Психология в античном материализме (Левкипп, Демокрит)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Древние философы впервые поставили вопрос о том, что лежит в основе мира. И такой вопрос не мог не возникнуть. Фалес утверждает – вода есть наилучшее, т.е. все произошло из воды. Анаксимандр, в свою очередь, делает шаг вперед и приходит к идее «апейрона». Философия Элейской школы при всей ее противоречивости повседневному опыту приводит к определенному замешательству, являясь своеобразным «остановочным пунктом». Таким образом, вопрос о первоначале являлся основным в то время. Это и не удивительно, ведь древние мыслители, пытаясь понять целостную картину мира, не могли не учитывать такого важного вопроса как первоначало всего сущего.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 25.66 Кб (Скачать файл)

Видимо  остается только один выход – обращение  не к чувствам, а к разуму; и  на первый взгляд это может показаться правильным решением. Но в этом случае все только усложняется. Демокрит утверждает, что знание посредством разума, «белое»  знание ведет к познанию сущности всех вещей. Но остается неясным: чей  разум может постичь сущность вещи, существуют ли общие понятия, ведь опять имеет место двоякость  суждений? Эта неопределенность послужила  причиной раскола последующей философской  мысли на несколько течений. Одни течения были связаны с возможностью постижения сущности вещей. Другие течения  были разделены вопросом о существовании  общих понятий (реализм и номинализм).

Деление на два типа познания будет использовано Демокритом в математике.

Сложным вопросом характеристики учения атомистов  является вопрос о том, какой они  представлял себе предельную величину атомов. Вообще говоря, атомы, по учению Левкиппа и Демокрита, —  это настолько малые частицы вещества, что непосредственно, при помощи чувств, их существование не может быть обнаружено: о нем мы рассуждаем на основании доказательств или доводов ума. Однако сохранились свидетельства, из которых видно, будто Демокрит допускал существование не только весьма малых, чувственно не воспринимаемых атомов, но и атомов любой величины, в том числе весьма больших. Тексты, имеющиеся по этому вопросу, неясны, даже противоречивы. В частности, о признании Демокритом существования весьма больших атомов говорит Эпикур (конец 4 — начало 3 в. до н. э.). Однако Аристотель, более близкий по времени к Демокриту, чем Эпикур, ничего не говорит о существовании у Демокрита такого мнения: «Демокрит полагал, что вечные начала  по своей природе — маленькие сущности, бесконечно многие по числу». Эти сущности — атомы — «настолько малы, что недоступны восприятию наших органов чувств». Говоря об атомах Демокрита как о «маленьких сущностях», Аристотель тут же разъясняет, что Демокрит допускал и бесконечно большую по величине сущность, а именно — пустое пространство, или пустоту.

Левкипп и Демокрит полагали, что число  атомов бесконечно. Они приняли существование  бесконечного множества атомов за постулат, потому что эта бесконечность  необходима для объяснения всех явлений, наблюдаемых в физическом мире - только тем, кто считает атомы  бесконечно многими по числу, удается  всему дать разумное объяснение. Атомы  имеют различные формы. Различиями в форме атомов Демокрит объяснял соединение атомов во временно устойчивые образования, т. е. в миры: будучи весьма разных форм, атомы сцепляются между  собой и таким образом производят и мир и все явления в  нем, точнее производят бесчисленные миры. Важность этого свойства — различия их форм — отразилась и в терминологии Демокрита. Свои первоначальные частицы  вещества Демокрит называет не только «атомами», но и «неделимыми формами».

Теперь, после обоснования практически  всех свойств атомов, возникает закономерный вопрос: а какие качества присущи  этим частицам?  Те ли это качества, которые свойственны окружающим нас вещам, которые мы привыкли выделять в них, или, быть может, это качества совершенно иного характера? Не мог такой вопрос не возникнуть и у Демокрита.

И то, как ответил на этот вопрос Демокрит, позволяет мне говорить о втором основополагающем факторе античного атомизма. Суть его в том, что атомам не присущи такие качества, как вкус, цвет, запах; они различаются только по размеру, форме, порядку, положению в пространстве. А качества воспринимаемых нами предметов не являются действительными, они условны; существуют лишь атомы и пустота, и от того, как эти действительные невоспринимаемые сущности будут взаимодействовать между собой, зависят качества воспринимаемых предметов. Высказывание самого Демокрита по этому вопросу — ясное, но, к сожалению, слишком краткое — дошло в цитатах поздних античных ученых Секста Эмпирика и Галена. Секст выписал из Демокрита фразу, где Демокрит говорит: «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота». Ту же мысль о свойствах атомов, общую у Левкиппа и Демокрита со всем античным атомистическим материализмом, выразил Эпикур в письме к Геродоту: «...следует думать, что атомы не обладают никаким свойством предметов, доступных чувственному восприятию: кроме формы, веса, величины и всех тех свойств, которые по необходимости соединены с формой. Ибо всякое свойство изменяется, а атомы нисколько не изменяются, потому что при разложениях сложений сложных предметов должно оставаться нечто твердое и неразложимое, что производило бы перемены... посредством перемещений некоторых частиц, и прихода и отхода некоторых».

Подобное  понимание природы ощущаемых  человеком качеств тел являлось совершенно новой точкой зрения. Заслуга  атомистов в том и заключалась, что они впервые ввели в  философию понятия первичных  и вторичных качеств вещей. Сам  Демокрит, конечно же, не использовал подобной терминологии, это сделал намного позже английский философ    Д. Локк. Он разделил качества на первичные, или объективные, к которым относил движение, плотность, объем, фигуру, т.е. качества, изначально присущие вещам; и вторичные, или субъективные, к которым относил цвет, запах, вкус и т.д., эти качества нам только представляются, они не являются коренными, а образуются посредством взаимодействия атомов вещества с нашими органами чувств. Качества были разделены по степени объективности. Но до Д. Локка разделение качеств также проводили Галилей, Декарт и  Гоббс.


Информация о работе Психология в античном материализме (Левкипп, Демокрит)