Психология войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Многие тысячелетия человечество наряду с развитием культуры, науки, общественного сознания совершенствовало формы, средства и методы вооруженного разрешения различных конфликтов. На пороге XXI века проблема использования военной силы при решении тех или иных спорных вопросов отнюдь не дает оснований надеяться на то, что кошмары и ужасы войны останутся лишь в истории человечества.

Содержание работы

1. Психология войны
1.1. Современные локальные конфликты и их влияние на общество
1.2. Участники вооруженных конфликтов как объект воздействия травмирующей ситуации
2. Психология участников вооруженных конфликтов
2.1. Особенности психических реакций у военнослужащих, пострадавших в результате вооруженного конфликта
2.2. Посттравматический стрессовый синдром: причины возникновения и механизм развития у участников вооруженных конфликтов
2.3. Симптомы и последствия посттравматического синдрома у бывших военнослужащих
3. Адаптация и реабилитация участников вооруженных конфликтов
3.1. Законодательная база для реабилитации и адаптации участников вооруженных конфликтов в России
3.2. Психологическая и медицинская реабилитация военнослужащих – участников военных конфликтов
3.3. Технологии социальной работы с участниками военных конфликтов по их психосоциальной адаптации к условиям мирной жизни
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

психология реабилитации участников военных действий.docx

— 94.18 Кб (Скачать файл)

13. Мысли о самоубийстве. Человек часто думает о самоубийстве  или планирует какие-либо действия, которые в конечном итоге должны  привести его к смерти. Когда  жизнь представляется более пугающей  и болезненной, чем смерть, мысль  покончить со всеми страданиями  может показаться заманчивой. Когда  человек доходит до той грани  отчаяния, где не видно никаких  способов поправить свое положение,  он начинает размышлять о самоубийстве.

Многие участники  боевых действий сообщают, что в  какой-то момент достигали этой грани. Все те, кто нашел в себе силы жить, пришли к выводу: нужно желание  и упорство - и со временем появляются более светлые перспективы.

14. "Вина выжившего". Чувство вины из-за того, что  выжил в тяжелых испытаниях, стоивших  жизни другим, нередко присуще  тем, кто страдает от "эмоциональной  глухоты" (неспособности пережить  радость, любовь, сострадание и  т.д.) со времени травмирующих  событий. Многие жертвы ПТСН  готовы на что угодно, лишь  бы избежать напоминания о  трагедии, о гибели товарищей.  Сильное чувство вины иногда  провоцирует приступы самоуничижительного  поведения.

Таковы основные симптомы и ход развития посттравматического  стресса.

Рефлекс подавления загоняет неприятные чувства вглубь - туда, где их эмоциональное воздействие  ощущается с меньшей интенсивностью. Это, как правило, сопровождается постоянным напряжением мышц тела. И по мере того, как человек привыкает подавлять в себе отрицательные чувства (гнев, ненависть, ревность, ярость, подозрительность), он одновременно теряет способность испытывать положительные эмоции (любовь, доброту, дружелюбие, доверие). А ведь именно положительные чувства - к себе, к окружающим, к жизни - дают человеку желание и силы изменить что-то в себе и в обстоятельствах своей жизни.

3. Адаптация и реабилитация участников вооруженных конфликтов

3.1. Законодательная база для реабилитации и адаптации участников вооруженных конфликтов в России

Для начала рассмотрим основные нормативно-законодательные  акты, касающиеся статуса воюющего человека, его функций, прав и обязанностей.

Основным нормативно-правовым актом, определяющим вопросы военной  службы у нас в стране, является Закон «О воинской обязанностиивоенной службе».

Закон ²О статусе военнослужащих² был принят Государственной Думой 6 марта 1998г года, одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года.

Закон ²О статусе военнослужащих² включает в себя три главы:

- общие положения;

- права и свободы  военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов  их семей;

- обязанности и  ответственность военнослужащих.

В первом разделе  отмечается, что статус военнослужащих представляет собой совокупность их прав, свобод, обязанностей и ответственности, установленных законодательством  и гарантированных государством.

Особенности статуса  определяется обязанностью защиты государства, в том числе – с риском для  жизни[10].

Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту.

Военнослужащие  имеют право на обладание общероссийскими  документами о гражданстве, на ношение  и применение в соответствии с  законом оружия.

Ограничение военнослужащих в ряде общегражданских прав компенсируется им льготами. Кроме того, льготы, гарантии и компенсации в частном порядке  предусматриваются и для членов семей военнослужащих.

Ст.3. п.2.

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей является функцией государства  и предусматривает закрепление  в законах и иных нормативных  правовых актов прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц  и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Ст.3. п.2.

Социальная  защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает[11]:

- реализацию их  прав, льгот, гарантий и компенсаций,  органами государственной власти, органами военного управления  и органами местного самоуправления;

- совершенствование  механизмов и институтов социальной  защиты указанных лиц;

- охрану их жизни  и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий  жизни и деятельности, соответствующих  характеру военной службы и  ее роли в обществе.

Местные органы государственной  власти могут устанавливать военнослужащим, запасникам и членам их семей дополнительные льготы.

Сроки военной службы установлены Законом РФ ²О воинской обязанности и воинской службе²[12]. За военнопленными статус военнослужащих сохраняется. Права воинов, уволенных  в запас, и членов их семей защищены законом.

Ст.4. Правовые основы статуса военнослужащих.

п.1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция  РФ, федеральные конституционные  законы, настоящий федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные  правовые акты РФ, а также нормы  международного права и международные  договоры РФ.

