Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:23, контрольная работа
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
Введение 1. Понятие мелкой моторики . 2. Основная классификация нарушения. 3. Характеристика познавательной, продуктивной и игровой деятельности детей . 4. Продуктивная деятельность детей с ЗПР. 5. Психолого- педагогическая диагностика для детей имеющих нарушение в развитии мелкой моторики.
Заключение Литература
3. В ходе выполнения 3-го задания выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но в некоторых случаях дети самостоятельно вообще не смогли выполнить движение.
4. В ходе выполнения
4-го задания, затруднения
5. Аналогичные затруднения возникали и при выполнении движения кулак-ладонь-ребро.
6. Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно.
7. Нанизывание пирамидки оказалось достаточно сложным для большинства детей, с первого раза его не смог выполнить никто. Детям понадобился образец, а также помощь педагога. 3 ребенка даже после этого справились с заданием с большим трудом.
8. Собирание матрешки
прошло успешнее, но все же
часть детей справилась с
Этап графических упражнений:
1. С рисованием домика удовлетворительно справились 5 детей из 10, двум понадобилась незначительная помощь педагога, у троих детей задание вызвало очень большие трудности: не могли правильно держать карандаш, совсем не соотносили образец и то, что у них получалось. Ошибками являлись: замена одного элемента другим; отсутствие элемента; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; сильный перекос рисунка
2. При рисовании по точкам дети часто отрывали карандаш, не понимали, в какой последовательности соединять точки, не могли правильно провести линию. Но, тем не менее, успешно с заданием справилось 5 детей, остальные сделали это с помощью педагога, 3 детям понадобилось, чтобы их водили рукой по бумаге, так как самостоятельно они не могли этого сделать.
3. Штриховка также вызвала у детей большие трудности: они не понимали, в какой последовательности располагать линии, пытались просто «малевать». Кроме того, очень часто вылезали за контур рисунка. После нескольких повторений успешно справились с заданием 4 человека, остальные – при помощи педагога.
Таким образом, выделены следующие нарушения мелкой моторики у данной группы младших дошкольников.
1. С трудом переключаются с одного движения на другое: повторяют прежние движения
2. Неправильно воспроизводят
пространственное направление
3. Не могут одновременно
изменять положение обеих рук,
движения каждой руки
5. Отстает одна рука
6. Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую.
7.Трудности с чередованием фаз и переносом с одной руки на другую; дифференцировка поочередно пальцев.
Выводы по диагностике
Была предпринята
попытка продиагностировать
развитие мелкой моторики у
детей младшего дошкольного воз
На основании результатов сделала выводы о коррекционных мерах, необходимых для повышения уровня развития мелкой моторики у детей с ЗПР в раннем возрасте.
1. Упражнения по развитию пальцев рук должны включаться в коррекционно-педагогический процесс параллельно с развитием артикуляционной моторики, постановки и автоматизации звуков, поскольку мы выяснили, что мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны.
2. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут по несколько раз в день. Оптимальным по нашему мнению будет использование в этих целях физкультминуток. Однако набор пальчиковых игр может быть разнообразным, например:
· Игры с пальчиками.
· Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
· Пальчиковые игры со скороговорками.
· Пальчиковые игры со стихами.
· Пальчиковый алфавит.
3. Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Детям предлагается запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того они способствуют творческому воображению, ориентировке в пространстве.
4. Развитие графической моторики также является важной часть формирования мелкой моторики, это могут быть следующие задания:
· Рисование по трафаретам.
· Рисование по фигурным линейкам.
· Штриховка.
· Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
· Работа в занимательных прописях для дошкольников.
5. Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности- лепке, рисовании, аппликации, конструировании.
6. Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики отводится упражнениям с малыми мячами. Для этого используются несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению.
7. Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Это прежде всего пальчиковый театр. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Также хорошо зарекомендовал себя театр теней. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.
У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
Список литературы:
7. Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. -СПб. :Детство-Пресс, 2003.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области .
Ярославский Индустриальный педагогический колледж.
Домашняя контрольная работа.
По дисциплине: «Специальная (коррекционная) дошкольная психология»
Вариант 5.
Выполнила: студентка 3 курса
33 группы специального
дошкольного образования.
Игольникова Ж.В.
Проверила: Колчина Е.С.
Ярославль 2013г.