Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:43, реферат
В начале ХХ столетия психология в России мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя своими корнями в две главных области научной мысли - в сферу философско-исторического и естественно-научного знания - она в конце 19 - начале 20 веков превращается в самостоятельную научную дисциплину. Этот процесс институционализации психологического знания сопровождался необходимыми логико-научными (определение задач и предмета исследования, разработка программ и выделение направлений развития, обоснование адекватных методических приемов и принципов исследования психической реальности и т.д.) и организационно-научными (создание специальных психологических центров и психологических научных изданий, возникновение кадров ученых-психологов и т.д.) преобразованиями.
Психология в России начала ХХ века
В начале
ХХ столетия психология в России мощно
заявила о себе, заняв достойное
место в системе наук. Уходя
своими корнями в две главных
области научной мысли - в сферу
философско-исторического и
Огромное
влияние на психологическую науку в России
оказала мировая психология, проходившая
тот же путь, но с некоторым опережением.
Так, первая в Европе и в мире психологическая
лаборатория была создана В.Вундтом в
Германии в Лейпциге в 1879г. Вслед за этим
психологические лаборатории возникают
и в других научных центрах. Знакомство
многих русских ученых-неврологов, психиатров,
педагогов с деятельностью зарубежных
лабораторий и с используемыми в них экспериментально-
Процессы
институционализации психологии и
ее интенсивного развития стимулировались
и конкретными социо-
Отражением возрастающей роли психологии в обществе являлось обращение к психологическим вопросам специалистов-практиков: педагогов, работников различных промышленных сфер труда и военных областей[1]. Анализ их работ свидетельствует о широте психологической проблематики, оригинальности выводов, которые делались ими непосредственно на основе конкретной деятельности.
Уровень
интереса к психологии, признания
ее научной и практической ценности
отражался и во все более частом
и настойчивом включении в
рассмотрение психологических проблем
представителей научного сообщества и
художественной интеллигенции. Возрастал
авторитет психологии. Она становилась
предметом внимания специалистов смежных
наук и практических сфер: врачей, педагогов,
физиологов, этнографов, языковедов, юристов,
биологов. Ее использовали и при
анализе социальных явлений и
социально-психологических
В атмосфере быстрого технического роста, бурных социальных изменений не могли оставаться вне внимания вопросы психологии человека, проблемы личности, индивидуальности, общественного сознания. Об этом убедительно свидетельствует анализ публикаций периодической печати, популярных, казалось бы не имеющих непосредственного отношения к психологии, литературных и общественно-политических журналов "Современный мир", "Образование", "Русская мысль", "Вестник Европы", "Вестник знания" и др. На их страницах психологическим проблемам отводилось немалое место.
На волне
интереса к психологии возникает
стремление охватить ею и осветить
с ее позиций самые разнообразные
явления и стороны жизни. В
русских "толстых" журналах появлялись,
например, статьи: "Психология театра",
"Из психологии мысли и творчества",
"Мистика в области психологии"
Вопросы влияния музыки на человека, изучения метафизических явлений и гипнотизма, полового воспитания, любви, воли и разума, темперамента и характера, социальной психологии и многие другие становились предметом обсуждения в массовой печати России начала ХХ века.
Т.о. психология прочно занимала одно из ведущих мест в общественном сознании, значительно опередив по популярности и вызываемому к себе интересу многие другие интенсивно развивающиеся области знания.
Выход психологии
на авансцену общественного
События общественной жизни как бы давали толчок для пробуждения и развития мысли и определяли ее направленность- человек, его душевный мир.
Сказывалась
и специфика переживаемого
Важным основанием роста интереса к психологическим вопросам являлись также успехи, достигнутые отечественными учеными в познании психической реальности. Специфика психологии, имевшей своим предметом душевную жизнь человека и духовные процессы в обществе, и органически связанной с естествознанием, с одной стороны, и с философией, с другой, давала ей реальный шанс стать той областью знания, где взаимопересекаются и соприкасаются разные научные интересы, направления и течения.
