Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 14:42, доклад
Беременность и роды представляют собой естественный период в жизни женщины, закономерный этап существования семьи. Изменения, протекающие в женском организме при беременности, носят комплексный, психофизиологический характер. Проявляясь сначала в виде изменения настроения, а также психического дискомфорта, вызываемого повышением чувствительности к запахам, сонливостью, утомляемостью, тошнотой и рвотой в первом триместре беременности, дальнейшем они, — согласно моделям образования невротической реакции, или невроза, могут привести и к развитию психической и соматической патологии.
Постабортный синдром
нередко принимает вид
а) в форме эмоционально-
б) в форме «эмоционального паралича» — кажущегося равнодушия, спокойствия, отсутствия переживаний и т.п., которые через 5–7 дней могут смениться депрессией.
Наблюдаемые близкими неожиданные характерологические изменения в большинстве случаев влекут за собой межличностные, производственные и внутрисемейные конфликты, которые усугубляют тяжесть психического состояния женщины.
Реактивная депрессия как форма проявления постабортного синдрома попадает в поле зрения акушеров-гинекологов в случае возникновения соматических осложнений и поэтому возникает необходимость дифференцировать постабортный синдром с эндогенной депрессией.
Большинство женщин с постабортным
синдромом отмечают появление чувства
вины, угрызений совести, их состояние
характеризуется утратой
По мнению многих психологов, такого рода переживания имеют тенденцию со временем нарастать, что может привести к нездоровой ситуации в семье и разводу.
Для постабортного синдрома характерна так называемая «мерцающая симптоматика», редко «улавливаемая» акушерами-гинекологами, но знакомая психологам. Весьма вероятно, что этим и обусловлен механизм привычного выкидыша как одна из форм постабортного синдрома, когда «мерцание» и приходится на субъективно опасный для женщины срок беременности.
Психологическая помощь женщинам, страдающим постабортным синдромом, но обратившимся к специалистам по истечении большого срока после аборта, требует много времени и далеко не всегда оказывается достаточно эффективной. Это вызвано накоплением — «потенциированием» длительных отрицательных переживаний.
Четвертая группа
Психологическое консультирование может быть полезно также тем супружеским парам, чей брак оказался бесплодным.
Цель работы психолога при этом — способствовать улучшению отношений в семье, преодолению внутрисемейных конфликтов, в итоге — сохранению семьи.
Приведенный выше анализ комплекса психолого-социальных проблем, позволяет сделать вывод о необходимости ведения психологической работы с беременными женщинами.
Проект «Ты не одна»
В условиях острого демографического кризиса в России регистрируется рекордно высокое число абортов. Из трех беременностей только одна заканчивается родами. Почти каждая десятая женщина детородного возраста раз в год делает аборт. В России в год производится около 1,5 млн. абортов, причем специалисты уверены, что официальную статистику по количеству абортов следует увеличить вдвое.
Проект «Ты не одна» программы "Святость материнства" адресован женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и направлен в первую очередь на профилактику абортов.
Механизм реализации проекта «Ты не одна»:
1. Введение ставки
психолога женской
2. Одновременно
с подбором специалиста
3. Повышение квалификации специалистов по доабортному консультированию.
4. Введение должности
главного внештатного/штатного
Суть проекта
Проект «Ты не одна»
– это мера в чрезвычайной ситуации.
На наш взгляд наиболее результативной
является работа, направленная на профилактику
абортов через разъяснение
Прежде всего, работа направлена на женщин, находящихся в ситуации принятия решения о сохранении/прерывании беременности. Работа с ними должна вестись в женских консультациях. Это должны делать профессионалы-психологи, проводящие доабортное консультирование. Опыт такой работы накоплен Центром национальной славы почти за три года реализации проекта «Ты не одна» всероссийской демографической программы «Святость материнства.
Началом реализации проекта
стала работа пилотной площадки –
женская консультация №1 родильного
дома №4 города Красноярска, которая
была выбрана в результате конструктивного
диалога с властью — Главным
управлением здравоохранения
Реализация проекта перешла
на новый уровень. С 1 июля 2009 г. в
каждой женской консультации г. Красноярска
приступили к работе психологи. И
успех их работы уже ощутим. Городское
управление здравоохранения изыскало
средства на оплату интенсивности труда
специалистов, выделило кабинеты для
работы, которые максимально
Эффективность проекта
Это самый эффективный путь преодоления демографического кризиса. Из числа женщин, решившихся на аборт, 15—20% готовы изменить свое решение. Прирост в 20% к рождаемости — такого показателя в столь короткие сроки невозможно добиться пропагандой рождения еще одного ребенка или материальными стимулами.
В масштабах страны эффективность
проекта доабортного
В своей работе проект опирается на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №389 от 01.06.2007 «О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях». А в Программе ФОМС имеются на это статьи расхода «Виды медицинской помощи и условия оказания медицинской помощи:
— осуществление мероприятий по предупреждению абортов;
— санитарно-гигиеническое просвещение граждан, в том числе кабинеты профилактики».
Схема работы
Механизм взаимодействия заключается в следующем: прежде чем выдать женщине направление на прерывание беременности, врач акушер-гинеколог направляет ее на консультацию к психологу.
Раньше было так:
А теперь:
Пренатальная и перинатальная психология.
Прената́льная и перината́льная психоло́гия (лат. pre — до, лат. peri —около, лат. natalis — относящийся к рождению) — наука о психической жизни нерожденного ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека — пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь.
Школы подготовки к родам
Психопрофилактическая работа с беременными женщинами была введена в Советском Союзе в 1951 году с целью помочь будущим мамам в родах. Постепенно благие намерения были сведены в формальность по причине высокой загруженности медицинского персонала. К тому же, чтобы узнать о происходящем в роддомах, нужно было быть как минимум Штирлицем, настолько закрытыми были учреждения. В начале 90-х акушеры-гинекологи и перинатальные психологи пришли к выводу, что полагаться на русское «авось» в родах не стоит, и начали активно пропагандировать подготовку беременных женщин к родам.
Зачем нужны школы?
Сколько существует
человечество, столько существуют
и роды. Наши бабушки рожали, и
внучки наши тоже будут. Вопрос
- как? Весь наш «родовой опыт»
заложен в подкорке. У каждого
свой, в зависимости от образования,
культуры, семейно-бытовых традиций.
Занятия в школе для
Чему учат в школе?
Все изменения способствуют
нормальному развитию