Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 11:15, реферат
Цель исследования: поиск эффективных методов профилактики конфликтов у дошкольников, путем теоретического и практического изучения конфликтов у дошкольников в игровой деятельности.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликтов у дошкольников в игровой деятельности с целью;
дать понятие конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;
выявить причины конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;
разработать и реализовать систему занятий по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Проблемы психологии игры в отечественной психологической науке
Игра и психическое развитие детей
Детские конфликты: возникновение, предотвращение и разрешение
ГЛАВА II. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА: МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников в игре
Опытно-экспериментальная работа по профилактике конфликтов. Анализ проведенной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как видим, чаще всего конфликты возникают из-за ролей, 7 случаев, так как этот возраст является пиковым для конфликтов по поводу распределения ролей, число которых здесь достигает своего максимума. В ходе наблюдения было отмечено, что в качестве способов разрешения конфликтов дети чаще всего используют "словесное воздействие", "аргументы" и "физическое воздействие".
Следующим измерением было диагностирование коммуникативных способностей дошкольников.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного дошкольника – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что дошкольнику трудно "влезть в шкуру" обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого дошкольника. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи. Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.
Дошкольник, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём "Я", которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем. Таким образом, коммуникативные способности, являются одним из основных факторов конфликтов у дошкольников в игровой деятельности.
Уровень коммуникативных способностей дошкольников определялся по двум аспектам: понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие и коммуникации со сверстниками были определены методом наблюдения, где оценочными критериями выступили:
замкнутость – 1 балл,
малообщителен – 2 балла
общителен – 3 балл.
Оценка уровня коммуникаций :
высокий уровень – 3 балла;
средний уровень – 2-3 балла,
низкий уровень 1-2 балла.
Диагностические методики выявляли уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей (взрослых и сверстников) в различных ситуациях общения и взаимодействия, а также о способах адекватного выражения отношения. Диагностика по методике "Понимание специфики ситуации" проводилась следующим образом, дошкольникам раздали по две пары картинок, с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в детском саду. На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой – кто-нибудь нарушает его. Дошкольники должны были оценить ситуацию. По итогам наблюдения мы определили коммуникации со сверстниками. Результаты обследования коммуникативных способностей дошкольников занесены в таблицу 3.
Таблица 3 – Коммуникативные способности дошкольников
№ |
Ф.И.О. |
Понимание специфики ситуации (баллы) |
Хар-ка дошк. (баллы) |
Среднее количество баллов |
Уровень коммуникат. способностей |
Никита Б. |
3 |
2 |
2,5 |
средний | |
Дима Б. |
2 |
3 |
2,5 |
средний | |
Варя М. |
3 |
3 |
3 |
высокий | |
Андрей М. |
1 |
1 |
1 |
низкий | |
Влад Н. |
1 |
2 |
1,5 |
низкий | |
Ариана В. |
1 |
2 |
1,5 |
низкий | |
Кристина О. |
2 |
3 |
2,5 |
средний | |
Аня И. |
3 |
3 |
3 |
высокий | |
Саша Д |
1 |
2 |
1,5 |
низкий | |
Стас С. |
2 |
2 |
2 |
средний | |
Лиана Л. |
2 |
3 |
2,5 |
средний | |
Нарине М. |
3 |
3 |
3 |
высокий | |
Лёша Р. |
1 |
2 |
1,5 |
низкий | |
Захар С. |
2 |
2 |
2 |
средний | |
Егор Г. |
3 |
3 |
3 |
высокий |
И так, из таблицы видно, что с высоким уровнем коммуникаций 3(20,0%) детей, с низким 5(33,3%) дошкольников и 7(46,6%) дошкольников имеют средний уровень коммуникативных способностей. Результаты диагностики коммуникативных способностей представлены в динамике рисунок 4.
Полученные показатели коммуникативных способностей в ходе констатирующего эксперимента для дошкольников возраста 6-7 лет очень низкие, так как в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети более общительны.
Рисунок 4 – Уровень коммуникативных способностей дошкольников
Как видим из рисунка 4, в основном дошкольники малообщительны (средний уровень), что не может не повлиять на возникновение конфликтов между дошкольниками. Следовательно либо педагог мало уделяет внимания развитию коммуникативных способностей, либо не правильно подобраны методики занятий с дошкольниками.
Опрос – беседа "Знание норм поведения".
Цель: выяснить знание норм поведения во взаимоотношениях.
В беседе детям было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.
Дети должны дать ответы на вопросы:
Что по-твоему рассказал ей Миша?
Какие поступки мальчика тебе не понравились?
Как поступил бы на его месте ты?
Знания оценивались по пятибальной шкале:
за все правильные ситуации – 5;
за 3 и более ситуации – 4;
за 2 ситуации – 3;
за 1 ситуацию – 2.
Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определили как неправильные четыре поступка – 8 (28,6%) ребят. Выделили две ситуации 6 (21,4%) детей с неправильными поступками ("пролил молоко и не извинился", "не помог убирать игрушки") и 2 (7,2%) – выделили одну ситуацию с пролитым молоком и оценили как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом. Таким образом, дети не очень хорошо знакомы с нравственными нормами.
На вопрос – "как бы ты поступил?" в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:
"здороваться нужно с каждым
воспитателем и работником
"нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее" – 12 (42,8%);
"нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу" 8 (28,6%);
"за столом нельзя вертеться,
а если пролил молоко –
"сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу" – 12 (42,8%) чел.
"сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно" - 8 (28,6%);
"нельзя отказываться на
Для вывода этих показателей в сравнительный анализ была составлена диаграмма по результатам ответов (рисунок 5).
Рисунок 5 – Знание норм поведения во взаимоотношениях дошкольников
Из рисунка 5 видно, что меньше половины детей знают нравственные нормы поведения.
Первый этап диагностики позволил нам выделить проблемных детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов. При этом были определены характеристики дошкольников, факторы и причины возникновения конфликтов, которые позволят составить, с учетом всех показателей, занятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности. Для профилактики конфликтов у детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны игровые занятия. Темы занятий даны в таблице 4.
Таблица 4 – Темы занятий по профилактике конфликтов
№ |
Тема занятия |
Занятие "Цветные карандаши" | |
Боремся со Злорандой | |
Дидактическая игра "Кто из нас лечит?" | |
Музыкальное занятия "К котятам в гости" |
Данные занятия проводились воспитателями с детьми на протяжении 3 месяцев. После чего были проведены повторные диагностические мероприятия по методикам констатирующего эксперимента.
Формирующий этап
Цель данного этапа состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов дошкольника со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:
Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении
Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях
Указанные цели и задачи достигаются входе развивающих занятий, проводимых раз в неделю для старших дошкольников с различным уровнем развития (группами не более 6-7 детей). Их продолжительность составляет 30-40 минут. Обогащение педагогического процесса семиотикой цветовой гаммы (все пособия раскрашены в определённые цвета, даже если цвет не несёт определённой функциональной нагрузки) даёт дополнительные возможности для более успешной работы.
При разработке занятий мы брали за основу программу А. Е. Рыбак "Вместе", в которой автор основной акцент делает на развитии эмоциональной отзывчивости детей на различные средства художественной выразительности.
Так, на занятиях и вне их обязательно должны быть созданы условия для художественного освоения дошкольником окружающей действительности. К ним относятся пение, пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность, совместные детские импровизации, игра со
Психолого-педагогическая коррекция конфликтов в игре
словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения у детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения.
Большое внимание уделялось формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Следующим этапом стало проведение работы, направленной на профилактику конфликтов у дошкольников в игровой деятельности путем развития эмоциональной и коммуникативной сферы. Её основой стал синтез методов группового психотренинга и музыкально-творческой деятельности. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использовались:
коммуникативные игры,
беседы на различные темы,
разыгрывание и решение "трудных ситуаций",
ритмические и интонационные игры со словом,
музицирование, импровизации, танцы, хороводы,
психогимнастические упражнения,
психологические этюды,
ауторелаксация,
чтение и обсуждение художественных произведений;
обыгрывание эмоционального состояния
подвижные игры.
После проведения подобных занятий, которые проводились на протяжении трех месяцев, нами был проведен повторный срез показателей полученных на констатирующем этапе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что конфликты у дошкольников связаны с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор. Конфликты у дошкольников возникают в игровой деятельности. Причинами возникновения конфликтов могут быть недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, различные умения и возможности. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться.
Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция конфликтов в игре