п.2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального  и иных видов обеспечения, предусмотренные  настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ иначе как  путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

- Таким образом,  закон РФ ²О статусе военнослужащих²  обеспечивает правовую и социальную  защиту военнослужащих, членов их  семей, а также граждан, уволенных  с военной службы и членов  их семей

Военнослужащие  находятся под защитой государства. Никто не в праве вмешиваться в их служебную деятельность, кроме лиц, уполномоченных на то законом.

Закон также определяет компенсации в случае смерти или  получения травмы военнослужащим:

В случае гибели (смерти) военнослужащего выплачивается  единовременное пособие в размере:

- членам семей  военнослужащих (контрактников) –  120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты  пособия;

- членам семей  военнослужащих (призывников) –  120 минимальных месячных окладов  по воинской должности по первому  тарифному разряду.

В случае увечья военнослужащих (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при выполнении обязанностей военной службы, им выплачивается  единовременное пособие в размере:

- военнослужащим (контрактникам) 60 окладов денежного содержания;

- военнослужащим (призывникам) 60 минимальных месячных окладов  по воинской должности.

Итак, государство  по Закону ²О статусе военнослужащих² несет на себе ответственность за социальную защиту военнослужащих, обеспечивает их различными видами довольствия. Кроме того, государство обязуется рассматривать факты оскорбления военнослужащих, насилия и угрозы по отношению к ним, а также посягательство на их жизнь, честь, достоинство, жилище как отягчающие обстоятельства преступления.

В апреле 2004 в Государственной  Думе РФ будет рассматриваться законопроект о дополнительной социальной защите участников вооруженных конфликтов, что еще раз говорит об актуальности этой темы для современной России.

Настоящий Федеральный  закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает  в Российской Федерации дополнительные меры социальной защиты граждан, принимающих (принимавших) участие в вооруженных  конфликтах и в боевых действиях, членов их семей, которые определяют их статус в обществе, компенсируют им понесенный ущерб жизни и здоровью.

В этом законе будет  определен статус участников боевых действий и вооруженных конфликтов[13]:

участники вооруженных  конфликтов - граждане, проходящие (проходившие) военную (специальную) службу и исполняющие (исполнявшие) служебные обязанности, либо временно находящиеся (находившиеся) в объединениях, соединениях, воинских частях, подразделениях, временных  формированиях, штабах и учреждениях  Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов, организациях в районах  вооруженных конфликтов, а также  в период проведения миротворческих операций при вооруженных конфликтах;

участники боевых действий - граждане, принимающие (принимавшие) непосредственное участие в боевых действиях в составе объединений, соединений, воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и  учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций;

инвалиды вооруженных  конфликтов (боевых действий) - граждане из числа участников вооруженных  конфликтов (боевых действий), ставшие  инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в результате выполнения задач в  условиях вооруженного конфликта (боевых действий);

лица, принимающие (принимавшие) участие в обеспечении  боевых действий - гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов, различные категории работников государственных органов власти, органов местного самоуправления и  иные граждане, принимающие (принимавшие) участие в обеспечении боевых действий;

члены семьи участника  вооруженного конфликта и боевых действий - супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся  в образовательных учреждениях  по очной форме обучения, лица, находящиеся  на иждивении участника вооруженного конфликта и участника боевых действий, родители или усыновители[14].

Также предполагается, что:

1. Военнослужащим, проходящим военную службу по  контракту, сотрудникам органов  внутренних дел, учреждений и  органов уголовно-исполнительной  системы, направленным в районы  вооруженных конфликтов, устанавливаются  оклады по воинским должностям (должностям) и оклады по воинским (специальным) званиям в полуторном  размере.

2. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в районах вооруженных конфликтов, устанавливаются месячные оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами, а при увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту.

3. За непосредственное  участие в боевых действиях  выплачиваются дополнительные выплаты  из расчета на одни сутки:

1) военнослужащим, проходящим военную службу по  призыву или по контракту на  должностях, для которых штатом  предусмотрены воинские звания  солдат, матросов, сержантов, старшин,  лицам рядового и младшего  начальствующего состава органов  внутренних дел, учреждений и  органов уголовно-исполнительной  системы - 1,3 минимального месячного  оклада по воинской должности  (должности) по первичным воинским  должностям солдат и матросов (оклады по занимаемой штатной  должности), проходящих военную службу (службу) по контракту;

2) военнослужащим, проходящим военную службу по  контракту на должностях для  которых штатом предусмотрены  воинские звания прапорщиков,  мичманов или офицеров, и лицам  среднего, старшего, высшего начальствующего  состава органов внутренних дел,  учреждений и органов уголовно-исполнительной  системы - 1,5 минимального месячного  оклада по воинской должности  (должности), установленного по первичным  воинским должностям солдат и  матросов (оклада по занимаемой  штатной должности), проходящих военную  службу (службу) по контракту.

Списки непосредственных участников боевых действий составляются и утверждаются в соответствии с  положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации.

4. Лицам, принимающим  участие в обеспечении боевых  действий: выплачиваются должностные  оклады (тарифные ставки) в полуторократном размере; выплачиваются суточные в полуторократном размере установленной нормы;

6. Дополнительные  выплаты производятся ежемесячно  на личные счета участников  вооруженных конфликтов и участников  боевых действий, открытые в кредитных  организациях Российской Федерации  по их желанию и с их письменным  уведомлением об этом.

В законопроекте  особо оговариваются принципы реабилитации участников вооруженных конфликтов

«Глава 3. Статья 8. Комплексная реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма в связи с участием в вооруженных конфликтах и боевых действиях. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса участника вооруженных конфликтов и участника боевых действий и его социальная адаптация.

Информация о работе Психология войны