Психология в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” (это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. Деятельность руководителя имеет многообразный характер.

Содержание работы

1. Введение.-стр.3

2. Место психологии в процессе управления.-стр.5

3. Психология управления и её предмет изучения.-стр.5

4. Психологический анализ управленческой деятельности.-стр.6

5. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору.-стр.8

6. Характер исполнителей и его формирование

руководителем.-стр.9

7. Заключение.-стр.12

8. Список литературы.-стр.13

Файлы: 1 файл

психология в менеджменте.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 

 Важнейшим моментом в управленческом  процессе является принятие управленческого  решения. Каждый руководитель  должен видеть проблемы, которые  выдвигаются условиями руководимой  им системы. Каждому руководителю  надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать, из бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.

 

 Систематизация чужого опыта  и готовых идей с целью использования  их, когда это необходимо, является  существенным условием организации научного труда руководителя.

 

 Другим качеством, характеризующим  хорошего руководителя при изучении  того или иного решения, является  чувство ответственности, с которым  он должен относиться к данному  решению.

 

 Для выяснения и выбора  самого правильного подхода к решению проблемы большое значение имеет умение руководителя советоваться. Умение руководителя советоваться в значительной степени определяет эффективность его деятельности. Не менее важно и умение руководителя анализировать мнения людей.

 

 Оперативность принятия решения  и его качество зависят от  степени продуктивности умственной  деятельности, умения использовать  и применять имеющиеся знания  и накопленный опыт. Поэтому и  гибкость ума, и оперативность  памяти – важные и необходимые черты каждого руководителя.

 

 Не меньшее значение при  подготовке принятия решения  и его принятии имеют и волевые  качества – инициативность, самостоятельность,  решительность и смелость.

 

 Таковы психологические требования, предъявляемые к руководителю. Совершенствуя себя и свои профессиональные навыки, руководитель должен в первую очередь развивать те качества, которые соответствуют предъявляемым требованиям.

Характер исполнителей и его  формирование руководителем

Во взаимодействии человека со средой и с другими людьми выявляется множество его социально-психологических особенностей. Многие из них несущественны, кратковременны или не влияют на его отношение к окружающему миру. Но есть у каждого человека такие индивидуально-психологические черты, которые проявляются постоянно и отличают одну личность от другой. Это черты характера, выраженные отчётливо, определяющие одна другую и а стиль действий и отношений к окружающим обстоятельствам и людям. Характер – это основной психический склад человека.

 

 Характер проявляется и формируется в делах и поступках. Характер формируется в преодолении трудностей и препятствий.

 

 В воспитании характера необходимо, прежде всего, сформировать истинные  убеждения, представления и идеалы. Это важнейшие условия формирования  сильного характера. Одновременно следует добиваться, чтобы человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения в жизни и труде. Его мировоззрение не должно быть оторвано от практики.

 

 Воспитание деловитости, дисциплинированности, расторопности, активности –  есть борьба за личность рабочего. Эта борьба требует на любом участке создать условия, при которых нет простоя в работе, при которых у труженика заняты и голова и руки в течение всего рабочего дня.

 

 Неотъемлемая черта характера  – дисциплинированность – точное соблюдение должностных инструкций, правил работы, норм поведения. Дисциплинированность воспитывается, когда неизменно выполняются требования руководителя, все режимные положения организации. В ходе их выполнения преодолеваются трудности, препятствия.

 

 Воспитывая моральные (доброта,  деликатность), эмоциональные (весёлость,  страстность) и волевые (настойчивость,  критичность) черты характера,  руководитель, прежде всего, показывает  пример поведения. Руководитель  не должен забывать об индивидуальном  подходе, не упускать возможность одобрить и похвалить лучшие проявления характера и отметить недостатки в поведении людей.

 

 Важную роль в формировании  характера играет самовоспитание. Прямой обязанностью руководителя  является стремление указать  подчинённому наиболее эффективные пути устранения недостатков, эффективные приёмы самовоспитания, преодоления вредных привычек.

 

 Не следует забывать, что  характер – не врождённое качество  личности. Он формируется и совершенствуется  в течение жизни. Человек непосредственно участвует в выработке своего характера, и сам несёт ответственность за его отрицательные проявления. В народе очень верно подмечено:

 

Посеешь поступок – пожнёшь привычку,

 

посеешь привычку – пожнёшь характер,

 

посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Характер каждой личности индивидуален и в своём роде уникален, однако можно выделить ряд черт, присущих всем характерам. Эти черты по-разному компонуются, сочетаются и проявляются в характере каждой личности, доля их участия в определении характера также различна. Акцентуация – чрезмерное участие отдельных черт характера. Для умелого руководителя, обладающего определённой психологической подготовкой, важно к какой акцентуации относится характер исполнителя, чтобы подобрать наиболее подходящие для данной личности способы и методы формирования характера. Можно привести следующие примеры основных акцентуаций и соответствующих им способов воздействия на состояние личности с целью формирования характера:

 

Конформный тип. Основная черта  такого типа – соглашательство, отсутствие инициативы, смелости, решительности. Чтобы избежать соглашательной позиции такого работника, руководитель должен предлагать ему высказывать своё мнение первым во время всевозможных собраний, совещаний.

 

Эмоционально-лобильный тип. Это  люди с неустойчивым настроением, которое изменяется даже по ничтожному поводу. Они очень чувствительны как к похвале, так и к порицанию. Руководителю важно вовремя приободрить такого слушателя.

 

Экзальтированный тип. Такие люди легко восторгаются, восхищаются  по причинам, на которые большинство людей могут не обращать внимания. Но в то же время часто впадают в отчаяние, легко разочаровываются. Руководитель должен выявить его сильные стороны и поручить такому человеку задания, соответствующие его сильным сторонам.

 

 Можно назвать и другие распространённые типы акцентуации: гипертимный, истерический, аффектно – застойный, шизоидный.

 

Выразительные признаки характера. О  характере человека говорят его  поза, походка, жесты, мимика, дистанция  общения. В психологии существует понятие вербального и невербального общения. Вербальное общение, – что человек говорит, невербальное – как человек говорит. Если эти 2 уровня не совпадают, то с человеком трудно общаться, возникают отрицательные эмоции по отношению к нему. Поэтому менеджер должен умело пользоваться невербальным общением.

 

 Руководитель чаще всего  не задумывается о воспитывающем  влиянии своей позы, о том, что  поза выдаёт его характерные  черты. Например, поза, когда он  одной рукой облокачивается на  стол, другой упирается в бок,  а тело наклоняет в противоположную сторону, создаётся впечатление о его высокомерии и самолюбовании.

 

 Внимательно наблюдая и оценивая  невербальные признаки (позу и  момент её изменения, дистанцию,  глаза, жесты, мимику), внимательный  руководитель может определить настроение исполнителя, его отношение к руководителю и к решаемой проблеме. Однако оценивать характер по мимике и жестам следует очень осторожно. Для правильной оценки берётся сумма жестов, подкреплённая внимательным наблюдением за поведением человека.

 

 Чтобы на практике, т.е. общаясь  с исполнителями, руководитель  мог правильно определить акцентуацию  характера исполнителя, подобрать  и применить методы работы  с ним, соответствующие типу  акцентуации личности, в правильном  направлении воздействовать на формирование характера личности и, наконец, верно истолковывать и правильно применять выразительные признаки общения, ему требуются психологическая подготовка, знания и опыт их применения.

 

Заключение.

 Целью данной работы было  выявление места психологии в управленческом процессе, а также обоснование необходимости психологической полготовки менеджера.

 

 Психология в последнее время  приобретает всё большее значение  в практической деятельности, в  том числе и в производстве. Всё больше психологов принимают  на работу на крупные предприятия, всё больше исследований и экспериментов проводится в области психологии в связи с производственным процессом. Но особое значение психологические знания имеют в управленческом процессе.

 

 Обладая психологической подготовкой, талантливый менеджер сможет эффективно осуществлять свои функции, руководить работой предприятия. Психологическая подготовка поможет менеджеру в общении с подчинёнными, он сможет лучше понять их потребности и мотивацию к деятельности. Он сможет избежать конфликтных ситуаций как внутри коллектива, между исполнителями, так и между исполнителями и подчинёнными. Умелое применение психологических знаний в сочетании с другими благоприятными условиями развития производства приведут к повышению эффективности работы предприятия и увеличению прибыли. Психологическая подготовка необходима менеджеру в целях совершенствования самого себя, своих личностных качеств и подчинённых. В конце концов, менеджер может использовать свою психологическую подготовку в контакте с руководителями более высокого уровня, склоняя их к своей точке зрения.

 

 Напротив, отсутствие достаточных знаний  в области психологии или опыта  их применения в практической  деятельности может стать прямым  препятствием в осуществлении  руководителем своих функций, привести к падению эффективности производства.

 

 Итак, проанализировав  выше изложенный материал, я могу  сделать вывод о том, что  психологическая подготовка имеет  особое место в управленческой  деятельности. Изучению психологии  и применению этих знаний на практике следует уделить особое внимание при обучении, переподготовке или повышении квалификации менеджеров.

 

Список  литературы:

1) Филипп  Генов Психология управления. - М:  Прогресс,1982

 

2) М.И.Станкин  Характер – внутренний фатум  // Управление персоналом.- 1998.

 

3) Г.В.Щекин  Как эффективно управлять людьми: психология кадрового менеджмента. - К.: МАУП, 1999.

 

4) Розанова  В.А. Психология управления: учебное  пособие. – М.: ООО «Журнал «Управление  персоналом». – 2003г.


Информация о работе Психология в менеджменте