Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:43, реферат
В начале ХХ столетия психология в России мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя своими корнями в две главных области научной мысли - в сферу философско-исторического и естественно-научного знания - она в конце 19 - начале 20 веков превращается в самостоятельную научную дисциплину. Этот процесс институционализации психологического знания сопровождался необходимыми логико-научными (определение задач и предмета исследования, разработка программ и выделение направлений развития, обоснование адекватных методических приемов и принципов исследования психической реальности и т.д.) и организационно-научными (создание специальных психологических центров и психологических научных изданий, возникновение кадров ученых-психологов и т.д.) преобразованиями.
Разумеется,
здесь выделены лишь главные характеристики,
определяющие своеобразие экспериментального
подхода к отечественной
3.2. Эмпирическая психология
Вторым направлением в психологии России начала ХХ века являлась "эмпирическая психология", представленная такими известными учеными, как М.И.Владиславлев, М.М.Троицкий, Н.Я.Грот, Г.И.Челпанов, А.П.Нечаев и др.
Общими характеристиками этого направления являлись: непоследовательность и противоречивость методологических позиций; ориентация в большей мере не на национальную традицию в области человекознания, а на современные ученым данного направления европейские концепции и методы исследования психического.
В методологическом
плане наиболее важными идеями, развиваемыми
в рамках данного течения
Критикуя
материализм, который по их мнению,
растворяет психическое в физиологическом,
ученые данного направления
Главным методом исследования психических явлений, как имманетного внутреннего мира ("внутреннено опыта") субьекта, может быть только интроспекция. Более того, она является и условием психологического познания других людей. Как утверждал Челпанов, только сам непосредственно пережив те или иные психические явления, человек может посредством апелляции к своим состояниям и испытанным ранее чувствам воспринять аналогичные переживания у другого человека, адекватно интерпретировать их и понять. Этот процесс опосредованного восприятия внешних для человека событий через призму его собственного внутреннего опыта характеризуется как "процесс умозаключения, а не непосредственного наблюдения:" Следовательно, необходимо мне самому пережить хоть раз то, что переживает другой человек, для того, чтобы судить о его душевном состоянии" ( там же, с.97). Отсюда делается вывод, что "психология не была бы возможна, если бы не было самонаблюдения" (там же).
Противоречивость
эмпирической психологии особенно ярко
проявляется в отношении к
эксперименту и оценки его места
в психологии. С одной стороны,
Челпанов как основатель психологического
института в Москве (1912), объективно
способствовал распространению
экспериментального метода. С другой
стороны, в оценке его как метода
исследования психических явлений
Челпанов являлся последовательным
сторонником Вундта и поэтому
рассматривал эксперимент лишь как
условие улучшения
Таким образом, можно сделать два важных вывода: во-1-х, наука является результатом коллективного, совокупного творчества ученых разных научных направлений, и во-2-х, необходим всесторонний анализ научного наследия ученых и как носителей того или иного научного мировоззрения, и как организаторов деятельности научного сообщества.
3.3. Русская
религиозно-философская
Для того,
чтобы дать целостное представление
о палитре направлений в
Данное направление являлось достаточно мощным и влиятельным и было представлено разнообразными концепциями и теориями, иногда существенно различающимися по ряду своих важных положений и находящимися в состоянии полемики между собой. Тем не менее, все работы, относящиеся к данному направлению объединяло то, что они основывались на идеях и положениях русской богословской и религиозно-философской мысли. И поэтому иногда в историко-психологических исследованиях данное направление в обобщенном виде обозначается как "идеалистическая психология". Однако, с позиции современности и учитывая ключевую роль понятия "душа" в концепциях данного направления, точнее надо было бы обозначить его как русская духовная или религиозно-философская психология.
При этом,
целесообразно в ее рамках выделить
как отдельные самостоятельные
течения богословскую и религиозно-философскую
психологию. Представители первого
из них - богословы - в своих психологических
построениях опирались, как правило,
на канонические тексты догматического
православия и являлись преимущественно
иерархами или служителями
Безусловно,
отнесение того или иного психолога
к одному из течений может быть
лишь условным. Это связано не только
с тем, что в ходе своей творческой
эволюции многие из них в определенной
мере изменяли и углубляли свои концептуальные
построения, но также и с тем, что
трудно найти однозначные критерии,
отличающие творческое наследие представителей
разных течений религиозно-
Сегодня
серьезное исследование и анализ
работ, составляющих данное направление,
приобретает особую актуальность в
связи с поиском путей
Традиции религиозно-психологического учения, восходящие к началам древнерусской письменности и отечественной философской мысли, в конце XIX - начала XX вв. были представлены преподавателями и философами духовных семинарий и академий и учеными религиозной ориентации: Никанором, архиепископом Херсонским, Антонием, митрополитом (Храповицким), С.С.Гогоцким, В.С.Серебренниковым, Н.О.Лосским, В.И.Несмеловым, В.А. Снегиревым, П.Д.Юркевичем, В.В.Розановым, И.И.Лапшиным, С.Ф.Франком, Л.М.Лопатиным, С.Трубецким и Е.Трубецким и другими.
Расцвет духовной психологии в конце XIX-начале XX века был связан с изменениями в духовной жизни русского общества
Исходным
основанием религиозно-психологического
направления выступали
Особенности русского мировоззрения рассмотрены в работах С.Л.Франка, В.Ф.Эрна, С.Н.Трубецкого и других ученых и др.), выделивших следующие его черты:
1. Интуитивность
в поисках истины, приводящая
к религиозно-эмоциональному
2. Онтологизм, тяга к реализму, что приводит к признанию примата жизненного факта над мышлением, когда познание осуществляется через переживание, ибо именно "жизнь есть ... реальная связь между "я" и бытием, в то время как "мышление" - лишь идеальная связь между ними".[8] В.Ф.Эрн отмечал, что русская философская мысль в отличие от рационалистических построений меонизмического типа (с их отвлеченностью от жизни, отрешенностью от сущего) всегда "существенно конкретна, т.е. проникнута онтологизмом, естественно вытекающим из основного принципа Логоса".
3. Примат
морального и социального
4. Глубокая
религиозность, выступающая
5. Персонализм,
понимаемый как неразрывная
В первую очередь именно эти особенности русского мировоззрения и составляют основку отечественной духовной психологии.
Говоря
о духовной психологии в России начала
XX века как самостоятельном
Однако, после победы Октябрьской революции духовная психология в России прекращает официально свое существование.
Таким образом,
можно прийти к выводу, что психология
в России к началу 20 века представляла
собой интенсивно развивающуюся
область научного знания, о чем
свидетельствовали: завершение ее оформления
в самостоятельную научную
Разумеется,
на фоне столь позитивной картины
проявлялись и серьезные
Жизнь распорядилась по-своему. В 1917 году в России произошла социалистическая революция. Начался новый этап в развитии российской психологии, ее новая история.
Метод анализа документов представляе
Документы одновременно содержат в себе два рода информации:
Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.