Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:38, контрольная работа
Древние философы впервые поставили вопрос о том, что лежит в основе мира. И такой вопрос не мог не возникнуть. Фалес утверждает – вода есть наилучшее, т.е. все произошло из воды. Анаксимандр, в свою очередь, делает шаг вперед и приходит к идее «апейрона». Философия Элейской школы при всей ее противоречивости повседневному опыту приводит к определенному замешательству, являясь своеобразным «остановочным пунктом». Таким образом, вопрос о первоначале являлся основным в то время. Это и не удивительно, ведь древние мыслители, пытаясь понять целостную картину мира, не могли не учитывать такого важного вопроса как первоначало всего сущего.
Видимо
остается только один выход – обращение
не к чувствам, а к разуму; и
на первый взгляд это может показаться
правильным решением. Но в этом случае
все только усложняется. Демокрит утверждает,
что знание посредством разума, «белое»
знание ведет к познанию сущности
всех вещей. Но остается неясным: чей
разум может постичь сущность
вещи, существуют ли общие понятия,
ведь опять имеет место двоякость
суждений? Эта неопределенность послужила
причиной раскола последующей
Деление на два типа познания будет использовано Демокритом в математике.
Сложным вопросом характеристики учения атомистов является вопрос о том, какой они представлял себе предельную величину атомов. Вообще говоря, атомы, по учению Левкиппа и Демокрита, — это настолько малые частицы вещества, что непосредственно, при помощи чувств, их существование не может быть обнаружено: о нем мы рассуждаем на основании доказательств или доводов ума. Однако сохранились свидетельства, из которых видно, будто Демокрит допускал существование не только весьма малых, чувственно не воспринимаемых атомов, но и атомов любой величины, в том числе весьма больших. Тексты, имеющиеся по этому вопросу, неясны, даже противоречивы. В частности, о признании Демокритом существования весьма больших атомов говорит Эпикур (конец 4 — начало 3 в. до н. э.). Однако Аристотель, более близкий по времени к Демокриту, чем Эпикур, ничего не говорит о существовании у Демокрита такого мнения: «Демокрит полагал, что вечные начала по своей природе — маленькие сущности, бесконечно многие по числу». Эти сущности — атомы — «настолько малы, что недоступны восприятию наших органов чувств». Говоря об атомах Демокрита как о «маленьких сущностях», Аристотель тут же разъясняет, что Демокрит допускал и бесконечно большую по величине сущность, а именно — пустое пространство, или пустоту.
Левкипп
и Демокрит полагали, что число
атомов бесконечно. Они приняли существование
бесконечного множества атомов за постулат,
потому что эта бесконечность
необходима для объяснения всех явлений,
наблюдаемых в физическом мире -
только тем, кто считает атомы
бесконечно многими по числу, удается
всему дать разумное объяснение. Атомы
имеют различные формы. Различиями
в форме атомов Демокрит объяснял
соединение атомов во временно устойчивые
образования, т. е. в миры: будучи весьма
разных форм, атомы сцепляются между
собой и таким образом
Теперь, после обоснования практически всех свойств атомов, возникает закономерный вопрос: а какие качества присущи этим частицам? Те ли это качества, которые свойственны окружающим нас вещам, которые мы привыкли выделять в них, или, быть может, это качества совершенно иного характера? Не мог такой вопрос не возникнуть и у Демокрита.
И то, как ответил на этот вопрос Демокрит, позволяет мне говорить о втором основополагающем факторе античного атомизма. Суть его в том, что атомам не присущи такие качества, как вкус, цвет, запах; они различаются только по размеру, форме, порядку, положению в пространстве. А качества воспринимаемых нами предметов не являются действительными, они условны; существуют лишь атомы и пустота, и от того, как эти действительные невоспринимаемые сущности будут взаимодействовать между собой, зависят качества воспринимаемых предметов. Высказывание самого Демокрита по этому вопросу — ясное, но, к сожалению, слишком краткое — дошло в цитатах поздних античных ученых Секста Эмпирика и Галена. Секст выписал из Демокрита фразу, где Демокрит говорит: «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота». Ту же мысль о свойствах атомов, общую у Левкиппа и Демокрита со всем античным атомистическим материализмом, выразил Эпикур в письме к Геродоту: «...следует думать, что атомы не обладают никаким свойством предметов, доступных чувственному восприятию: кроме формы, веса, величины и всех тех свойств, которые по необходимости соединены с формой. Ибо всякое свойство изменяется, а атомы нисколько не изменяются, потому что при разложениях сложений сложных предметов должно оставаться нечто твердое и неразложимое, что производило бы перемены... посредством перемещений некоторых частиц, и прихода и отхода некоторых».
Подобное понимание природы ощущаемых человеком качеств тел являлось совершенно новой точкой зрения. Заслуга атомистов в том и заключалась, что они впервые ввели в философию понятия первичных и вторичных качеств вещей. Сам Демокрит, конечно же, не использовал подобной терминологии, это сделал намного позже английский философ Д. Локк. Он разделил качества на первичные, или объективные, к которым относил движение, плотность, объем, фигуру, т.е. качества, изначально присущие вещам; и вторичные, или субъективные, к которым относил цвет, запах, вкус и т.д., эти качества нам только представляются, они не являются коренными, а образуются посредством взаимодействия атомов вещества с нашими органами чувств. Качества были разделены по степени объективности. Но до Д. Локка разделение качеств также проводили Галилей, Декарт и Гоббс.
Информация о работе Психология в античном материализме (Левкипп, Демокрит)