Эта тенденция
органического включения
Междисциплинарные
связи психологии с другими науками
не ограничивались сферами "психология-философия",
"психология-физиология", но включали
широкий круг взаимодействующих
с психологией научных
Наконец, факт признания психологии как самостоятельной науки и в научных, и в широких общественных кругах подтверждается успехами психологического образования, включающего: 1) популяризацию психологических знаний в широких кругах общества, 2) преподавание психологии, 3) создание системы подготовки психологических кадров.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в России начала ХХ века психологическое образование сложилось в некую более или менее целостную систему, охватывающую все выше перечисленные ступени и уровни. В частности, преподавание психологии осуществлялось в учебных заведениях всех типов (будь то духовные семинарии, лицеи или кадетские корпуса) и охватывало разные ступени обучения (среднее образование и высшее). Психологические знания кроме журналов практически всех направлений, обсуждались в лекционных залах, музеях, на научных конференциях и профессиональных съездах, регулярно проводившихся в России в начале ХХ века (пример тому - Педагогические съезды, съезды врачей, естествоиспытателей и т.д.). Известно, какой огромный резонанс в обществе произвели лекции, прочитанные И.М.Сеченовым в массовых аудиториях. И конечно, в этих условиях не мог не встать вопрос об открытии специальных научных психологических учреждений. Создание именно в этот период уже собственно психологических центров - психологических и психофизиологических лабораторий, Психо-неврологического института в Санкт-Петербурге (1905), Психологического института в Москве (1912) - было симптоматично; это было своеобразной формой иституционализации психологической науки в России, как сложившейся, самостоятельной научной дисциплины.
Выделившаяся в самостоятельную науку в конце 19 - начале 20 вв., российская психология в идейном и содержательном планах не представляла собой монолитного, гомогенного образования, а включала ряд мощных течений и направлений.
Первое
из них было представлено психологической
наукой, развивающейся главным образом
на историко-философских и
Бурное
развитие естествознания в России подготовило
почву для возникновения
Наконец,
третье направление занимало как
бы промежуточное положение: не отрицая
возможности использования
3.1. Экспериментальная психология
Мощное
течение в психологической
Следует
отметить, что именно возникновение
этого направления знаменовало
принципиально новый этап в истории
психологии в России - обретение
ею статуса самостоятельной
Главной
объективной предпосылкой введения
эксперимента в психологию являлась
назревшая потребность в
Второй предпосылкой становления психологии как научной дисциплины выступало взаимодействие с науками, с которыми она была тесно связана и генетически, и логикой своего развития, прежде всего с дисциплинами естественно-научного цикла. Их влияние на психологию проявлялось в двух аспектах: во-первых, в определении специфической психологической проблематики, вычленяющейся первоначально на стыке психологии с другими дисциплинами и постепенно все более дифференцирующейся, углубляющейся и расширяющейся, и, во-вторых, что еще более важно, в обосновании значимости и вооружении психологии объективными методами исследования психики. В первую очередь в этом отношении необходимо отметить значение физиологической науки, оказавшей большое влияние на распространение точных, объективных методов познания в области изучения психических явлений. Н.Н.Ланге писал, что "стремления применять эксперимент и к изучению психических явлений обнаруживается приблизительно с половины 19 века и находятся в тесной связи с расцветом экспериментальной физиологии".[5]
Наконец,
развитие экспериментальных исследований
в психологии определялось также
логикой самого психологического знания,
его внутренними потребностями,
осознание которых приводит передовых
ученых к выводу о недостаточности
и ограниченности интроспекции как
теории и метода научного познания
психических явлений и
Что же характерно
для развития экспериментально-
Определяя
специфику экспериментального подхода
в отечественной психологии, нельзя
не отметить также высокую научную
инициативу и творческий поиск ученых-