Психология здоровья. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Научное направление “психология здоровья” возникло в США в середине XX века в результате осознания роли психики в обеспечении здоровья, изменении понимания взаимосвязи между психикой и телом. Психология здоровья подходит к проблеме здоровья и болезни с принципиально иных позиций, выделяя превентивную компоненту в качестве основного здоровьесберегающего аспекта деятельности.

Содержание работы

Введение
Предметная область психологии здоровья. Понятие психического и психологического здоровья
Понятие социального здоровья, факторы его определяющие
Эмоционально-психологическая среда ОУ. Психологическая служба здоровьесберегающего ОУ
Использование педагогической психогигиены и педагогической психотерапии в условиях здоровьесберегающего ОУ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Психология здоровья (восстановлен).doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы  работа школьного психолога была результативной и имела здоровьесберегающий характер, она должна быть структурирована по функциям и направлениям действий психологической службы школы. Принципом деятельности психологической службы в ЗОУ является охват психологическим сопровождением всех субъектов образовательного процесса. Поэтому в психологическом сопровождении здоровьесберегающего ОУ выделяют:

- психологическое  сопровождение обучающихся;

- психологическую поддержку  педагогической деятельности;

- работу по повышению  активности семьи как субъекта образовательных отношений;

- совершенствование психологических  основ управленческой деятельности.

Основными направлениями  психологического сопровождения в  здоровьеберегающем ОУ являются: психодиагностическая работа, психопрофилактическая работа, психокоррекционная работа, консультирование всех участников образовательного процесса.

Здоровьеохранная школа  должна иметь разработанную комплексную  программу психологического обследования общеобразовательной школы. Работа по психологическому сопровождению учебного процесса в школе должна опираться на объективные сведения об индивидуальных особенностях развития ребенка в условиях комплексного воздействия на него социальных, психологических, физиологических факторов. Главные направления психологического сопровождения образовательного процесса:

  1. Психодиагностика индивидуального профиля обучающихся (темперамент, акцентуация характера, профиль ФМА, особенности личностной сферы).
  2. Психодиагностика познавательной деятельности и способностей (внимания, памяти, восприятия, умственной работоспособности, оценка умственного и интеллектуального развития).
  3. Психодиагностика эмоционально-личностной сферы (личностные особенности, тип высшей нервной деятельности, уровень тревожности и агрессивности, анализ мотивации достижений).
  4. Психодиагностика текущего состояния (самочувствия, активности, настроения, ситуативной тревожности, эмоционального состояния, физического и психического здоровья).
  5. Психодиагностика межличностных отношений (ученик - школьный коллектив -учитель - педагогический коллектив - родители).
  6. Психокоррекция.
  7. Профориентационное консультирование.

Интеллектуальные  и психоэмоциональные нагрузки, приходящиеся на детей школьного возраста и характеризующиеся интенсификацией их умственного труда, напряжением функций памяти и внимания приводят к накоплению психологического и функционального утомления и развитию социального напряжения, находящего выход в росте агрессии детей и подростков и приводящие к срыву их соматического здоровья. Именно школа, судя по научным и статистическим данным, способствует возникновению хронических заболеваний и существенной утрате физиологических резервов организма у подрастающего поколения. Особую значимость в данных условиях приобретает диагностическое психофизиологическое сопровождение учебного процесса в здоровьесберегающей общеобразовательной школе. Индивидуальный подход к обучению требует разработки экспертной системы оценки знаний и навыков ученика с учетом его физиологических и психологических особенностей. Внедрение психодиагностических программ сопровождения разных этапов обучения обеспечит оперативный контроль за ходом познавательного развития субъектов образовательного процесса, соответствием педагогической технологии, используемых методов и форм обучения когнитивному типу ребенка. Это предупредит возникновение проблем с профессиональным самоопределением и возможную личностную деформацию.

Психофизиологическое  сопровождение образовательного процесса является одним из основополагающих аспектов реализации здоровьесберегающего образования и данному направлению деятельности ОУ в проекте здоровьесберегающей школы уделяется существенное внимание.

Важным условием формирования здоровьесберегающего пространства школы является осуществление психологической службой ОУ мониторинга состояния психологического здоровья учащихся и выделение среди школьников группы риска. Комплексное изучение личности обучающихся в здоровьесберегающей ОУ должно включать не только показатели, характеризующие особенности сознания индивида, но и показатели психофизиологических функций и физического развития ребенка. Такая всесторонняя психофизиологическая диагностика индивидуальных свойств личности школьника позволит подойти к решению целого комплекса важных для практики общеобразовательной школы проблем:

  1. Организации психофизиологического мониторинга школьников – комплекса работ, выполняемых с целью диагностики, контроля, прогноза, коррекции, укрепления психофизиологического и социального здоровья обучающихся;
  2. Комплексной психофизиологической оценки готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе;
  3. Контроля психофизиологической сферы личности школьника – индивидуальных особенностей развития нервной системы детей и подростков, психических и поведенческих проявлений основных свойств нервной системы;
  4. Диагностики функционального состояния центральной нервной системы;
  5. Контроля за организацией учебного процесса без ущерба здоровья учащихся, за состоянием их психического здоровья и адаптационными возможностями с учетом возрастных особенностей, оценки уровня психофизиологического здоровья, степени эмоциональной напряженности, уровня тревожности, самочувствия, активности, утомляемости;
  6. Контроля интеллектуальной сферы личности школьника – сформированности интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной деятельности, умственной работоспособности и утомляемости учащихся в динамике учебного дня, недели, года при введении новых форм, методов и режимов обучения;
  7. Контроля уровня учебной мотивации, степени владения учебными методами, экзаменационной техникой, формирование у педагогов индивидуального подхода к обу<span class="dash041e_0431_044b_0

Информация о работе Психология здоровья. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения