Психология управления: ее объект и предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность—это непросто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...2
Психология управления: ее объект и предмет…………………….3
Управленческая деятельность……………………………………...6
Противоречия в управлении……………………………………….13
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 32.82 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………...2

  1. Психология управления: ее объект и предмет…………………….3
  2. Управленческая деятельность……………………………………...6
  3. Противоречия в управлении……………………………………….13

Список литературы…………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Психология управления как  наука продуцирует психологические  знания, применяемые при решении  проблемы управления деятельностью  трудового коллектива. Личность работника  изучается рядом психологических  дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или  трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.

Отличительную особенность  психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность—это непросто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или  целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают  особые психологические отношения  между людьми, которые существуют только в организации, — это управленческие отношения людей.

Управленческие отношения  составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения  в связи с деятельностью, а  отношения, образующие совместную деятельность.

В социальной психологии отдельный  работник выступает как часть, как  элемент целого, т. е. социальной группы, вне которой его поведение  не может быть понятым.

В психологии управления и  отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают  в контексте организации, в которую  они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается  неполным.

 

 

   1. Психология управления: ее объект и предмет.

 

В психологии управления, в  отличие от психологии труда, например, актуальна не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации.

В психологии управления, в  отличие от социальной психологии труда, объектом изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной группе, а отношения  людей в организации, т. е. в условиях, когда действия каждого участника  совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ, когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом. Объект изучения психологии управления составляют люда, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.

Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует  о сложности этого феномена. Так, психологи Е. Е. Вендров и Л. И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления:

— социально-психологические  вопросы производственных групп  и коллективов; — психология деятельности руководителя; — психология личности руководителя; — психологические  проблемы подбора руководящих кадров; - психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров.

Психологи В. Ф. Рубахин и А. В. Филиппов в предмет психологии управления включают:

— функционально-структурный  анализ управленческой деятельности;

—социально-психологический  анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений  в них людей;

—психологические проблемы взаимоотношений между руководителем  и подчиненными и другие.

Обобщая все сказанное, можно  сделать вывод, что предмет психологии управления — это совокупность психических  явлений и отношений в организации, в частности:

— психологические факторы  эффективной деятельности менеджеров;

— психологические особенности  принятия индивидуальных и групповых  решений;

— психологические проблемы лидерства;

— проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и другое.

Можно утверждать, что в  предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально-психологические  явления (лидерство, психологический  климат, психология общения и т. п.), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных направлений психологии.

Среди специалистов в области  психологии управления достигнуто единство в отношении представления о наиболее актуальных для организации психологических проблем. К их числу относят следующие:

—повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех уровней, т. е. совершенствование  стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического  планирования и маркетинга, преодоление  стрессов и другое;

—повышение эффективности  методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;

— поиск и активизация  человеческих ресурсов организации;

— оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;

—оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации.

Психология управления как  наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их психологическую  управленческую культуру, создать необходимые  предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:

— понимание природы управленческих процессов;

— знание основ организационной структуры;

—четкое представление об ответственности менеджера и  ее распределении по уровням ответственности;

— знание способов повышения эффективности управления;

—знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;

— умение устно и письменно  выражать свои мысли;

—компетентность в отношении  управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и  межличностных взаимоотношений  среди работников организации;

—способность планировать  и прогнозировать деятельность организации  с использованием средств вычислительной и компьютерной техники;

—умение оценивать собственную  деятельность, делать правильные выводы и повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых  изменений в будущем;

—развитое представление  об особенностях организационного поведения, структуре малых групп, мотивах  и механизмах их поведения.

 

 

 

    1. Управленческая деятельность.

 

Управленческая деятельность, это тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.

 Управление как особая  разновидность профессионального  труда возникло и развивалось  вместе с эволюцией организации, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Поэтому понять истоки и природу этой деятельности можно, лишь обратившись к феномену управления как общесоциальному явлению.

 Управление как социальное  явление и как сфера человеческой  практики возникло до того, как  оно стало предметом социальных  исследований.

 Присуще людям потребность  и способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласия, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому принято считать, что ”управление старо как мир”. Оно зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является из ее важнейших факторов.

 Возникновение вначале  примитивных, а затем все более  сложных организаций древнего  мира и их развитие требовали  постоянного совершенствования  практики управления.

Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:

Большое разнообразие видов  деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

Неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

Ярко выраженная прогностическая  природа решаемых управленческих задач;

Значительная роль коммуникативной  функции;

Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ.

Специализированные виды этих работ именуются функциями  управления. Всё содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определёнными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Общие или универсальные  функции присущи управлению любой  сферой и любой деятельностью. К таким функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование, стимулирование и контроль. Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. Руководитель должен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, с решениями вышестоящих руководителей. При всём этом надо ещё и уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, менять их положение в системе целей.

Функция планирования заключается  в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. Предпосылкой планирования является прогнозирование – выявление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации в будущем.

Функция организации. Под  организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Функция организации заключается, прежде всего, в объединении элементов (людей, идей и процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизненноспособная, эффективная и устойчивая система.

Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надёжной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации обычно следующая:

· Определение целей, задач и особенностей совместной деятельности

членов организации;

· Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами;

· Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения;

· Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

· Установление между членами организации необходимых организационных отношений (соподчинённости, координации и др.);

· Создание соответствующей мотивации у членов организации в достижении стоящих целей.

Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчинёнными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие:

· Специализация исполнителей;

· Количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему;

· Параллельность действий;

· Ритмичность деятельности.

После осуществления функции  организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.

Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:

Информация о работе Психология управления: ее объект и предмет