Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 14:42, доклад
Беременность и роды представляют собой естественный период в жизни женщины, закономерный этап существования семьи. Изменения, протекающие в женском организме при беременности, носят комплексный, психофизиологический характер. Проявляясь сначала в виде изменения настроения, а также психического дискомфорта, вызываемого повышением чувствительности к запахам, сонливостью, утомляемостью, тошнотой и рвотой в первом триместре беременности, дальнейшем они, — согласно моделям образования невротической реакции, или невроза, могут привести и к развитию психической и соматической патологии.
Актуальность выбранной темы.
Беременность и роды представляют
собой естественный период в жизни
женщины, закономерный этап существования
семьи. Изменения, протекающие в
женском организме при
Работа психолога, направленная
на профилактику таких состояний, крайне
важна. От того, получит ли женщина
квалифицированную
Общеизвестно, насколько облегчается протекание беременности, снижается риск возникновения различных патологических состояний (токсикозы, обострения имеющихся хронических соматических заболеваний и др.) и, — соответственно, — увеличивается число здоровых новорожденных, если женщина спокойна, эмоционально настроена на благополучное материнство, чувствует поддержку медиков и близких людей.
В формировании здорового
образа жизни немаловажную роль играет
осведомленность об особенностях состояния
психики во время беременности и
готовность женщины следовать
Обзор исследований по проблеме
У многих, особенно юных женщин,
с наступлением беременности возникают
тревожные опасения не только по поводу
здоровья будущего ребенка, но и страх,
сомнения в возможности сохранить
«женственность», «сексуальную привлекательность»,
прежний образ жизни и
Это касается сложных внутрисемейных ситуаций, либо бывает обусловлено преморбидными чертами личности (лабильность и слабость нервной системы, сенситивность, эмоциональная нестабильность, повышенная тревожность и ранимость, или же наоборот, — эгоцентризм и упрямство).
Являясь обычной характерологической нормой, в период беременности и родов эти индивидуальные особенности личности могут сыграть негативную роль.
К сожалению, далеко не всегда женщина может получить от врача женской консультации столь необходимую ей психологическую помощь. Это подтверждают данные, полученные в результате социологического исследования, посвященного социально-психологическим аспектам аборта (В. Ф. Волгин, НЦ АГиП РАМН, И. Ю. Борисов, Психологический институт РАО, 2001г.).
В ходе опроса 67,1% респондентов
(врачей, работающих в женских консультациях
и стационарах) высказали сожаление,
что женщины прерывают
Присутствие психолога в женской консультации целесообразным считают 85% врачей, участвовавших в анкетировании.
Акушерство.
Акуше́рство — область
гинекологии, наука, занимающаяся теоретическими
и практическими вопросами
Наука акушерства не должна
рассматриваться как часть
Кроме того, большое внимание при обучении в университетах уделяется кесареву сечению, показанием к которому является невозможность нормальных родов, когда последние вызывают опасения за жизнь матери и ребёнка — например, при узком тазе рожающей, каких-либо патологиях в развитии плода, многоплодной беременности.
Акушерство в России
В России наука акушерства получила своё начало и развитие значительно позже, чем в других европейских странах. Первый акушер, о котором упоминается в летописях, был англичанин Якоб (при Иоанне Грозном), славившийся как «умеющий очень искусно лечить женские болезни».
Хотя Петром Великим открыты были школы «для медической и хирургической практики», но так как имелись в виду исключительно потребности армии и флота, акушерству в них не обучали. Только в 1754 году устроены были акушерские школы в Петербурге и Москве, преподавать в которых были приглашены профессора с помощниками, в Петербурге Линдеман, в Москве Эразмус, которому принадлежит первое акушерское сочинение на русском языке — «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Означенное руководство было составлено по Горну, оригинал которого был издан в 1697 году, так что в середине прошлого столетия, когда уже Смелли, Левре и Редерер преобразовали акушерство, русские врачи почерпали свои знание из крайне устарелой книги конца XVI столетия.
С 1763 года к профессору акушерства
начали посылать учеников из медико-хирургического
училища для слушания лекций по акушерству.
Особенно много было сделано для
успехов этой науки в России, когда
в Петербурге в 1781 году стал профессором
Нестор Максимович Амбодик-Максимович,
замечательный учёный акушер своего
времени, и не менее даровитый
Вильгельм Михайлович Рихтер в Москве
(с 1790 года). Оба они оставили по прекрасному
руководству по своей специальности.
Их обширному опыту и
При Медико-хирургической академии ко времени открытия её акушерской кафедры не полагалось, а преподавание акушерства было связано с судебной медициной. Только с 1808 года, с открытием акушерской клиники, был назначен отдельный профессор по акушерству, Громов. В 1858 г. акушерскую кафедру занял А. Я. Крассовский, которого можно считать родоначальником всей обширной ныне семьи русских акушеров, выдвинувший преподавание акушерства на небывалую высоту, создавшего школу и прославившегося как замечательный диагност и образцовый оператор.
В Московском университете кафедра акушерства была открыта в 1764 году, и её занял профессор Эразмус. Прочное основание акушерство получило лишь с назначением в 1790 году профессора Вильгельма Рихтера.
