Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 03:17, контрольная работа
Психология управления - это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления - анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет такие моменты как: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения.
Глава1.Психология управления
Психология управления - это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления - анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет такие моменты как: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Практическая реализация разработок в области психологии управления осуществляется в виде создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д. Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий:
1.Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.
2.Управленческая деятельность
и ее организация с точки
зрения психологической
3.Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция
Основными законами психологии управления и управленческой деятельности являются:
1. Закон неопределенности
2. Закон неадекватности
3. Закон неадекватности
4. Закон искажения информации.
5. Закон самосохранения.
6. Закон компенсации.
Цели и функции управления формируют управленческие отношения. Цель управления выступает как общий, опосредованный интерес относительно интересов субъектов управленческих отношений. Но в то же время, носители функций управления имеют свои особые интересы, которые могут вступать в противоречие с общими интересами. Совмещение удовлетворения противоречивых интересов возможно при соблюдении системы управленческих отношений.
Управленческие отношения — это прежде всего отношения между субъектом и объектом управления в форме субординации. В субординации выражается подчиненность структур систем управления и воплощается отношение централизма. Отношение централизма вытекает из наличия иерархии структур управления, когда высшие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности низших структур для достижения общей цели системы управления. Отношение субординации имеет место как между органами управления, отделениями, отделами, так и между руководителями различных уровней, между руководителем и исполнителем. Отношения субординации, распорядительства со стороны субъектов управления предполагают необходимость отношений исполнительства, подчиненности со стороны объектов управления.
Содержание управленческих отношений не ограничивается отношениями между субъектами и объектами управления. Это также отношения между находящимися на одном и том же иерархическом уровне элементами системы, которые не подчинены друг другу. Такие отношения координации направлены на взаимное согласования действий, исходя из конкретных заданий и общих целей. Отношения координации могут связывать не только отдельных исполнителей, но и отдельные звенья системы управления, которые выполняют относительно самостоятельные, специфические функции. В целом отношения координации являются воплощением отношений самостоятельности в системах управления. Другая форма связи между самостоятельными субъектами управленческих отношений проявляется в виде отношений соревнования, которые поощряют рост инициативы, творчества, создают стимулы для полного раскрытия способностей.1
1.1.Управленческая деятельность.
Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности.
Любая деятельность должна быть организована. Управленческая деятельность имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что менеджер, действуя сам, организует деятельность других людей, решает не только производственные, но и управленческие задачи. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных неизменно приносит успех. И, наоборот, неумелая организация дела может привести фирму к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. Эффективно работающий менеджер не только знает основные управленческие действия и умеет их осуществлять - он постоянно рефлективно анализирует свою деятельность и совершенствует ее. Знание основных компонентов управленческой деятельности позволяет, кроме всего прочего, компенсировать недостаточное развитие организаторских способностей.
Глава 2. Основы и проблемы психологии управленческих воздействий
Проблема овладения научно обоснованными и эффективными средствами и способами влияния на людей в целях управления их трудом, воспитания и перевоспитания, т. е. психологического воздействия руководителя на подчиненного, является одной из важнейших психологии управления. Это объясняется тем, что данное социально-психологическое явление включено во все сферы жизнедеятельности человека как субъекта и объекта управления: участвует в формировании и функционировании многих явлений общественной (групповой) психологии: общественного (группового) мнения, настроения, восприятия, коллективной воли, мотивации деятельности и т. п. От эффективности этих воздействий во многом зависят результаты деятельности всего трудового или учебного коллектива. Вот почему руководителям необходимо владеть научно обоснованными средствами и способами воздействия на своих подчиненных, знать закономерности их эффективности. Чтобы наилучшим образом использовать этот мощный рычаг влияния на трудовую деятельность людей, руководителям нельзя полагаться только на один здравый смысл, а надо владеть научными приемами и способами управленческих воздействий на трудовые коллективы.
Прежде чем рассмотреть методологические принципы исследования психологического воздействия, следует разобраться в самом этом явлении. Психическое воздействие исходит представляет собой специфическую форму социальной активности личности, отличную от той, каковой является внешняя деятельность.
Оказание воздействия в психологическом плане. Во-первых, это касается (или может касаться) явного или потенциального несовпадения потребностей, интересов, взглядов (в данном случае в системе "руководитель -- подчиненный"). Во-вторых, это стремление или объективная необходимость разрешить ситуацию взаимоприемлемым образом: решить возникшую задачу или хотя бы продвинуть ее решение вперед. В-третьих, это наличие конкретного взаимного интереса друг к другу как основа взаимоотношений.
Затруднение в теоретическом осмыслении методов воздействия и их практическом овладении вызваны рядом причин: слабым развитием прикладных направлений отечественной психологии, упрощенным подходом к методам воздействия, чрезмерной идеологизацией и т. п.
К числу наиболее распространенных ошибок руководителей следует так же отнести:
-- чрезмерный контроль текущей
служебной деятельности в
-- частые выговоры подчиненным или открытая брань, унижение вместо выражения неодобрения в более конструктивной и корректной форме;
-- редкое проявление интереса к мнению подчиненных;
-- недостаточная мотивация
сотрудников к анализу
-- постоянное понукание
подчиненных с требованием
-- частое использование
власти в процессе делового
обсуждения возникающих
-- протежирование.
Успешное выполнение управленческой деятельности требует умения строить взаимодействие с людьми, создавать атмосферу непринужденности в отношениях с подчиненными, быть способным убеждать и оказывать побуждающие воздействия, выражать признательность и одобрение при достижении успехов, преодолевать сопротивление со стороны тех сотрудников, которые преследуют цели, не согласовывающиеся с целями коллектива. Все это свидетельствует о необходимости более активной работы по формированию представлений руководителей и сотрудников организации о том, каким должен быть стиль обращения с подчиненными, а также характер психологических воздействий на них.
Психологическое воздействие -- воздействие одного индивида (группы), которое (в своей произвольной форме) исходит из определенного мотива и преследует цель изменения или укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других психологических явлений, а психологическое взаимодействие рассматривается как объединение двух сопряженных актов воздействия. Как известно, психологическое воздействие и взаимовоздействие могут быть не только преднамеренными, произвольными, но и непреднамеренными, непроизвольными, когда субъекты не ставят перед собой цели воздействия и не прилагают для их достижения специальных усилий.
Важным методологическим принципом изучения психологического воздействия и взаимовоздействия является системный подход к этим явлениям. Это требование следует из того, что психологическое воздействие представляет собой целостную систему, элементы которой функционируют только во взаимосвязи и не могут иметь обособленного значения. Воздействие одной личности (группы) и ответная реакция другой личности (группы) органически связаны друг с другом: реакция объекта психологического воздействия невозможна без воздействия на него объекта. Еще более сложной системой представляется психологическое взаимовоздействие.
Психологическое воздействие и взаимовоздействие включается во все сферы жизнедеятельности людей: управление, воспитание, труд, рекламу и т. д. Поэтому при исследовании психологического воздействия возникает необходимость функционального анализа этого явления, т. е. выяснения конкретной роли этого механизма в разных видах общественной практики. Можно выделить управленческое, воспитательное, рекламное, пропагандистское'и другие разновидности воздействия, каждая из которых выполняет свои, специфические социально-психологические функции. Существенное значение при изучении психологического воздействия имеет генетический анализ, который должен быть направлен на раскрытие динамической характеристики процесса "субъект воздействия -- объект воздействия", его течение, развитие. Истинного познания психологического воздействия и взаимовоздействия можно достичь только с позиции соблюдения принципа социально-психологического детерминизма; их нужно рассматривать как обусловленные не только особенностями субъекта и объекта воздействия, но и теми многообразными влияниями, которым участники данного процесса подвергаются со стороны своего социального окружения. При этом имеется в виду как микросреда, так и макросреда. Социальное окружение оказывает большое влияние на цели и мотивы, на средства и способы психологического воздействия, а также на его силу. Оно способно влиять на использование субъектом психологического воздействия своих потенциальных воздейственных возможностей, может мобилизовать, а может демобилизовать его психические силы.
Субъект психологического воздействия может быть и групповым. К ней относят группу, которая в соответствии с. единой общей целью и мотивами оказывает одно и то же (единое) воздействие на один и тот же объект. Групповой субъект психологического воздействия -- это интегрированное целое, включающее некоторое число индивидов, взаимосвязанных друг с другом, но не простая их сумма. Поэтому сила психологического воздействия группового субъекта не равна сумме сил воздействия его членов.
Действие принципа социально-психологического детерминизма распространяется и на другой компонент процесса психологического воздействия -- объект этого процесса. Нельзя понять и объяснить, почему объект психологического воздействия одни воздействия принимает, а другие отвергает, одни из них выполняет, а другие не выполняет, если не знать и не учитывать связи объекта со своими группами и коллективами, с социальным окружением в целом. В первую очередь надо иметь в виду те группы и коллективы, нормы поведения, взгляды, убеждения, отношения и другие ценности, которые объект психологического воздействия разделяет. Такие группы и коллективы оказывают существенное влияние на принятие их членами психологических воздействий.
Методы и приемы воздействия. В
настоящее время в
Глава 3.Овладение инициативой в управленческой деятельности.
Своеобразие управленческой деятельности заключается в том, что инициативность здесь – способ управления общением. Инициатива в общении дает возможность:
- обеспечить управляющую роль в совместных действиях;
- придать целесообразное
направление управленческим
- создать эмоционально-
- стимулировать действия своих партнеров и т.д.
Овладению инициативой
должна предшествовать правильная оценка
психоэмоционального состояния
партнера. Для такой оценки можно
использовать схему описания мимических
признаков эмоциональных
Роль мимики в общении переоценить трудно, но и недооценка ее может привести к весьма нежелательным результатам. Мимика – это выразительные движения мышц лица. Это система своеобразных эмоциональных сигналов, информирующих партнера по общению о тех или иных чувствах и настроениях.