Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:27, контрольная работа
Научное направление “психология здоровья” возникло в США в середине XX века в результате осознания роли психики в обеспечении здоровья, изменении понимания взаимосвязи между психикой и телом. Психология здоровья подходит к проблеме здоровья и болезни с принципиально иных позиций, выделяя превентивную компоненту в качестве основного здоровьесберегающего аспекта деятельности.
Введение
Предметная область психологии здоровья. Понятие психического и психологического здоровья
Понятие социального здоровья, факторы его определяющие
Эмоционально-психологическая среда ОУ. Психологическая служба здоровьесберегающего ОУ
Использование педагогической психогигиены и педагогической психотерапии в условиях здоровьесберегающего ОУ
Заключение
Список используемой литературы
Психология здоровья. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Содержание:
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Научное направление “психология здоровья” возникло в США в середине XX века в результате осознания роли психики в обеспечении здоровья, изменении понимания взаимосвязи между психикой и телом. Психология здоровья подходит к проблеме здоровья и болезни с принципиально иных позиций, выделяя превентивную компоненту в качестве основного здоровьесберегающего аспекта деятельности.
Между научными направлениями “медицинская психология” и “психология здоровья” существует принципиальная разница. Предметной областью медицинской психологии является исследование психологических особенностей больного человека, изменения, характеризующие психику при соматических заболеваниях, и реакции личности на свое заболевание.
Психология здоровья, выступая как самостоятельная научная дисциплина, обнаруживает тесные связи с педагогикой, валеологией, психотерапией и другими смежными отраслями знания. Необходимость такой связи объясняется как методологически, так и вопросами практики. Успешное решение задачи сохранения, восстановления и развития здоровья человека возможно только при использовании комплексного, междисциплинарного подхода, включающего средства и методы различных наук (медицины, физической культуры, психологии, физиологии и других дисциплин). В этом ряду психология здоровья занимает не альтернативную позицию, но выделяет в качестве основного предмета исследования психологические аспекты заботы о здоровье, психологические ресурсы и условия жизнедеятельности человека, благоприятные в плане укрепления его здоровья.
Предметная область психологии здоровья. Понятие психического и психологического здоровья
С современных позиций к основным направлениям психологии здоровья относят:
К предметному полю психологии здоровья можно отнести ряд проблем, актуальных с точки зрения современных подходов антропоориентированных научных дисциплин. В предметном поле психологии здоровья можно выделить разработку следующих основных проблем:
В современной психологии
принято различать понятия
Психическое здоровье |
Психологическое здоровье |
Определяется
врачом по отсутствию/наличию |
Оценивается по уровню социально-психологической адаптации, совокупности объективных и субъективных показателей |
Определяется в дихотомии здоров/болен |
Количественные градации и качественные характеристики по сферам жизнедеятельности |
Диагностируется врачом психиатром |
Определяется самим человеком, его социальным окружением |
Обеспечение помощи через систему здравоохранения |
Обеспечение помощи в результате совершенствования общества, повышение образовательного и культурного уровня населения |
Используются медицинские технологии и средства помощи |
Используются социальные, психолого-педагогические и образовательные методы помощи |
В качестве средств профилактики используется медицинская профилактика |
В качестве средств профилактики используются:
|
С современных
позиций психологическое
Понятие социального здоровья, факторы его определяющие
Для определения социального здоровья пользуются следующими критериями – адекватностью восприятия человеком социальной действительности, его интересом к окружающему миру, уровнем адаптации к социальной среде, направленностью на выполнение общественных и профессиональных обязанностей, культуру взаимодействия с людьми, уровень эмпатии, альтруизма, ответственности и пр. Среди социальных факторов, определяющих уровень социального и психологического здоровья школьников, необходимо выделить следующие позиции:
Потребность системы образования в решении проблем психологического здоровья участников образовательного процесса определяет целесообразность выделения в рамках психологии здоровья самостоятельного междисциплинарного направления – педагогической психологии здоровья. К проблемному полю педагогической психологии здоровья можно отнести:
Педагогическая психология здоровья включает семь взаимосвязанных направлений своего развития:
Эмоционально-психологическая среда ОУ. Психологическая служба здоровьесберегающего ОУ
Одной из центральных задач формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды является создание эмоционально-поведенческого пространства, благоприятного для всех участников образовательного процесса. Эмоционально-психологический климат в школе является одной из характеристик, которая позволяет оценить внутреннею эффективность работы школы. Наиболее важными показателями эмоционально-психологического климата в любом коллективе являются: совместимость, сработанность, сплоченность всех участников совместной деятельности. Формирование взаимоотношений и эмоциональной совместимости педагогов и учащихся невозможно без учета основных характерологических особенностей личности педагога.
Информация о работе Психология здоровья. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения