Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:42, контрольная работа
1.Охарактеризуйте предмет и объект науки «Психология управления». Психология управления изучает психологические закономерности процесса управления людьми и группами людей
2.Назовите понятие, которое является основной категорией дисциплины «Психология управления». Проанализируйте его
.Рассмотрите, насколько справедливо утверждение о том, что противоречия и парадоксы управления в современном обществе имеют психологические причины. Ответ проиллюстрируйте.
В любой компании важнейшим вопросом
является принятие решений. Еще со времен
Ф.У. Тейлора ставился вопрос о том,
нужно ли допускать простых работников
к участию в принятии решений.
Высказывалась мысль о том, что
"пускай рабочий думает, но не решает!".
Д. Катц и Р. Кан отметили: "Если
у рабочих нет известной
Американский социальный психолог Д. Мак Грегор заявлял, что "... если работникам позволят влиять на решения, их касающиеся, то скоро они захотят участвовать в таких решениях, до которых им нет дела".
Многие управляющие понимают, что работники способны к изобретательской деятельности, но изобретения являются своеобразным "оружием" против ускорения работы по сравнению с установленной нормой. Умные и думающие руководители понимают, что промышленность очень много теряет, лишая рабочего творческого отношения к труду.
Многое из того, что персонал знает о работе техники на предприятиях, он пытается скрыть от своих руководителей, чтобы использовать эти знания против повышения норм выработки. Между рабочими и администрацией на зарубежных предприятиях идет непрекращающаяся "тихая война", которая снижает эффективность деятельности организации.
Для организации наиболее выгодным
считается умеренное сочетание
соперничества и
Противоречием в системе управления
является также явление солидарности
рабочих. С одной стороны, она
рассматривается как
Исходя из различного поведения работников, необходимо применять дифференцированный подход как к отдельному исполнителю, так и к целым группам, внутри которых имеется свой неформальный лидер.
Ярким проявлением управленческого
противоречия является отсутствие положительной
связи между удовлетворенностью
трудом и производительностью труда
отдельно взятого работника. Как
показали отечественные и зарубежные
исследования, нет гарантии того, что
неудовлетворенные работники
Противоречия в деятельности руководителя
. Деятельность руководителя
. Дилемма выбора руководителем тактик решения поставленных целей между рискованными и устоявшимися, отработанными, стереотипными действиями.
. Положение руководителя в
. Отсутствие адекватной оценки
способностей и личностного
. Выбор неэффективных стратегий
поведения руководителем в
. Принятие управленческих
. Строгое требование выполнять
инструкции в ущерб стремлению
работников проявлять
. Рассогласование
Из анализа литературы по вопросам
практического менеджмента
На первое место в этой оценке ставят личностные качества, которые показывают отношение руководителя к работникам в высказываниях такого типа: "приятный в общении", "внушающий доверие", "отзывчивый" и т.д.
По мере повышения статуса руководителя число критических оценок в адрес подчиненных резко возрастает. Интерес руководителя к персоналу заключается, главным образом, в профессионально-деловых качествах работников. При этом увеличивается количество негативных оценок в адрес исполнителей по сравнению с позитивными.
Это проявление психологического фактора
обезличенного взгляда
Если же руководитель переходит в другую профессиональную категорию со снижением его статуса, то его оценки быстро изменяются как по отношению к вышестоящим менеджерам, так и к персоналу. В центр его внимания попадают уже не профессиональные качества руководителя, а поведенческие реакции. Он будет теперь оценивать, как его руководитель общается с исполнителями, насколько он к ним внимателен, доброжелателен, готов ли помочь в трудной ситуации, насколько справедливо оценивает трудовой вклад работников.
Область межличностных отношений всегда остается для руководителя постоянной сферой неопределенности в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней не очень уверенно.
Получив отрицательную оценку, работник
непроизвольно снижает
При положительной оценке работника
повышается мотивационная сфера, желание
трудиться лучше. Руководители, обладая
определенным статусом, несут на себе
морально-психологическую
В конечном итоге организация служит людям, но, если она начинает работать в режиме сбоев, тогда люди будут вынуждены изменить ее.
На рисунке 1 показана организация деятельности группы по успешному выполнению целей компании, а в таблице 1 - факторы, способствующие устранению противоречий внутри управления организацией.
Заключение
На рубеже XX и XXI веков психология управления переживает интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации становятся модным поветрием. Именно в этот период появилось множество книг по психолого-управленческой проблематике. Для данного периода характерен ряд черт:
прикладной характер разрабатываемых
проблем психологии управления. Большинство
изданной в этот период литературы
является по сути дела настольной для
управленцев различных
интеграция психолого-
главный упор делается на рассмотрение особенностей управления в сфере бизнеса и деловых отношений, относительно меньше внимания уделяется другим отраслям знаний. Предпринимаются попытки свести психологию управления к психологии менеджмента.
Чем сложнее управление, тем больше внимания уделяется предмету и задачам психологии управления. Ежегодно растут требования к психическим процессам и умственным способностям человека, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Именно эти задачи и решает управленческая психология.
Список литературы
1.Аксененко Ю.М., Каспарян В.Н., и
др. Социология и психология
2.Вересов Н.Н. Психология
.Урбанович А.А. Психология
.Касьяник