Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:30, реферат
Мы рассмотрели только некоторые аспекты принципов командной работы и выяснили, что команда, как коллективное творческое формирование имеет синергетический эффект, когда сумма совместных творческих усилий каждого члена команды приносит гораздо более эффективный результат, чем каждого по отдельности.
Введение
1. Определение команды
2. Принципы формирования команды
3. Стадии развития команды
4. Стили руководства
5. Укрепление команды
Заключение
Содержание
Введение
Заключение Список литературы |
3 4 5 7 8 13 16 17 |
Введение
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о принципах командной работы.
На сегодняшний день, вероятно, нет такого менеджера, который бы не слышал понятия "команда" или не представлял, о чем идет речь. Но зачастую, представления о команде носят общий характер и окружены множеством мифов, имеющих отдаленное отношение к реальности.
В первой главе будет дано
определение команды и
Во второй главе будут рассмотрены принципы формирование команды и последовательные шаги на предварительном этапе развития.
В третьей главе будет показано, что команде не присуще статическое состояние. Она развивается, проходит ряд закономерных стадий развития.
В четвертой главе мы коснемся вопроса руководства командой. И покажем, что стиль руководства зависит от стадии развития самой команды.
В пятой главе мы выясним, какими способами наиболее эффективно можно укрепить сплоченность команды. Как раскрыть коммуникативные способности членов команды, и снять внутренние ограничения для налаживания совместной деятельности.
Итак, команда - это группа
людей, имеющих общие разделяемые
цели, взаимодополняющие навыки и
умения, высокий уровень
Команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной рабочей группы, однако, есть специфические черты, присущие только ей. Прежде всего – это нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач, высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем, эффективная коммуникация между членами команды и свободно циркулирующая, доступная для всех информация.
Главным отличием команд от
традиционных формальных рабочих групп
является наличие синергического эффекта
или эффекта системности. Это
означает, что у команды появляются
свойства, которые не получить простым
сложением свойств ее участников.
На математическом примере это выглядит
так: 2+2+эффект=5. То есть, используя знания
всех своих участников, в процессе
их взаимодействия, команда может
создать качественно новое
В настоящее время среди
российских организаций и предприятий
наблюдается интерес к
Формирование команд и внедрение в практику командных методов работы имеют под собой достаточно объективные основы. Так, например, выделяются следующие причины возникновения интереса к командному подходу.
Во-первых, методы коллективной работы позволяют лучше решать крупные и междисциплинарные задачи с минимальными затратами времени, повышая тем самым эффективность работы организации в целом.
Во-вторых, использование командной работы в современных условиях является одним из конкурентоспособных преимуществ организации, т.к. позволяет более успешно строить развитие организации на основе удовлетворения запросов потребителей.
В-третьих, в настоящее время дальнейшее повышение производительности управленческого труда зависит от осознания того факта, что менеджер любого ранга связан с созданием коллективного продукта труда. Принадлежность отдельного сотрудника к "философии общего дела" имеет огромное значение как мотивирующий фактор для повышения производительности организации в целом.
С учетом всего вышеизложенного можно определить команду как сформированное по определенным правилам коллективное образование, обладающее необходимой компетенцией и потенциалом, позволяющими наиболее эффективно достигать стоящих перед ним целей с учетом реализации интересов и гармоничного развития всех его членов. Данное определение, на наш взгляд, наиболее точно отражает особенности и преимущества командной деятельности.
Командная работа предполагает решение конкретных задач, достижения целей общими усилиями. На подготовительной стадии создания команды необходимо наметить ориентир, примерный курс действий. Если этого вовремя не сделать, то у коллектива в скором времени пропадёт желание работать, механизм расшатается и выйдет из строя. В результате получится так, что действия руководителя по выбору, подготовке, объединению людей в команду пропадут зря.
Первая стадия создания эффективной команды называется "предварительной работой". Одна из наиболее важных целей этой стадии — правильно определить, действительно ли необходимо создание команды. Менеджер должен решить, что ему более необходимо для данного вида работы: несколько отдельных сотрудников для работы лично с ним или сплоченная команда. Как правило, необходимость в создании команды возникает, если предполагается, что в данном случае нужно использовать творческий подход к выполнению задачи. Для команд необходимы четкая постановка целей и перечень навыков, обязательных для выполнения работы. Решение о сфере компетенции команды должно приниматься заранее: определяется, будут ли команды работать только на совещательной основе консультаций по всем текущим проблемам с менеджером или им может быть предоставлена полная самостоятельность для исполнения задания.
Вторая стадия включает создание
условий для работы. На этой стадии
руководство организации
Третья стадия — процесс формирования и построения команды. Для того чтобы дать команде хороший старт, необходимо сделать следующее. Во-первых, менеджеры должны четко определить: кто является, и кто не является членом команды. Некоторые команды терпят крах только потому, что членство некоторых лиц в них остается неопределенным. Устраняя подобную неопределенность можно избежать беспорядка и расстройства планов. Во-вторых, члены команды должны разделять общую цель. Если этого не происходит, то провал в работе этой команды обеспечен. В-третьих, руководству организации необходимо объяснить команде ее задачу и степень ответственности за выполняемые функции — сделать абсолютно понятным то, какие действия от нее ожидаются. Однако при этом не обязательно пояснять, как именно выполнить поставленную задачу. И наконец, начавшую функционировать команду нужно обеспечить постоянной поддержкой со стороны менеджмента организации.
Чтобы превратить собрание
отдельных личностей в
Коллективы могут отличаться:
Но все они проходят одинаковые стадии, превращаясь из собрания отдельных личностей в сплоченную эффективную команду. Оптимальное количество участников команды – 15-20 человек. Поэтому коллективы большей численности для эффективной работы полезно делить на такие группы.
Любая команда проходит в своем развитии определенные стадии, в ходе которых меняется продуктивность работы и моральное состояние ее участников. Для эффективного управления командой и правильного выбора тренинговой программы тимбилдинга менеджеру необходимо знать , на какой стадии развития находится команда.
В свое развитии команды проходят четыре стадии:
На этой стадии продуктивной работы мала: члены команды не имеют ясного представления о целях и задачах, обладают минимальными навыками и знаниями, как эффективно организовать коллективную работу.
Моральное состояние высокое: участники радуются, что попали в команду, полны энтузиазма решить поставленные задачи.
На этой стадии: заканчивается "медовый месяц" коллектива, утрачены первоначальные высокие ожидания, участники видят, что поставленных целей достичь намного труднее, чем они рассчитывали.
На этой стадии: команда учится совместными усилиями преодолевать разногласия, развивает в себе уверенность и сплоченность.
На этой стадии: продуктивность
команды высокая – члены
Мы выяснили, что каждая команда проходит в своем развитии определенные стадии, которые невозможно "перепрыгнуть". Чтобы помочь команде пройти все эти стадии, эффективный руководитель должен постепенно менять стиль руководства.
Стадия развития команды |
Стадия ориентации |
Стадия разочарования |
Стадия интеграции |
Стадия эффективной работы |
Стиль руководства, характерный для данной стадии |
Стиль руководства организующий |
Стиль руководства регулирующий |
Стиль руководства сотрудничающий |
Стиль руководства визирующий |
В стиле руководства можно выделить две составляющие: командование и поддержку, которые собственно и определяют стиль.
командование |
Много |
Стиль руководства Организующий |
Стиль руководства Регулирующий |
Мало |
Стиль руководства визирующий |
Стиль руководства Сотрудничающий | |
Мало |
Много | ||
поддержка |
Каждому стилю руководства соответствует определенный стиль воздействия на людей. Эти стили следующие:
Командный. Такой стиль важен на стадии ориентации, когда моральная поддержка не очень важна – люди и так полны энтузиазма и преданности делу. В этот период
Наставительный. Такой стиль нужен на стадии разочарования – руководитель много говорит и много слушает:
Делегирующий. На стадии эффективной работы используют делегирующий стиль:
Поддерживающий. Такой стиль полезен на стадии интеграции, когда: