Психология здоровья. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Научное направление “психология здоровья” возникло в США в середине XX века в результате осознания роли психики в обеспечении здоровья, изменении понимания взаимосвязи между психикой и телом. Психология здоровья подходит к проблеме здоровья и болезни с принципиально иных позиций, выделяя превентивную компоненту в качестве основного здоровьесберегающего аспекта деятельности.

Содержание работы

Введение
Предметная область психологии здоровья. Понятие психического и психологического здоровья
Понятие социального здоровья, факторы его определяющие
Эмоционально-психологическая среда ОУ. Психологическая служба здоровьесберегающего ОУ
Использование педагогической психогигиены и педагогической психотерапии в условиях здоровьесберегающего ОУ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Психология здоровья (восстановлен).doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Психология  здоровья. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение

  1. Предметная область психологии здоровья. Понятие психического и психологического здоровья
  2. Понятие социального здоровья, факторы его определяющие
  3. Эмоционально-психологическая среда ОУ. Психологическая служба здоровьесберегающего ОУ
  4. Использование педагогической психогигиены и педагогической психотерапии в условиях здоровьесберегающего ОУ

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Научное направление “психология  здоровья” возникло в США в  середине XX века в результате осознания роли психики в обеспечении здоровья, изменении понимания взаимосвязи между психикой и телом. Психология здоровья подходит к проблеме здоровья и болезни с принципиально иных позиций, выделяя превентивную компоненту в качестве основного здоровьесберегающего аспекта деятельности.

Между научными направлениями “медицинская психология” и “психология здоровья” существует принципиальная разница. Предметной областью медицинской психологии является исследование психологических особенностей больного человека, изменения, характеризующие психику при соматических заболеваниях, и реакции личности на свое заболевание.

Психология  здоровья, выступая как самостоятельная  научная дисциплина, обнаруживает тесные связи с педагогикой, валеологией, психотерапией и другими смежными отраслями знания. Необходимость такой связи объясняется как методологически, так и вопросами практики. Успешное решение задачи сохранения, восстановления и развития здоровья человека возможно только при использовании комплексного, междисциплинарного подхода, включающего средства и методы различных наук (медицины, физической культуры, психологии, физиологии и других дисциплин). В этом ряду психология здоровья занимает не альтернативную позицию, но выделяет в качестве основного предмета исследования психологические аспекты заботы о здоровье, психологические ресурсы и условия жизнедеятельности человека, благоприятные в плане укрепления его здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная  область психологии здоровья. Понятие психического и психологического здоровья

 

С современных позиций  к основным направлениям психологии здоровья относят:

  1. Развитие психологических концепций здоровья и болезни, совершенствование системы здоровьесбережения и стратегии оздоровления населения с использованием психологических технологий и методов.
  2. Разработка психологических аспектов проблемы сохранения и развития здоровья, изучение причин нездоровья для использования этих знаний в ходе диагностике, профилактики и лечения болезней.
  3. Превентивный подход к предотвращению болезней путем групповой и индивидуальной работы с различными слоями населения, относящимися к группе риска, организации помощи в процессе адаптации посредством психологических тренингов, развития навыков и т.д.
  4. Разработка психологических аспектов концепций здоровьесберегающего образования, образовательных программ, направленных на формирование навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения, привития норм гигиены, отказ от вредных привычек у всех слоев населения.

К предметному  полю психологии здоровья можно отнести  ряд проблем, актуальных с точки  зрения современных подходов антропоориентированных научных дисциплин. В предметном поле психологии здоровья можно выделить разработку следующих основных проблем:

  1. Современная концепция понимания человеком своего здоровья и его места в общей системе ценностей личности, роль здоровья и его места в общей системе личности, роль психологических факторов в формировании мотивации ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье, взаимосвязь образа жизни человека и его здоровья.
  2. Исследование корреляций между особенностями индивидуально-психологического портрета человека и уровнем его физиологического и психологического здоровья, особенностями поведения, направленными на поддержание здоровья или его разрушение.
  3. Исследование корреляций между психологическими стратегиями достижения успеха, степенью удовлетворенности жизнью и уровнем здоровья человека и величиной платы за успех в жизни со стороны физиологических систем и психологического здоровья.
  4. Влияние цивилизации, современного общества на здоровье человека и его психологическое состояние, механизмы социально-психологической адаптации человека в условиях современного общества.
  5. Влияние учебной деятельности на общее и психологическое здоровье всех участников образовательного процесса.

В современной психологии принято различать понятия психического и психологического здоровья. Психическое здоровье – это состояние психологического равновесия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Понятие “психическое здоровье” традиционно рассматривалось как составная часть медицинского подхода к феномену здоровья. При существующей медицинской практике поставленный человеку психиатрический диагноз равносилен ограничением социальных возможностей. Термин “психологическое здоровье” в этом смысле является более нейтральным. Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье – это совокупность личностных психологических черт, определяющих возможности социальной адаптации, саморегуляции и являющихся предпосылками стрессоустойчивости. Среди критериев психологического здоровья, опираясь на концепцию А. Маслоу, принято выделять: принятие себя, принятие других людей, высокую адаптивность и стрессоустойчивость, хорошо развитую рефлексию. Н.К. Смирнов проводит достаточно четкое разграничение понятий психического и психологического здоровья, сравнение характеристик представлено в таблице.

