Психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 03:17, контрольная работа

Описание работы

Психология управления - это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления - анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет такие моменты как: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения.

Файлы: 1 файл

психология управления.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Глава1.Психология управления

Психология управления - это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления - анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет такие моменты как: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Практическая реализация разработок в области психологии управления осуществляется в виде создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д. Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий:

1.Личность, ее самосовершенствование  и саморазвитие в процессе  труда.

2.Управленческая деятельность  и ее организация с точки  зрения психологической эффективности. 

3.Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция

Основными законами психологии управления и управленческой деятельности являются:

1. Закон неопределенности отклика.

2. Закон неадекватности взаимного  восприятия.

3. Закон неадекватности самооценки.

4. Закон искажения информации.

5. Закон самосохранения.

6. Закон компенсации. 

 

Цели и функции  управления формируют управленческие отношения. Цель управления выступает как общий, опосредованный интерес относительно интересов субъектов управленческих отношений. Но в то же время, носители функций управления имеют свои особые интересы, которые могут вступать в противоречие с общими интересами. Совмещение удовлетворения противоречивых интересов возможно при соблюдении системы управленческих отношений.

Управленческие отношения — это прежде всего отношения между субъектом и объектом управления в форме субординации. В субординации выражается подчиненность структур систем управления и воплощается отношение централизма. Отношение централизма вытекает из наличия иерархии структур управления, когда высшие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности низших структур для достижения общей цели системы управления. Отношение субординации имеет место как между органами управления, отделениями, отделами, так и между руководителями различных уровней, между руководителем и исполнителем. Отношения субординации, распорядительства со стороны субъектов управления предполагают необходимость отношений исполнительства, подчиненности со стороны объектов управления.

Содержание  управленческих отношений не ограничивается отношениями между субъектами и объектами управления. Это также отношения между находящимися на одном и том же иерархическом уровне элементами системы, которые не подчинены друг другу. Такие отношения координации направлены на взаимное согласования действий, исходя из конкретных заданий и общих целей. Отношения координации могут связывать не только отдельных исполнителей, но и отдельные звенья системы управления, которые выполняют относительно самостоятельные, специфические функции. В целом отношения координации являются воплощением отношений самостоятельности в системах управления. Другая форма связи между самостоятельными субъектами управленческих отношений проявляется в виде отношений соревнования, которые поощряют рост инициативы, творчества, создают стимулы для полного раскрытия способностей.1

 

 

 

1.1.Управленческая деятельность.

Организация управленческой деятельности с точки  зрения ее психологической эффективности.

Любая деятельность должна быть организована. Управленческая деятельность имеет свою особенность. Эта особенность  заключается в том, что менеджер, действуя сам, организует деятельность других людей, решает не только производственные, но и управленческие задачи. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных неизменно приносит успех. И, наоборот, неумелая организация дела может привести фирму к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. Эффективно работающий менеджер не только знает основные управленческие действия и умеет их осуществлять - он постоянно рефлективно анализирует свою деятельность и совершенствует ее. Знание основных компонентов управленческой деятельности позволяет, кроме всего прочего, компенсировать недостаточное развитие организаторских способностей.

Глава 2. Основы и проблемы психологии управленческих воздействий

 

Проблема овладения научно обоснованными  и эффективными средствами и способами  влияния на людей в целях управления их трудом, воспитания и перевоспитания, т. е. психологического воздействия руководителя на подчиненного, является одной из важнейших психологии управления. Это объясняется тем, что данное социально-психологическое явление включено во все сферы жизнедеятельности человека как субъекта и объекта управления: участвует в формировании и функционировании многих явлений общественной (групповой) психологии: общественного (группового) мнения, настроения, восприятия, коллективной воли, мотивации деятельности и т. п. От эффективности этих воздействий во многом зависят результаты деятельности всего трудового или учебного коллектива. Вот почему руководителям необходимо владеть научно обоснованными средствами и способами воздействия на своих подчиненных, знать закономерности их эффективности. Чтобы наилучшим образом использовать этот мощный рычаг влияния на трудовую деятельность людей, руководителям нельзя полагаться только на один здравый смысл, а надо владеть научными приемами и способами управленческих воздействий на трудовые коллективы.

Прежде чем  рассмотреть методологические принципы исследования психологического воздействия, следует разобраться в самом  этом явлении. Психическое воздействие  исходит представляет собой специфическую  форму социальной активности личности, отличную от той, каковой является внешняя деятельность.

Оказание воздействия  в психологическом плане. Во-первых, это касается (или может касаться) явного или потенциального несовпадения потребностей, интересов, взглядов (в  данном случае в системе "руководитель -- подчиненный"). Во-вторых, это стремление или объективная необходимость разрешить ситуацию взаимоприемлемым образом: решить возникшую задачу или хотя бы продвинуть ее решение вперед. В-третьих, это наличие конкретного взаимного интереса друг к другу как основа взаимоотношений.

Затруднение в  теоретическом осмыслении методов  воздействия и их практическом овладении  вызваны рядом причин: слабым развитием  прикладных направлений отечественной  психологии, упрощенным подходом к  методам воздействия, чрезмерной идеологизацией и т. п.

К числу наиболее распространенных ошибок руководителей  следует так же отнести:

-- чрезмерный контроль текущей  служебной деятельности в целях  проверки соответствия выполнения  работ ранее данным заданиям;

-- частые выговоры подчиненным  или открытая брань, унижение вместо выражения неодобрения в более конструктивной и корректной форме;

-- редкое проявление  интереса к мнению подчиненных;

-- недостаточная мотивация  сотрудников к анализу поставленных  задач и поиску путей их  наиболее эффективного решения;

-- постоянное понукание  подчиненных с требованием трудиться  больше, быстрее и качественнее;

-- частое использование  власти в процессе делового  обсуждения возникающих проблем  с подчиненными;

-- протежирование.

Успешное выполнение управленческой деятельности требует умения строить взаимодействие с людьми, создавать атмосферу непринужденности в отношениях с подчиненными, быть способным убеждать и оказывать побуждающие воздействия, выражать признательность и одобрение при достижении успехов, преодолевать сопротивление со стороны тех сотрудников, которые преследуют цели, не согласовывающиеся с целями коллектива. Все это свидетельствует о необходимости более активной работы по формированию представлений руководителей и сотрудников организации о том, каким должен быть стиль обращения с подчиненными, а также характер психологических воздействий на них.

Психологическое воздействие -- воздействие одного индивида (группы), которое (в своей произвольной форме) исходит из определенного  мотива и преследует цель изменения или укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других психологических явлений, а психологическое взаимодействие рассматривается как объединение двух сопряженных актов воздействия. Как известно, психологическое воздействие и взаимовоздействие могут быть не только преднамеренными, произвольными, но и непреднамеренными, непроизвольными, когда субъекты не ставят перед собой цели воздействия и не прилагают для их достижения специальных усилий.

Важным методологическим принципом  изучения психологического воздействия и взаимовоздействия является системный подход к этим явлениям. Это требование следует из того, что психологическое воздействие представляет собой целостную систему, элементы которой функционируют только во взаимосвязи и не могут иметь обособленного значения. Воздействие одной личности (группы) и ответная реакция другой личности (группы) органически связаны друг с другом: реакция объекта психологического воздействия невозможна без воздействия на него объекта. Еще более сложной системой представляется психологическое взаимовоздействие.

Психологическое воздействие и  взаимовоздействие включается во все  сферы жизнедеятельности людей: управление, воспитание, труд, рекламу и т. д. Поэтому при исследовании психологического воздействия возникает необходимость функционального анализа этого явления, т. е. выяснения конкретной роли этого механизма в разных видах общественной практики. Можно выделить управленческое, воспитательное, рекламное, пропагандистское'и другие разновидности воздействия, каждая из которых выполняет свои, специфические социально-психологические функции. Существенное значение при изучении психологического воздействия имеет генетический анализ, который должен быть направлен на раскрытие динамической характеристики процесса "субъект воздействия -- объект воздействия", его течение, развитие. Истинного познания психологического воздействия и взаимовоздействия можно достичь только с позиции соблюдения принципа социально-психологического детерминизма; их нужно рассматривать как обусловленные не только особенностями субъекта и объекта воздействия, но и теми многообразными влияниями, которым участники данного процесса подвергаются со стороны своего социального окружения. При этом имеется в виду как микросреда, так и макросреда. Социальное окружение оказывает большое влияние на цели и мотивы, на средства и способы психологического воздействия, а также на его силу. Оно способно влиять на использование субъектом психологического воздействия своих потенциальных воздейственных возможностей, может мобилизовать, а может демобилизовать его психические силы.

Субъект психологического воздействия  может быть и групповым. К ней  относят группу, которая в соответствии с. единой общей целью и мотивами оказывает одно и то же (единое) воздействие на один и тот же объект. Групповой субъект психологического воздействия -- это интегрированное целое, включающее некоторое число индивидов, взаимосвязанных друг с другом, но не простая их сумма. Поэтому сила психологического воздействия группового субъекта не равна сумме сил воздействия его членов.

Действие принципа социально-психологического детерминизма распространяется и на другой компонент процесса психологического воздействия -- объект этого процесса. Нельзя понять и объяснить, почему объект психологического воздействия одни воздействия принимает, а другие отвергает, одни из них выполняет, а другие не выполняет, если не знать и не учитывать связи объекта со своими группами и коллективами, с социальным окружением в целом. В первую очередь надо иметь в виду те группы и коллективы, нормы поведения, взгляды, убеждения, отношения и другие ценности, которые объект психологического воздействия разделяет. Такие группы и коллективы оказывают существенное влияние на принятие их членами психологических воздействий.

Методы и приемы воздействия. В  настоящее время в исследованиях  по психологии управления чаще всего  используются следующие методы воздействия: убеждение, внушение, принуждение, поощрение и наказание. Методы воздействия необходимо рассматривать в их связи с определенными нормами, которые понимаются как правила поведения, предписания, образцы. Нормы носят относительный характер и зависят от конкретного исторического периода, уровня развития культуры, экономики, политической и правовой организации общества.

 

 

Глава 3.Овладение инициативой в управленческой деятельности.

 

Своеобразие управленческой деятельности заключается в том, что инициативность здесь – способ управления общением. Инициатива в общении дает возможность:

- обеспечить  управляющую роль в совместных  действиях;

- придать целесообразное  направление управленческим формам  общения;

- создать эмоционально-психологическую  атмосферу;

- стимулировать  действия своих партнеров и т.д.

Овладению инициативой  должна предшествовать правильная оценка психоэмоционального состояния  партнера. Для такой оценки можно  использовать схему описания мимических признаков эмоциональных состояний, предложенную И. М. Юсуповым.

Роль мимики в общении переоценить трудно, но и недооценка ее может привести к весьма нежелательным результатам. Мимика – это выразительные движения мышц лица. Это система своеобразных эмоциональных сигналов, информирующих партнера по общению о тех или иных чувствах и настроениях.

Информация о работе Психология управления