 Ольшанский Д.В. Психология масс. Человек в массе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lybr.htm, свободный

 

 

 


Информация о работе Психология стихийных групп: психология толпы