Психология в акушерстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 14:42, доклад

Описание работы

Беременность и роды представляют собой естественный период в жизни женщины, закономерный этап существования семьи. Изменения, протекающие в женском организме при беременности, носят комплексный, психофизиологический характер. Проявляясь сначала в виде изменения настроения, а также психического дискомфорта, вызываемого повышением чувствительности к запахам, сонливостью, утомляемостью, тошнотой и рвотой в первом триместре беременности, дальнейшем они, — согласно моделям образования невротической реакции, или невроза, могут привести и к развитию психической и соматической патологии.

Файлы: 1 файл

реферат_акушерство.docx

— 33.66 Кб (Скачать файл)

Постабортный синдром  нередко принимает вид реактивной депрессии, которая протекает:

а) в форме эмоционально-аффективного шока. Обычно развивается через 2–5 дней после аборта у личностей  инфантильных, с истероидными чертами  характера. Обыкновенно выражается в  слезливости, демонстративных  компонентах, нарастании соматических жалоб, ипохондрическом настроении, требовании повышенного внимания к  себе и т.п.

б) в форме «эмоционального  паралича» — кажущегося равнодушия, спокойствия, отсутствия переживаний  и т.п., которые через 5–7 дней могут  смениться депрессией.

Наблюдаемые близкими неожиданные  характерологические изменения  в большинстве случаев влекут за собой межличностные, производственные и внутрисемейные конфликты, которые  усугубляют тяжесть психического состояния  женщины.

Реактивная депрессия  как форма проявления постабортного синдрома попадает в поле зрения акушеров-гинекологов в случае возникновения соматических осложнений и поэтому возникает необходимость дифференцировать постабортный синдром с эндогенной депрессией.

Большинство женщин с постабортным синдромом отмечают появление чувства  вины, угрызений совести, их состояние  характеризуется утратой надежды  стать матерью.

По мнению многих психологов, такого рода переживания имеют тенденцию  со временем нарастать, что может  привести к  нездоровой ситуации в  семье и разводу.

Для постабортного синдрома характерна так называемая «мерцающая симптоматика», редко «улавливаемая» акушерами-гинекологами, но знакомая психологам. Весьма вероятно, что этим и  обусловлен механизм привычного выкидыша как одна из форм постабортного синдрома, когда  «мерцание» и приходится на субъективно  опасный для женщины срок беременности.

Психологическая помощь женщинам, страдающим постабортным синдромом, но обратившимся к специалистам по истечении  большого срока после аборта, требует  много времени и далеко не всегда оказывается достаточно эффективной. Это вызвано накоплением —  «потенциированием» длительных отрицательных  переживаний.

Четвертая группа

Психологическое консультирование может быть полезно также тем  супружеским парам, чей брак оказался бесплодным.

Цель работы психолога  при этом — способствовать улучшению  отношений в семье, преодолению  внутрисемейных конфликтов, в итоге  — сохранению семьи.

Приведенный выше анализ комплекса  психолого-социальных проблем, позволяет  сделать вывод о необходимости  ведения психологической работы с беременными женщинами.

 

 

 

Проект «Ты не одна»

В условиях острого демографического кризиса в России регистрируется рекордно высокое число абортов. Из трех беременностей только одна заканчивается родами. Почти каждая десятая женщина детородного  возраста раз в год делает аборт. В России в год производится около 1,5 млн. абортов, причем специалисты  уверены, что официальную статистику по количеству абортов следует увеличить  вдвое.

Проект «Ты не одна»  программы "Святость материнства" адресован женщинам, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации, и направлен в первую очередь  на профилактику абортов.

Механизм реализации проекта  «Ты не одна»:

1.    Введение ставки  психолога женской консультации.

2.    Одновременно  с подбором специалиста оформляется  кабинет для работы психолога,  согласно разработанным требованиям.

3.    Повышение квалификации  специалистов по доабортному  консультированию.

4.    Введение должности  главного внештатного/штатного специалиста  психолога родовспомогательных  учреждений для методической  и организационной работы.

Суть проекта

Проект «Ты не одна»  – это мера в чрезвычайной ситуации. На наш взгляд наиболее результативной является работа, направленная на профилактику абортов через разъяснение последствий, пробуждение материнских чувств, повышение степени осознанности ситуации, формирование позитивного  образа будущего. Это непростой, но весьма эффективный путь. Это притом, что эти дети уже существуют! Речь идет о сохранении их жизней, и до их рождения осталось всего лишь 6-8 месяцев.

Прежде всего, работа направлена на женщин, находящихся в ситуации принятия решения о сохранении/прерывании беременности. Работа с ними должна вестись в женских консультациях. Это должны делать профессионалы-психологи, проводящие доабортное консультирование. Опыт такой работы накоплен Центром национальной славы почти за три года реализации проекта «Ты не одна» всероссийской демографической программы «Святость материнства.

Началом реализации проекта  стала работа пилотной площадки –  женская консультация №1 родильного дома №4 города Красноярска, которая  была выбрана в  результате конструктивного  диалога с властью — Главным  управлением здравоохранения администрации  г. Красноярска. На данный момент этот социальный эксперимент подтвердил свою состоятельность. 

Реализация проекта перешла  на новый уровень. С 1 июля 2009 г. в  каждой женской консультации г. Красноярска  приступили к работе психологи. И  успех их работы уже ощутим. Городское  управление здравоохранения изыскало средства на оплату интенсивности труда  специалистов, выделило кабинеты для  работы, которые максимально соответствуют  требованиям.

Эффективность проекта

Это самый эффективный  путь преодоления демографического кризиса. Из числа женщин, решившихся на аборт, 15—20% готовы изменить свое решение. Прирост в 20% к рождаемости —  такого показателя в столь короткие сроки невозможно добиться пропагандой  рождения еще одного ребенка или  материальными стимулами.

В масштабах страны эффективность  проекта доабортного консультирования может составить не менее 252 тысяч  спасенных детей в год (исходя из официальных данных о количестве абортов — 1,4 млн./год). Поскольку  естественная убыль населения составляет более 800 тыс. человек в год, то реализация данного проекта на федеральном  уровне станет существенным вкладом  в решение демографической проблемы, не требующим больших финансовых вложений со стороны государства.

В своей работе проект опирается на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №389 от 01.06.2007 «О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях». А в Программе ФОМС имеются на это статьи расхода «Виды медицинской помощи и условия оказания медицинской помощи:

— осуществление мероприятий  по предупреждению абортов;

— санитарно-гигиеническое  просвещение граждан, в том числе  кабинеты профилактики».

Схема работы

Механизм взаимодействия заключается в следующем: прежде чем выдать женщине направление  на прерывание беременности, врач акушер-гинеколог  направляет ее на консультацию к психологу.

Раньше было так:


 

 

 


А теперь:

 

Пренатальная и перинатальная  психология.

Прената́льная и перината́льная психоло́гия (лат. pre — до, лат. peri —около, лат. natalis — относящийся к рождению) — наука о психической жизни  нерожденного ребёнка или только что родившегося (наука о начальной  фазе развития человека — пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая  изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах  развития, и их влияние на всю  последующую жизнь.

 

 

Школы подготовки к родам

Психопрофилактическая работа с беременными женщинами была введена в Советском Союзе  в 1951 году с целью помочь будущим  мамам в родах. Постепенно благие намерения были сведены в формальность по причине высокой загруженности  медицинского персонала. К тому же, чтобы узнать о происходящем в  роддомах, нужно было быть как минимум  Штирлицем, настолько закрытыми  были учреждения. В начале 90-х акушеры-гинекологи и перинатальные психологи пришли к выводу, что полагаться на русское «авось» в родах не стоит, и начали активно пропагандировать подготовку беременных женщин к родам.

Зачем нужны школы?

 Сколько существует  человечество, столько существуют  и роды. Наши бабушки рожали, и  внучки наши тоже будут. Вопрос - как? Весь наш «родовой опыт»  заложен в подкорке. У каждого  свой, в зависимости от образования,  культуры, семейно-бытовых традиций. Занятия в школе для беременных  с профессионалами позволяют  его скорректировать. Современное  поколение живет в бешеном  ритме, преодолевает стрессы.  Мама может помочь себе, используя  знания, полученные в школе для  беременных. К тому же занятия  дисциплинируют. Когда ты тренируешься  под руководством опытного специалиста  в группе единомышленниц, создается  особая атмосфера, общий ритм. По статистке, 30% родов, которые  проходят «не так», - это, как  правило, патология, выявляемая  еще по время беременности. 70% - это неправильное поведение  в родах. Страх и паника - главные  враги в родах. Правильное дыхание,  поведение в родах, каждая минута  родовой деятельности - вот основные  темы теоретических и практических  занятий школы для будущих  мам.

Чему учат в школе?

 Все изменения способствуют  нормальному развитию беременности. Особое внимание на занятиях  уделяется растяжке. Удивительно,  насколько пластичны беременные  женщины! Наклоны, потягивания,  поза льва и лягушки, элементы йоги даются будущим мамам очень просто. Начинать посещать курсы для беременных можно на любом сроке. Чаще всего это происходит в промежутке с 20-й по 38-ю неделю беременности. Как правило, после 20-й недели беременности женщина чувствует себя «наиболее беременной», что связано с ростом животика, а с 30-й недели освобождается время у работающих мам. На протяжении всего занятия звучит задорная музыка, которая задает ритм. Уже к середине тренировки настроение значительно повышается. Эндорфины делают свое дело. Не только мамы становятся веселее, гормоны счастья получает и ребенок. Гимнастика может помочь не только улучшить самочувствие, но еще с помощью специальных упражнений помочь малышу принять правильное положение в полости матки.

 


Информация о работе Психология в акушерстве