В Харьковском университете акушерская клиника на 4 кровати была открыта только в 1829 году, хотя преподавание акушерства начато было ещё в 1815 году. Особенную известность приобрела клиника при заведовании ею профессора Лазаревича.
В Казани акушерская клиника была открыта в 1833 году, на 6 кроватей.
В Киеве акушерская кафедра с клиникой существует с 1847 года.
Особенности психологической работы с различными группами пациенток.
Психологическая помощь должна быть адекватна переживаемой женщиной ситуации, в связи с чем целесообразно выделять следующие группы пациенток:
Первая группа
Работа психолога с
женщинами первой группы направлена
на психологическую подготовку к
родам и материнству, обеспечению
благоприятного психоэмоционального
настроя в течение
Работа с семейным окружением беременной женщины также является важным компонентом оказания психологической поддержки.
Вторая группа
При работе с женщинами, собирающимися родить ребенка и имеющими намерение оставить его в роддоме, задача психолога заключается в том, чтобы:
- выявить факторы, подталкивающие женщину к принятию такого решения;
помочь женщине осознать
всю ответственность и
- оказать женщине эмоциональную поддержку, выразить свою заинтересованность и желание помочь в трудный для нее период.
В любом случае, психологическая помощь может быть оказана, исходя из индивидуальных особенностей личности женщины: социальных, психологических и физиологических факторов, оказывающих влияние на данную проблему.
Безусловно, есть и общие
моменты или причины, которые
женщины предлагают в качестве аргументации
своего отказа от ребенка. Благодаря
кажущейся актуальности внешних
причин, «вынуждающих» женщину
В отечественных и зарубежных исследованиях проблемы отвержения от новорожденного отмечается значение комплекса патогенных факторов в возникновении и осуществлении решения об отказе, а также роль закономерностей развития кризисной ситуации в реализации такого решения. В ряде исследований были выявлены психические последствия для матери ее отказа от ребенка.
Авторы отмечают, что подобный шаг является для женщины стрессовым фактором, способствующим возникновению и развитию у нее психических и физических нарушений. Нарушения не уменьшаются даже спустя десятилетия после отказа, а в 48% случаев «чувство потери» возрастает; в момент отказа женщины вытесняют свое горе и прячут свои чувства.
Предположение о том, что именно отказ от новорожденного вызывает тревогу и депрессию у матери, подтверждается данными об улучшении эмоционального состояния женщины при изменении решения в пользу воссоединением с ребенком. Вполне вероятно, что в основе тревожности и депрессии женщин, отказавшихся от своих младенцев, лежат внутренние конфликты.
У матерей-отказниц можно
выделить следующие конфликты: между
инстинктивным стремлением к
материнству и давлением
Выбирая отказ от ребенка, женщина испытывает состояние тоски, уныния, отчаяния, опустошенности. Задача психолога — помочь осознать связь между содержанием выбора и тяжелым душевным состоянием. Эта связь невидима и не ясна женщине вследствие вытеснения одной из сторон конфликта.
Вопросы психолога, направленные
на то, чтобы консультируемая пыталась
ответить себе, почему ей тяжело, если
она принимает единственно
Если выбор уже сделан, психолог должен помочь женщине более глубоко осознать связь между сделанным ею выбором и состоянием, в котором она находится. Парадоксально, но понимание того, что поступок консультируемой противоречит совести, не ухудшает, а улучшает ее состояние. Осознание этой связи может изменить ее первоначальное об отказе от ребенка.
Индивидуальный подход психологической помощи женщинам-отказницам предполагает и решение общих задач по данной проблеме.
Основные задачи:
- выявление актуального нравственного внутреннего конфликта у женщин, отказавшихся от ребенка;
- анализ динамики нравственных конфликтов матерей-отказниц;
- помощь в осознании и решении внутреннего конфликта.
Психологическая помощь предполагает беседу в доверительной атмосфере при помощи «научного» диалога (который не совпадает с житейским).
Диалог — путь познания человека, но знание в диалоге не является самоцелью. Диалог предполагает бережное отношение к собеседнику и доверительные глубокие отношения с ним.
Психолог не стремится быть чужой совестью, не навязывает свои установки и оценки, не изменяет по своему разумению другого, а, сочувствуя ему, разделяя его боль и беду, стремится помочь пробуждению скрытых духовных сил. Психолог играет роль помощника в диалоге с собеседником, чтобы состоялся его внутренний диалог.
Женщине, оказавшейся в кризисной ситуации необходим диалог с человеком, верящим в нее, в ее духовные возможности; тогда она начинает верить в себя и открывает эти возможности.
Третья группа
При работе с женщинами, решившими
прервать беременность, деятельность
психолога заключается в
Поскольку после прерывания беременности отсутствует наблюдение за пациенткой в течение продолжительного периода времени, в большинстве случаев в поле внимания специалистов не попадают психические состояния, индуцированные абортом (известные в литературе под общим названием — постабортный синдром), которые по частоте встречаемости в работе психолога занимают одно из первых мест.