Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:42, контрольная работа
1.Охарактеризуйте предмет и объект науки «Психология управления». Психология управления изучает психологические закономерности процесса управления людьми и группами людей
2.Назовите понятие, которое является основной категорией дисциплины «Психология управления». Проанализируйте его
.Рассмотрите, насколько справедливо утверждение о том, что противоречия и парадоксы управления в современном обществе имеют психологические причины. Ответ проиллюстрируйте.
1.Охарактеризуйте предмет и
объект науки «Психология
2.Назовите понятие, которое
.Рассмотрите, насколько
Заключение
Список литературы
Введение
Психология управления как наука
продуцирует психологические
1. Охарактеризуйте предмет и
объект науки «Психология
Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем. Кибернетика - наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. Таким образом, первоначально управление рассматривалось именно как управление информацией. В настоящее время акцент делается на управлении поведением людей. В менеджменте управление понимается более широко - как деятельность по упорядочению и координации производственной и социальной сферы. К объектам управления относят: инновации, производство, рынок, финансы, информацию, снабжение, кадры. Соответственно рассматривают управление финансами, инновациями и т. д. Однако с точки зрения социально-психологического подхода все производственные процессы осуществляются людьми - сотрудниками организации; следовательно, и управление этими процессами связано в первую очередь с управлением поведением этих людей.
Проблемами управления занимаются
многие науки: информатика, юриспруденция,
философия, психология, педагогика, эргономика,
социология и др. Психология занимает
среди них одно из ведущих мест.
Основные отрасли психологии, дающие
теоретический материал для психологии
управления: социальная психология, психология
труда, психология личности, а также
некоторые разделы общей
Управление - это процесс достижения цели усилиями других людей. Таким образом, в процессе управления составляющие деятельности по достижению цели разделяются между ее участниками: цели ставит один человек, а действия и операции, направленные на их достижение, производятся другими людьми. В связи с этим возникает основная проблема управления: каким образом побудить людей к совершению действий для достижения данной цели, которая может быть им совершенно чуждой?
Уровни управления
В организации обычно существует несколько уровней управления, причем вышестоящий руководитель координирует работу нижестоящих руководителей. Название должности обычно соотносится с уровнем управления, на котором находится руководитель. Количество уровней управления зависит от размера организации. Все уровни управления делятся на три основные категории.
. Институциональный уровень - высший
уровень управления (управление
высшего звена, топ-менеджмент) -
самый малочисленный: это
. Управленческий уровень - руководство
среднего звена; эти
. Технический уровень - руководители
низшего звена - осуществляют
непосредственный контроль за
выполнением заданий. Это
Функции управления
Выделяют следующие функции управления.
. Планирование - одна из важнейших
функций, обеспечивает основу
для осуществления всех
. Организация - действия руководителя,
направленные на упорядочение
взаимодействия людей, идей, процессов
для достижения конкретной
. Мотивация - разработка и использование
стимулов для эффективного
. Контроль - мониторинг результатов
деятельности по достижению
Структура управления
. Субъект управления - руководитель,
наделенный управленческими
. Объект управления - люди или
группы, на которые направлены
организованные, систематические, планомерные
воздействия субъекта
. Управленческие воздействия (
. Цель - будущее желаемое состояние
объекта воздействия или
. Назовите понятие, которое
Под управлением понимают осуществление
воздействий, выбранных (на основании
определённой информации) из множества
возможных и направленных на поддержание
или улучшение функционирования
какой-либо системы. Являясь специфически
человеческой функцией, управление в
обществе, где в качестве субъекта
и объекта выступают человек
либо разнообразные социальные группы
и организации, может быть определенно
как целенаправленное, планомерное
и систематическое
В последнее время большое
Успех в любой сфере деятельности
при приблизительной
. Восприятие подчинёнными
. Понимание одного человека
другим не бывает полным, всецело
достоверным. Человек - сверхсложная
система. Он включён в
Каждый из нас осознанно и неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности. Психологически раскрытая личность может стать орудием в руках человека, склонного к манипулированию людьми. К этому следует добавить, что нередко человек не может дать о себе информацию просто потому, что не знает себя.
Кроме того, человек обязательно что-то скрывает о себе, что-то ослабляет или усиливает, какие-то сведения отрицает, другие подменяет, что-то иногда приписывает (придумывает), на чём-то делает акценты. Пользуясь подобными защитными приёмами, он демонстрирует себя людям не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие.
. Самооценка человека всегда
субъективна. Когда мы
. Содержание управленческой
.Сохранение личного статуса,
личностной состоятельности,
При высоком уровне стимулов к работе
или высоких требованиях среды
к человеку нехватка каких-либо способностей
для успешного осуществления
конкретной деятельности возмещается
другими способностями или
При этом можно выделить следующие функции управленческой деятельности руководителя:
познавательная: изучение человека, группы, коллектива фирмы, организации, учреждения, актуальной ситуации управления;
прогностическая: определение основных направлений и динамика развития управляемых (сотрудников, подразделений);
проектировочная: определение целей и задач, программирование и планирование деятельности;
коммуникативно-информационная: обеспечение
формирования, структурирования и сохранения
коммуникационных сетей; сбор, преобразование
и направление адресатам
мотивационная: обеспечение рационального воздействия на совокупность внешних и внутренних условий деятельности подчинённых, вызывающих их активность и определяющих направленность этой деятельности;
руководства: руководитель берёт ответственность за свои решения (принятые на основе официальных правовых актов или внутригруппового соглашения) и результаты деятельности;
организации: обеспечение реализации целей и задач управления;
обучения: передача знаний, навыков, умений подчинённым;
воспитания: обеспечение формирования личности и коллектива в соответствии с целями управления;
контроля: отражение соответствия поведения и деятельности сотрудников задачам управления;
оценки: обеспечение отражения степени рассогласования между потребными и достигнутыми параметрами ситуации и поведения участников деятельности;
коррекции: внесение необходимых изменений в цели и программу управления.
Многофункциональность управленческой деятельности в определённой степени отражает сложность и специфику человека как объекта управления, заключающуюся в особенностях его активности.
Во-первых, каждый человек уникален и неповторим в силу невозможности генетической идентичности, своеобразия жизненной ситуации развития.
Во-вторых, человек (и тем более группы людей) обладает возможностью сознательного и бессознательного - в результате субъективных предпочтений - искажения информации о своём состоянии, потребностях, результатах деятельности и других переменных.
В-третьих, у человека (группы людей) могут изменяться параметры деятельности в зависимости от степени заинтересованности в ней. Будучи хорошо подготовленным к выполнению определённых действий, незаинтересованный, обиженный сотрудник может выполнять её не качественно и, наоборот, добиваться высоких результатов в случае заинтересованности.
психологический управление
3. Рассмотрите, насколько