Психолого-педагогическая коррекция конфликтов в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 11:15, реферат

Описание работы

Цель исследования: поиск эффективных методов профилактики конфликтов у дошкольников, путем теоретического и практического изучения конфликтов у дошкольников в игровой деятельности.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликтов у дошкольников в игровой деятельности с целью;
дать понятие конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;
выявить причины конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;
разработать и реализовать систему занятий по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Проблемы психологии игры в отечественной психологической науке
Игра и психическое развитие детей
Детские конфликты: возникновение, предотвращение и разрешение
ГЛАВА II. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА: МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников в игре
Опытно-экспериментальная работа по профилактике конфликтов. Анализ проведенной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

хаджисавиди.docx

— 108.41 Кб (Скачать файл)

Значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности, это проблемные формы межличностных отношений: агрессивность, обидчивость, застенчивость демонстративность. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы. От двух до семи лет отмечаются два таких перелома: первый происходит приблизительно в четыре года, второй - около шести лет.

При выборе методов профилактики конфликтов у дошкольников педагогу в первую очередь необходимо учитывать психологические особенности дошкольников, а так же проанализировать возможные причины конфликтов. Педагогу отводится роль наблюдателя-посредника, то его главная цель – целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, профилактика поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для педагога в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность.

При воспитании детей нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучения правильному поведению. Воспитание и развитие детей посредством игры воспринимается детьми как игровая деятельность, дети в этом случае не подозревают, что их воспитывают, поэтому им не будут скучны нотации, жесткие и непонятные детям требования, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.

Опытно-экспериментальная работа показала, что постоянное проведение занятий по профилактике конфликтов у детей старшего дошкольного возраста способствуют развитию межличностных отношений дошкольников.

По полученным результатам и выводам в ходе опытно-экспериментальной работы, можно с уверенностью сказать, что профилактика конфликтов у дошкольников в игровой деятельности будет успешной, если при разработке занятий учитывать педагогические и психологические особенности дошкольников; факторы, влияющие на возникновение конфликтов; применять эффективные методы и способы. Что собственно и доказывает выдвинутую гипотезу в исходном положении.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

Вачков И.В. Психология для малышей. – М., 1996.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - № 6. – С. 62-77.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.

Зедгенидзе В.Я. Пособие для практических работников ДОУ. Изд. 2-е. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. - АЙРИС ДИДАКТИКА, Айрис-Пресс, 2006.

Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994.

Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. – Р/на Дону, 2007.

Калинина Р.Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение: Автореф. канд. психол. наук. – СПб., 1999.

Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: игры, занятия, упражнения. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – СПб.: Издательство "Речь", 2005.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1996.

Лоут Г.В. Коррекция поведения детей. – М., 2005.

Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.

Пахальян А.С. Развитие и психологическое здоровье дошкольников. – СПб., 2000.

Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. П.И. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М., 1987.

Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: сборник научных трудов / Отв. ред. Т.И. Бабаева. – СПб, 1996.

Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М.: "Педагогика", 1989.

Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. – Минск, 1995.

Хрящева Н.Ю. Психологические упражнения в тренинге. Ч.1,2. – Л., 1992.

Чеснокова О.В. Психологические вопросы игры дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2008. -№ 7. – С. 19.

Чичварина Т.В. Выявление и предупреждение конфликтов. // Воспитание школьников. – 2008. - № 14. – С. 4-14.

Шейнов В.П. Конфликты: выявление, возникновение, разрешение // Псiхалогiя. Серыя "У дапамогу педагогу", 2009. – № 2. – С. 28-34.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: "Владос", 1999.

Конфликты детей дошкольного возраста

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

14358

2011-10-25 - Психология и развитие

Вообще, не следует часто вмешиваться в конфликты детей дошкольного возраста. Нужно сделать так, чтобы ребенок самостоятельно искал из них пути выхода. Потому что данный опыт для детей очень важен. С этого момента начинается умение ребенка строить отношения с посторонними людьми. А после нужно сложившуюся ситуацию обсудить, ее причину, возможны ли другие пути для ее решения и обязательно необходимо похвалить ребенка за то, что он самостоятельно нашел выход из конфликта.

Наверное, нет таких родителей, которые бы не столкнулись с такой ситуацией:

Вы с ребенком выходите гулять, идете на площадку, в песочницу, поиграв, ваш ребенок долго собирает свои любимые игрушки. В это время чужой ребенок пытается отобрать игрушки у вашего малыша, или ваш ребенок хочет поиграть чужими игрушками, а взамен в лоб получает совком или еще хуже, песком в глаза. На ваши замечания по поводу поведения ребенка мама его говорит с милой улыбкой, что воспитывает своего малыша по новой методике, при которой нельзя своим детям до пяти лет ничего запрещать.

А бывает наоборот, ваш ребенок из милого ангела превращается в чертенка, начинает заводить всех малышей, которые копаются в этой же песочнице, и вы под крики возмущенных мамочек вынуждены бежать, обещая при этом устроить дома взбучку своему ребенку.

Как же быть, чтобы каждый раз прогулка не становилась испытанием на крепость нервов?

Если ребенок не хочет играть с другими детьми

Не заставляйте.

У каждого ребенка есть собственный ритм вхождения в новый для него коллектив – кто-то сразу становится заводилой, а кому-то сначала нужно издалека приглядеться, попробовать осторожно подружиться, а уже после этого может и поиграть вместе. Поэтому, если ваш ребенок тащит вас от компании малышей, последуйте за ним. Когда придет время, он будет сам нестись в общую компанию ребятишек, а вы сможете почитать книжку на лавочке.

К игре в коллективе старайтесь приучать его очень осторожно, учите его своим примером. Например, подойдите к чужому ребенку и поздоровайтесь, спросите у него, как его зовут, скажите этому ребенку, как зовут вашего малыша и спросите разрешения с ним поиграть, и если все же малыш начнет сопротивляться – не нужно настаивать на совместной игре. Вы подадите пример своему ребенку, уважая интересы другого малыша. Своему крохе дадите понять, что будут учтены и его интересы тоже. Поначалу старайтесь играть с одними детьми, чтоб ваш ребенок не сталкивался с новыми лицами, если он очень трудно вливается в коллектив.

Основной принцип – не настаивая, постепенно, следуйте за темпом вашего ребенка.

У вашего ребенка сломали куличики или отобрали его игрушки

Главное – спокойствие. Посмотрите сначала на то, как на ситуацию реагирует ваш ребенок. Очень часто то, что мы воспринимаем за несправедливость, ребенку таковым не кажется. Может, в этот раз он и не прочь сам поделиться игрушками.

Конечно, если такая ситуация повторяется каждый раз и ваш ребенок для всего двора выступает спонсором, то тут нужно задуматься над тем, почему это происходит. Если ребенок не может самостоятельно справиться с такой ситуацией и слезы уже наполняют глаза, возьмите сложившуюся ситуацию в свои руки. Вместе с ним подойдите к захватчику, вежливо и спокойно попросите его вернуть или поменять игрушку, попробуйте у него взамен взять другую. Предложите свою другую игрушку, если вашему ребенку нужна именно та. Если не помогает, на помощь призовите его маму, но при этом воздержитесь от упреков, чтобы ни себе, ни своему ребенку не испортить прогулку.

Ваш ребенок играет с другими детьми, но не хочет с ними ничем делиться

И пусть он не делится. Или может быть вам становится стыдно за то, что вашего ребенка расценят как жадину? Но это только ваше восприятие. Маленький ребенок является эгоистом. Игрушки для ребенка являются его сокровищем. Сами бы вы поделились своей шубкой из ценного меха или бриллиантовыми украшениями? И не отбирайте, ни в коем случае, и не отдавайте игрушки ребенка поиграть другим детям, даже если они по возрасту младше вашего. В данном случае для своего ребенка вы становитесь просто предателем. Получается, что вы становитесь на сторону чужого захватчика. Вместо этого другому ребенку объясните, что для вашего ребенка это любимая игрушка, и попросите его не брать эту игрушку. Предложите ему взамен другую игрушку. Если же ваш ребенок предлагает другому малышу поиграть своими игрушками, обязательно похвалите его. Он постепенно осознает «выгоду» того, что можно делиться.

Ваш ребенок – забияка и драчун

Как только вы появляетесь, другие мамочки собирают игрушки и ищут для прогулки другое место? Не старайтесь гулять с ребенком в уединенных местах. Может, он еще просто маленький и не умеет учитывать чувства и интересы окружающих, и поэтому постоянно происходят конфликты с детьми. Учите малыша взаимодействовать в коллективе. Все время комментируйте и объясняйте ему о происходящем. Чтобы избежать конфликта между детьми, то, как только вы увидите, что ваш ребенок хочет устроить драку или отобрать чужую игрушку, сразу останавливайте его и объясняйте, почему этого делать нельзя. Учите его меняться, а не отбирать. Извиняйтесь сами и ребенка своего учите просить прощения, если вдруг он обидел другого кого-то. Если же не помогают уговоры, переключите своего малыша на другое занятие, поиграйте с ним в другую игру. Объясните, из-за чего вы так поступили. Объясните ему, что если он будет продолжать себя так вести, вам придется пойти домой. Но при этом не угрожайте ему, а именно разъясняйте. Придумайте ему интересную игру со зверушками, человечками, машинками в этой же песочнице, чтобы рядом он играл с другими детьми и игрушками, но занят был своим делом. Дети в силу своего дошкольного возраста еще не могут понять, что друг другу они причиняют боль. Поэтому нужно почаще объяснять им это.

 


Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция конфликтов в игре