Психология труда. Эргономика рабочего места

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:55, реферат

Описание работы

Эргономика рабочего места – это продуманное и грамотно организованное пространство, которое максимально адаптировано под решаемые человеком задачи. Организация такого пространства позволяет не только повысить производительность, но и сохранить здоровье. Ведь многие «офисные» болезни вроде сухости в глазах, развития близорукости, туннельный синдром, переутомления мышц спины и шеи связанно с тем, что рабочее место буквально заставляет человека сидеть в неудобной, неестественной позе или работать с неудобными инструментами.
В современном понимании эргономика (наука о законах работы) призвана обеспечить комфорт при выполнении должностных обязанностей. Добиться такого эффекта помогает мебель, параметры которой можно регулировать. Человек сам подбирает удобное положение спинки кресла, столешницы, монитора и так далее. Из типового рабочее место превращается в индивидуальное, подстроенное под конкретного человека.

Файлы: 1 файл

психология труда моя.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

В ряде современных  предложений угол наклона спинки кресла позволяет находиться телу в  полулежачем положении, что делает возможным менять положение тела во время работы и принимать различные  позы для снятия напряжения. Угол более 90° между телом и бедром улучшает снабжение кровью нижних конечностей.

Диапазон регулировки  сиденья офисного стула по высоте должен составлять от 42 до 53 см над уровнем  пола. При этом высота подбирается  таким образом, чтобы угол в локтевом суставе для рук, лежащих на столешнице или клавиатуре, составлял 90°. Приветствуется возможность регулировки кресла по высоте и использование адаптивной опоры для поясницы. Подлокотники также должны регулироваться по высоте и ширине, снимая статическое напряжение с мышц плечевого пояса.

Функциональные  рычаги и кнопки стула находятся  в зоне легкой доступности. Обивочная  ткань не должна содержать аллергенные  вещества, обладая хорошей проницаемостью, при этом она легко поддается  чистке от возможных пятен кофе и т.п. Мягкая пружинящая подоснова минимально мешает кровообращению.

В кабинетах  же руководителей по-прежнему преобладает  преимущественно деревянная мебель, нередко используются ценные породы дерева, натуральная кожа, мрамор.

Столы

На вашем  столе должно быть достаточно свободного места, чтобы вам было удобно работать, не отрываясь по пустякам. Если вам приходится делить свое время между компьютером и работой с бумагами, подумайте о панорамном методе, который позволит вам перемещаться между традиционным столом и компьютером не вставая. Если у вас есть возможность, постарайтесь найти стол с регулируемой высотой.

Продумайте, как  установить стол таким образом, чтобы  он составлял единое целое со всем офисом. Если вы хотите разместить стол так, чтобы он служил барьером между вами и предполагаемым посетителем, — это ваше право, этим вы добьетесь эффекта психологической дистанции, но если вы преследуете совсем противоположную цель, то вам следует установить его по-другому. Установив стол напротив стены, вы создадите удобное место для размещения книжных полок, навесных плакатов и т.п. Если ваше рабочее место находится в офисе с открытой планировкой, то такое размещение стола способствует исключению случайных помех и снижению отвлечения внимания.

 
Оборудование

Когда-то я был знакома с одной секретаршей, организованности которой просто поражалась. Она всегда знала, где и что лежит. Ее рабочее место было само совершенство. Когда я познакомилось с ней, она уже шесть месяцев работала с новым начальником. Ее предыдущий шеф не любил пользоваться диктофоном. Поэтому она держала его в ящике на верху высокого шкафа, а новый начальник, наоборот, каждый день приносил ей новую карту памяти для диктофона. Итак, каждый день поутру ей приходилось карабкаться вверх за диктофоном, а в конце рабочего дня проделывать ту же самую операцию, чтобы положить его обратно. Вот что значит сила привычки.

Этот пример ярко иллюстрирует, насколько живучи раз и навсегда заученные привычки. Стереотип работы давно поменялся, а привычка к давно заведенному порядку продолжает жить. Обратите внимание на то, где вы держите вещи, которыми пользуетесь регулярно. Они всегда должны находиться у вас под рукой. Если над вашим столом оборудованы полки, они должны располагаться таким образом, чтобы вы могли дотянуться до вещи, находящейся на нижней полке, не поднимаясь со стула. Предметы, которыми вы пользуетесь регулярно (например, телефон, принтер, различного рода справочники) должны находиться в пределах досягаемости, чтобы вам не надо было за ними тянуться.

Использование компьютера

В наше время  почти все виды человеческой деятельности так или иначе связаны с  длительным использованием компьютерной техники. Соблюдение простых рекомендаций при работе с компьютером поможет  вам увеличить производительность труда, обеспечить более высокий уровень комфортности и предохранить от усталости и вредных последствий для здоровья:

  • Рекомендуется, чтобы верхний край экрана монитора находился на одном уровне с глазами пользователя. Однако некоторые компьютерные эксперты указывают, что такая высота — это максимально разрешенный уровень, и настаивают на том, что для некоторых категорий пользователей этот уровень должен быть чуточку ниже, подчеркивая, что такое положение гораздо удобнее для глаз и шеи.
  • Займите удобную позу, обращая особое внимание на положение шеи, позвоночника, локтей, кистей, бедер и ступней.
  • Старайтесь не оставаться в одном и том же положении в течение длительных промежутков времени.
  • Держите предплечья, кисти и руки на одной линии и не опирайтесь ими на острые края. Не ударяйте по клавишам слишком сильно.
  • Клавиатура должна находиться под тем же углом, что и предплечья.
  • Чаще делайте перерывы. Специалисты рекомендуют каждый час делать перерыв на пять-десять минут.
  • Каждые десять-пятнадцать минут работы на компьютере дайте отдохнуть глазам, закрывая их на какое-то мгновение. Затем, открыв их, попытайтесь взглянуть на далеко расположенные предметы и чаще моргайте.
  • Устанавливайте монитор таким образом, чтобы от него не отражался свет. При верхнем освещении пользуйтесь жалюзи, светорассеивателями.
  • Чтение бумажных документов требует более сильного освещения, чем чтение с экрана монитора. Если вы одновременно работаете на компьютере и с бумажными документами, пользуйтесь настольной лампой, с помощью которой вы можете отрегулировать освещение таким образом, чтобы дополнительный свет, необходимый вам для чтения бумажных документов, на экран монитора не попадал.
  • Специальная подставка под бумажные документы облегчит вам одновременную работу на компьютере и с бумажными документами.
  • Отрегулируйте до удобного для себя уровня контраст и яркость вашего монитора.
  • Регулярно протирайте экран монитора и другие поверхности компьютера.

 

 

 

 

 

 

2 Основные  параметры  гигиенических   показателей. 

В процессе жизнедеятельности человек находится  под сложным влиянием материальных условий окружающей среды, которые во многом определяют его активность, работоспособность и состояние  здоровья.

Современный уровень инженерного оснащения  позволяет достаточно успешно решать задачи по созданию физиологического комфорта (искусственное освещение, акустика, кондиционирование воздуха).

Освещение

Необходимый уровень  освещенности рабочего места — от 300 до 500 лк. На рабочем месте необходимо ограничить воздействие прямого  света и избегать возникновения  бликов.

Для письма и чтения высокая освещенность рабочего места является положительным фактором, для работы на компьютере — отрицательным.

Для офисов рекомендуются  тепло-окрашенные или белые лампы  интенсивностью     2 500—4 000 кельвинов.

Оконный проем  должен составлять не менее 10 % площади пола помещения.

 

Прямой свет

Прямой  свет — система, при которой лампы  освещают непосредственно рабочую  поверхность. Система очень эффективна, но имеет один недостаток — из-за отсутствия теней распознание объектов в помещении может быть недостаточно четким.

Поверхность  рабочей  поверхности  должна  быть  матовой.

Основные  нормативные  показатели  микроклимата: температура  воздуха  22 – 25, влажность  40 – 60, скорость  движения  воздуха  0,1 м/сек. Для  обеспечения  этих  условий  необходимо  установить: общую  систему  отопления, кондиционер (если конечно заказчик не против), приточно  вытяжную  вентиляцию, увлажнители  и  ионизаторы  воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Барташевич А.А., Богуш В.Д. Конструирование мебели: Учебник. — Мн.: Выш. шк.,   1998.
  1. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов: Пер. с анг. — М.: Мир, 1968.
  1. Мунипов  В. М. «Эргономика  и  художественные  конструкции», Изд.:- Знамя.
  2. Чернявина  Л. А. «Эргономика в дизайне». (Учебное пособие), Изд.: - ВГУЭС Владивосток 2001 г.
  3. Зинченко В., Мунипов В., Смолян Г. Эргономические основы организации труда. — М.: Экономика, 1974.
  4. Конран Т. Современный дом: искусство дизайна: Пер. с англ., 1997.
  1. Мироненко В.П. Эргономические принципы архитектурного проектирования (теоретико-методический аспект). Харьков: Основа, 1997.
  1. Мунипов В.М., Лысенко А.И. Популярная эргономика. — Орел: Вешние воды, 1992.
  2. Азрикан Д.А. Эргодизайн. Проблемы и перспективы // Техническая эстетика,1987, №3.
  3. Н. В. Новиков  «Антропометрия  и сомотография  в академическом дизайне».
  1. Дизайн в бытовой технике. Бытовые светильники (рекомендации по проектированию). — М.: Информэлектро, 1987.
  1. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М.: Изд. Московского университета, 1973.
  2. Интерьер современной квартиры // Блашкевич Р.Н. и др. ЦНИИЭП жилища. — М.: Стройиздат, 1988.
  3. Даниляк В.И., Мунипов В.М., Федоров М.В. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. — М.: Изд. Стандартов, 1990.
  4. Шмид  М. «Эргономические параметры», - Изд.: Мир. Москва  1980г.

 


Информация о работе Психология труда. Эргономика рабочего места