Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:33, реферат
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами.
Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.
Особое место в исследовании детей с нарушениями зрения занимает определение истинного состояния ребенка. Многими зарубежными и отечественными исследователями выявлено глубокое отставание в психическом развитии таких детей. В первую очередь это касается слепых детей раннего и дошкольного возраста. Так, в развитии мышления было даже отмечено отставание от нормально видящих на 4 —8 лет. Психологическое обследование детей с нарушениями зрения осуществляется на основе разработанной тифлопсихологами теории с учетом основных закономерностей нормального развития.
Среди разных видов межличностных отношений выделяются дружеские отношения, как наиболее личностно значимые для людей. Глухие дети отстают от слышащих сверстников в усвоении и выделении существенных сторон понятия «дружба», их суждения отличает упрощённость и излишняя конкретность, даже у старшеклассников наблюдается подмена понятий «хороший друг» и «примерный ученик». С возрастом углубляется и становится более тонким понимание личностных, дружеских взаимоотношений, на первый план выдвигаются качества нравственного плана, такие, как чуткость, внимательность.
Формирование более глубокого
понимания таких сложных
Таким образом, при работе с детьми,
имеющими нарушения слуха, необходимо
знать характерные для них
особенности межличностных
Известна такая закономерность: для приобретения высокого статуса ученику необходимо обладать целым набором положительных качеств, а для приобретения низкого достаточно одной отрицательной черты. Выявление причин попадания конкретного ученика в ту или иную статусную группировку и целенаправленная работа по изменению его положения – одно из важнейших направлений деятельности педагога в школах для детей с нарушениями слуха.
На развитие личности ребёнка чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребёнка в учреждении интернатского типа. Постоянное пребывание глухого ребёнка в стенах специального учебного учреждения – это отрыв его от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом отличается от того мира, в котором ребёнку придётся жить. В результате из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются те силы, те средства, которые могли бы потом помочь ребёнку войти в жизнь. Так, семейное воспитание, с самого раннего детства формирующее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано уходит из жизни глухих детей, и без того лишённых многого в отношениях с окружающими.
Личность и межличностные
отношения детей-инвалидов с
Формирование активной,
гармонически развитой личности ребенка,с
нарушенным зрением, а так же эффективное
включение таких детей в учебно-
На протяжении многих
столетий в обыденном
Л.С. Выготский показал, что любой дефект, любой телесныйнедостаток является фактором, изменяющим отношения человека с окружающим миром,главным образом с людьми, и дающим в результате «социальную ненормальностьповедения».[1]
То есть, органический дефект изменяет социальную позицию,провоцирует возникновение у слепого иных, нежели у зрячих, социальныхустановок.
Для слепых отсутствие
зрения само по себе не являетсяфактором
психологическим, они не чувствуют себя
погружёнными во мрак.
Психологическим фактором слепота становится
только тогда, когда они вступают вобщение
со здоровыми людьми.
Нарушение социальных контактов приводит к отклонениям вформировании личности слепого и может вызвать появление негативныххарактерологических особенностей.
Эти особенности
— некоторые изменения в
Кроме того, дефект
провоцирует, особенно в сфере семейныхотношений,
возникновение условий, неблагоприятно
влияющих на формированиеразличных черт
характера. Этими условиями могут быть
либо чрезмерная опека состороны окружающих,
либо отсутствие внимания, заброшенность
ребёнка. Врезультате у слепых формируются
отрицательные моральные (эгоцентричность,эгоизм,
отсутствие чувства долга, чувства товарищества),
волевые (отсутствиесамостоятельности,
нерешительность, внушаемость, упрямство,
негативизм),эмоциональные (равнодушие
к окружающим, душевная чёрствость) и интеллектуальные(отсутствие
любознательности, чувства нового) черты
характера. Ограниченныеконтакты с окружающими
влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность,
Всё это показывает,
что устойчивые свойства личности слепых
(направленность, способности, темперамент,
характер) лишь косвенно связаны сдефектами
зрения. В одном случае эта связь обусловлена
недостатками в областичувственного познания
и неудачным опытом познавательной и ориентировочнойдеятельности
(боязнь нового), а в другом—неблагоприятными
условиями воспитания,выпадением из коллектива,
ограничением деятельности, отрицательнымирезультатами
попыток налаживания контактов со зрячими.
Ещё менее выражена связьмежду формированием
отдельных структурных компонентов личности
и глубиной ивременем возникновения первичного
дефекта.
То есть, в формировании основных свойств личности на первыйплан выходят социальные факторы, действие которых не зависимо от патологиизрения.
При формировании направленности личности, некоторыхморальных, волевых, интеллектуальных черт характера дефекты зрения могут бытьпервопричиной отклонения их от нормы, затрудняя общение ребенка со сверстникамии взрослыми, препятствуя накоплению индивидуального опыта. Такие отклонения(негативизм, внушаемость, эгоистичность) отмечаются многими исследователями. Нопри создании благоприятных условий (широкое вовлечение ребёнка в различные видыдеятельности, правильная организация воспитания и обучения) формирование этихсвойств личности, мотивации деятельности оказывается независимым от состояниязрения.
А.И. Зотов утверждает,
что слепота, первоначально
«…продолжает оказывать влияние на диапазон
избирательного отношения аномальногоребёнка
к окружающей действительности. Но если
тот или иной вид деятельностидоступен
для слепого, то формирование отношения
к нему оказывается независимымот дефекта.
Так, интересы к видам деятельности, успешно
осуществляющимся беззрительного контроля,
оказываются очень глубокими, устойчивыми,
как у нормальновидящих».[2]
Таким образом, между зрячими и слепыми, а тем болееслабовидящими различия могут наблюдаться только в ходе формирования личности,динамике становления её свойств. Конечный же результат, то есть уровеньсформированности личности, определяются не наличием или отсутствием зрительнойпатологии, а характером социальных воздействий—воспитания и обучения.
Рассматривая вопросы формирования личности, необходимо особоевнимание уделить проблеме активности личности, так как не подлежит сомнению то,что отсутствие или патология зрения вносят существенные изменения в жизньчеловека, затрудняют его взаимодействие с окружающим миром, снижают егоактивность.
«Активность является фундаментальным свойством, присущим всейживой материи, при этом на различных ступенях эволюционной лестницы уровниактивности и проявления её различны».[3]Активность человека определяется как биологическими, так и социальнымифакторами. А.Г. Литвак видит в этом взаимодействии ведущими именно социальныефакторы, и мы с ним согласны.