Психическое здоровье

Психологическое здоровье

Определяется  врачом по отсутствию/наличию психопатологических  синдромов

Оценивается по уровню социально-психологической адаптации, совокупности объективных и субъективных показателей

Определяется  в дихотомии здоров/болен

Количественные  градации и качественные характеристики по сферам жизнедеятельности

Диагностируется врачом психиатром

Определяется  самим человеком, его социальным окружением

Обеспечение помощи через систему здравоохранения

Обеспечение помощи в результате совершенствования  общества, повышение образовательного и культурного уровня населения

Используются  медицинские технологии и средства помощи

Используются социальные, психолого-педагогические и образовательные методы помощи

В качестве средств профилактики используется медицинская профилактика

В качестве средств  профилактики используются:

  1. Создание здоровьесберегающей среды;
  2. Психодиагностика;
  3. Реализация индивидуально-личностного подхода;
  4. Постоянное укрепление психологического здоровья, восполнение ресурсов адаптации.

 

С современных  позиций психологическое здоровье определяется рядом признаков, позволяющих  провести качественную и количественную оценку уровня психологического состояния личности. Эти признаки тесно связаны друг с другом, и в определенной степени согласуются со многими чертами здоровой личности. К числу этих критериев относится: эффективная психологическая и социальная адаптация индивида, адекватность общего уровня нервно-психического напряжения требуемой ситуации и решаемой задачи, контроль индивида над эмоциональным состоянием и собственными действиями в соответствии с актуальной ситуацией, своими индивидуальными возможностями и интересами, коммуникативная эффективность – способность к общению, социально-психологическая гибкость, толерантность, высокий уровень интеллектуальной работоспособности, опирающийся на фиксации внимания в состоянии “здесь и теперь”, свобода от зависимостей, оптимизм, способность сохранять оптимистический настрой, способность принятия себя, удовлетворенность своей жизнью, реализация своего личностного потенциала.

 

Понятие социального здоровья, факторы его  определяющие

 

Для определения  социального здоровья пользуются следующими критериями – адекватностью восприятия человеком социальной действительности, его интересом к окружающему миру, уровнем адаптации к социальной среде, направленностью на выполнение общественных и профессиональных обязанностей, культуру взаимодействия с людьми, уровень эмпатии, альтруизма, ответственности и пр. Среди социальных факторов, определяющих уровень социального и психологического здоровья школьников, необходимо выделить следующие позиции:

  1. Уровень криминализации общества.
  2. Экономическое неблагополучие и финансовое расслоение населения России
  3. Снижение общего культурного уровня российского общества
  4. Распространение деструктивных зависимостей среди всех слоев населения
  5. Формирование психологического портрета человека под воздействием СМИ

Потребность системы образования в решении проблем психологического здоровья участников образовательного процесса определяет целесообразность выделения в рамках психологии здоровья самостоятельного междисциплинарного направления – педагогической психологии здоровья. К проблемному полю педагогической психологии здоровья можно отнести:

  1. Психологическое здоровье учащихся и педагогов и их взаимосвязь, исследование влияния взаимоотношений обучающихся и педагогов на их психологическое здоровье;
  2. Влияние психологической атмосферы на в образовательном учреждении на здоровье всех субъектов образовательного процесса;
  3. Проведение мониторинга здоровья ОУ с использованием экспресс-психологических методов самооценки состояния здоровья обучающихся;
  4. Диагностика особенностей психологического портрета и поведения учащихся, коррелирующих с состоянием их здоровья;
  5. Диагностика психологических аспектов возникновения у обучающихся вредных привычек, использование ресурсов психологической службы школы в валеологической работе;
  6. Работа психологической службы школы по повышению грамотности всех участников образовательного процесса и заинтересованных лиц в вопросах психологии здоровья.

Педагогическая  психология здоровья включает семь взаимосвязанных  направлений своего развития:

  1. Теоретико-методологические вопросы педагогической психологии здоровья, ее взаимосвязь с другими разделами здоровьесберегающей педагогики и психологии .
  2. Разработка обучающих программ по курсу здоровьесберегающей педагогики и психологии, адресованных педагогам, учащимся и их родителям.
  3. Практическое внедрение педагогической психологии здоровья должно иметь характер организационной и учебной работы, направленной на повышение уровня грамотности учащихся и педагогов в вопросах практической психологии.
  4. Педагогическая психодиагностика, т.е. разработка и внедрение в ОУ практических экспресс методов диагностики уровня здоровья обучающихся.
  5. Разработка психологических приемов и технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся и применимых в валеологической работе школы по формированию здорового образа жизни.
  6. Разработка аспектов педагогической психогигиены, направленной на профилактику школьных стрессов, участие в воспитательной работе по разъяснению психологической природы зависимостей.
  7. Педагогическая психотерапия имеет характер коррекционной работы, призванной внести исправления в уже возникшие в условиях образовательной деятельности деструктивные состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоционально-психологическая  среда ОУ. Психологическая служба здоровьесберегающего ОУ

 

Одной из центральных  задач формирования и развития здоровьесберегающей  образовательной среды является создание эмоционально-поведенческого пространства, благоприятного для всех участников образовательного процесса. Эмоционально-психологический климат в школе является одной из характеристик, которая позволяет оценить внутреннею эффективность работы школы. Наиболее важными показателями эмоционально-психологического климата в любом коллективе являются: совместимость, сработанность, сплоченность всех участников совместной деятельности. Формирование взаимоотношений и эмоциональной совместимости педагогов и учащихся невозможно без учета основных характерологических особенностей личности педагога.

Информация о работе Психология здоровья. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения