Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:46, контрольная работа
В работе на основе анализа психологической литературы приводятся различные аспекты вопроса нарушения эмоциональной сферы в подростковом возрасте.Проведены практические исследования, связанные с психологическим консультированием и коррекцией по поводу нарушений в эмоциональной сфере, а также раскрыты методы коррекции эмоциональных нарушений в подростковом возрасте.
Введение.
Глава 1 Эмоциональные нарушения у подростков
1.1.Теоретический анализ исследований эмоциональной сферы в психолого-педагогической литературе.
1.2 Понятие «эмоциональные нарушения».
1.3 Виды эмоциональных нарушений.
1.4.Типичные причины обращения к психологу родителей детей, имеющих нарушения в эмоциональной сфере.
Глава 2 Коррекция эмоциональных нарушений.
2.1 Методы коррекции эмоциональных нарушений.
Заключение.
Список использованной литературы.
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Институт психологии
Кафедра педагогической психологии
курсовая работа по дисциплине
Тема: Психолого-педагогическая коррекция нарушений в эмоциональной сфере у детей подросткового возраста.
Екатеринбург,2013
Содержание.
№ п/п |
Стр. | |
Введение. |
3 | |
Глава 1 Эмоциональные нарушения у подростков 1.1.Теоретический анализ исследований эмоциональной сферы в психолого-педагогической литературе. 1.2 Понятие «эмоциональные нарушения». 1.3 Виды эмоциональных нарушений. 1.4.Типичные причины обращения к психологу родителей детей, имеющих нарушения в эмоциональной сфере. |
5
8 10
13 | |
Глава 2 Коррекция эмоциональных нарушений. 2.1 Методы коррекции эмоциональных нарушений. |
17 | |
Заключение. |
26 | |
Список использованной литературы. |
27 |
Введение
Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями.
Необходимость изучения эмоциональных состояний современных детей-подростков, их влияния на взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками, а также на обучение в школе обусловлена тем, что взрослые часто не знают, как вести себя с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными детьми. Причинами нарушений эмоционального развития современных детей являются страхи, стрессовые ситуации, низкая психологическая культура родителей, о чем свидетельствуют неуверенность в себе, эмоциональная напряженность, состояние тревоги, а также отсутствие адекватной психологической защиты, что естественным образом влияет на взаимоотношения подростков с родителями, сверстниками и учителями.
Исследование данного феномена приобретает особую значимость для организации целенаправленной психологической консультационной помощи родителям и, соответственно, самим детям.
Объект исследования: эмоциональные нарушения подростков.
Предмет исследования: методы коррекции эмоциональных нарушений.
Цель исследования: изучение эмоциональных нарушений у подростков и выбор наиболее адекватных методов коррекции детей подросткового возраста.
На основе намеченной цели выдвинуты следующие задачи:
Глава 1. Эмоциональные нарушения у подростков
1.1. Теоретический
анализ исследований
Проблема эмоций, возможность эмоционального воздействия на человека издавна занимала ученых. Разработка теории эмоции в физиологии принадлежит П. К. Анохину и П. В. Симонову.
В научной статье «Что такое эмоция?» П. К. Симонов писал: «Эмоция возникает при недостатке сведений, необходимых для достижения цели. Замещая, компенсируя этот недостаток, она обеспечивает продолжение действий, способствует поиску новой информации и тем самым повышает надежность живой системы».
С другой стороны эмоционально-чувствительным состояниям и переживаниям принадлежит исключительная роль в совокупности самых различных психических свойств развивающейся личности.
В. К. Вилюнас утверждал, что "...эмоции не только связаны с побудителями поступков человека, но и непосредственно включены в структуру различных психических явлений, оказываясь их важными внутренними компонентами..." [4].
Эмоции возникают в случаях, когда происходит нечто значительное для индивида. В трудах Н. Грота, В. Вундта, А. Р. Луриа прослеживаются взаимосвязи между эмоциями и процессами познания. В. Вунд и Н.Грот считали, что любое воспринимаемое событие является значимым, то есть эмоциональным возбудителем уже в силу того, что в момент восприятия его индивидом оно является частью жизни этого индивида, не знающего беспристрастного состояния и во всем способного найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятного.
Таким образом, решение об условиях возникновения эмоций, можно сказать, неоднозначное. При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными условиями существования субъекта и, следовательно, предполагает любое реагирование на любое воздействие.
При узком же понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как фрустрация потребности, невозможности адекватного поведения, хотя бы конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др.
Другим очень важным вопросом является вопрос о природе эмоциональных переживаний. Л. С. Выготский, П. М. Якобсон подчеркивали, что именно эмоции и высшие чувства играют большую роль в нравственном формировании личности, в становлении ее как целостного психологического образования.
«Ребенок, подросток, юноша не просто «мимоходом» переживают определенные эмоциональные состояния, они не просто испытывают, например, нравственные чувства в связи с поступками окружающих, эти чувства в той или иной мере затрагивают личность. Это обстоятельство приводит к тому, что, с одной стороны, в этих переживаниях, в этих эмоциональных состояниях ему самому как личности открываются новые стороны в нем самом. С другой стороны, в итоге испытанных переживаний появляются новые наслоения и изменения в его эстетическом и нравственном опыте; часто он расширяется и обогащается, а иногда изменяется в худшую сторону. В результате этого учащийся уже может по-новому эмоционально откликаться на новые эстетические воздействия или на события жизни, требующие его нравственного опыта. Таким образом, проявление эмоциональной сферы в жизни человека многообразны и накладывают определенный отпечаток на духовный облик в целом».
При исследовании влияния эмоций на деятельность человека были обнаружены, во-первых, сложность их структуры и, во-вторых, характерные особенности влияния различных компонентов, эту структуру составляющих. В общую же структуру эмоций входят:[13]
эмоциональные реакции;
эмоциональные состояния;
эмоциональные отношения.
Все эти компоненты эмоциональных переживаний взаимосвязаны, возникая и протекая в едином сложном комплексе.
Эпизодические эмоциональные реакции возникают у человека под влиянием тех или иных неожиданных обстоятельств. Об эмоциях в первую очередь и говорят, имея в виду реакции, которые вызваны эпизодическим внешним воздействием или определяются недлительным внутренним состоянием организма.
Иной характер представляет собой та форма эмоционального отклика, которую называют эмоциональными состояниями. Это значительно более длительный по времени эмоциональный отклик на те или иные жизненные факты, их появление связано с обстоятельствами, более важными для человека, для его устремлений и жизненных целей.
Наконец, существует и такая форма эмоциональной жизни, как чувства. Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение к различным сторонам окружающей действительности.
Чувства очень разнообразны. К ним относятся любовь, дружба, уважение, презрение и пр. Они проявляются в зависимости от обстоятельств в различного рода переживаниях: беспокойстве, нежности, волнении, привязанности, раздражении, ревности, обиде, преданности и т. д. «Любящая мать беспокоится, когда сын долго отсутствует; испытывает к нему сочувствие, когда он переживает неприятности; чувство обиды, что он оказался в какой-то момент недостаточно внимательным. И может испытать ревность, видя его увлечение девушкой».
Как устойчивое эмоциональное отношение чувство возникает лишь на определенном уровне развития человека, некоторые состояния и виды чувств со временем могут превратиться в эмоциональную черту личности и проявляются затем, уже неосознанно для самого человека, в его поведении, в характере общения с окружающими.
Таким образом, можно сказать, что эмоции – это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску, а чувства – это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.
1.2. Понятие «эмоциональные нарушения».
Под эмоциональными нарушениями понимается аффективные нарушения, создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения впоследствии ведут к дезадаптации личности. [11]
В литературе по психологии эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения.
Нарушения эмоционального развития обусловлены двумя группами причин. [13]
1.Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).
2.Особенности взаимодействия
ребенка с социальным
1) если ребенок систематически
подвергается отрицательным
2) При неблагополучных
отношениях со сверстниками
3) Семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов также могут вызвать у него негативные переживания.
Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития ребенка являются следующие типы родительского отношения: отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения. Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких родительских отношений, отмечается агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми.
1.3. Виды эмоциональных нарушений
Анализ психологической литературы позволяет выделить три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка:
1. расстройства настроения;
2. расстройства поведения;
3. нарушения психомоторики.
1. Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением. К 1-й группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко 2-й группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.
Эйфория – приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.
Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Страх – эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Подросток, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы.