Психолого-педагогическая коррекция нарушений в эмоциональной сфере у детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

В работе на основе анализа психологической литературы приводятся различные аспекты вопроса нарушения эмоциональной сферы в подростковом возрасте.Проведены практические исследования, связанные с психологическим консультированием и коррекцией по поводу нарушений в эмоциональной сфере, а также раскрыты методы коррекции эмоциональных нарушений в подростковом возрасте.

Содержание работы

Введение.
Глава 1 Эмоциональные нарушения у подростков
1.1.Теоретический анализ исследований эмоциональной сферы в психолого-педагогической литературе.
1.2 Понятие «эмоциональные нарушения».
1.3 Виды эмоциональных нарушений.
1.4.Типичные причины обращения к психологу родителей детей, имеющих нарушения в эмоциональной сфере.
Глава 2 Коррекция эмоциональных нарушений.
2.1 Методы коррекции эмоциональных нарушений.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

К. Р. по коррекциии.docx

— 52.40 Кб (Скачать файл)

Конкретные задачи:

- преодоление внутрисемейного  кризиса;

- изменение родительских  установок и позиций;

- снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка;

- расширение сферы социального  взаимодействия ребенка;

- формирование у ребенка  адекватного отношения к себе  и к другим.

Внутри этого блока выделяются два основных этапа. Первый этап – ориентировочный, где ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. На данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы. Психотехнические приемы здесь состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр. Второй этап – реконструктивный, когда проводится коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний.

При оценке эффективности психологической коррекции (оценочный блок) просматриваются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Разбираются поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа результатов деятельности ребенка до занятий и после. Оценивая эмоциональное состояние ребенка до и после занятий, целесообразно использовать цветовой тест Люшера, рисуночные тесты, а для оценки значимых межличностных отношений лучше обратиться к цветовому тесту отношений (ЦТО), адаптированному Эдкиным.

Кроме групповых психокоррекционных занятий для детей с эмоциональными нарушениями используется психорегулирующая тренировка.[14] Основной целью этих занятий является:

- смягчение эмоционального  дискомфорта;

- формирование приемов  релаксации;

- развитие навыков саморегуляции  и самоконтроля поведения.

Первый этап – успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Затем детям предлагаются зрительномузыкальные стимулы, направленные на устранение тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия.

Второй этап – обучающий. Здесь детей обучают релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывания тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений.

Третий этап – восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, помогающие корректировать настроение, развивать коммуникативные навыки, перцептивные процессы.

Психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях психорегулирующей тренировки у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Целесообразно использовать психорегулирующую тренировку с детьми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.

Кроме психорегулирующей тренировки, на коррекцию эмоционального напряжения хорошо влияют психомышечные тренировки.

Данный метод включает в себя четыре основные задачи.

  1. Научить ребенка расслаблять мышцы тела и лица методом прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону.
  2. Научить с предельной силой воображения, но без напряжения представлять содержание формы самовнушения.
  3. Научить удерживать внимание на мысленных объектах.
  4. Научить воздействовать на себя необходимыми словесными формулами.

Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми от 10 лет и старше.

В подростковой клинике широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз.

Первая фаза – снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (кого выбрать в напарники и т. д.).

Вторая фаза – пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и др.).

Третья фаза – заключительная, идет закрепление чувства принадлежности к группе (используются различные коллективные игры и танцы).

Кроме перечисленных выше методов особо важное значение имеют игровые методы коррекции. Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности сложившейся ситуации. В условных обстоятельствах, созданных по определенным правилам, игра дает человеку возможность переживать удачи, успех, познать свои физические и психические силы. Эти свойства игры как деятельности раскрывают ее богатый психокоррекционный потенциал. Одним из родоначальников игровых методов в лечении больных являлся Морено, который разработал методику психодрамы, способствующую коррекции взаимоотношений больных. Основа лечебного эффекта психодрамы Морено – катарсис, душевное очищение и облегчение.

Существует две формы игровой терапии: направленная и ненаправленная.

Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:

  1. способствует развитию самовыражения ребенка;
  2. снимает имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт;
  3. формирует саморегулирующие процессы.

Применяя недирективную игровую коррекцию, психолог осуществляет эмпатическое общение с ребенком, эмоционально сопереживает с ним, устанавливает определенные ограничения в игре.

В направленной (директивной) игровой психокоррекции центральное звено в игре – психолог, его функции заключаются в организации игры, в анализе ее символического значения. Различают два вида директивной игровой коррекции: сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. В процессе игры психолог фиксирует эмоциональные проявления ребенка. В ходе игры дети поочередно меняются ролями. Способность ребенка входить в роль, уподобление разыгрываемому образу – это важное условие для коррекции эмоционального дискомфорта ребенка и его внутриличностных конфликтов.

В процессе коррекции детям предлагается не только игровое воспроизведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование нового опыта в возможных стрессовых условиях. Эффективность проведения сюжетно-ролевых игр в значительной степени зависит от социального опыта ребенка, от особенностей его представлений о людях, их чувствах, взаимоотношениях.

Особое значение в коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка имеют подвижные игры. Эти игры обеспечивают эмоциональную разрядку, снимают торможение, связанное со страхом, способствуют гибкости поведения и усвоению групповых норм, развивают координацию движений.

Изобразительное творчество является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков.

Еще в 1930-х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Р. Альшулер и Э. Крамер выделяют четыре типа изображений, показывающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности ребенка. Это бесформенные и хаотичные каракули, конвенциальные стереотипы – схемы, пиктограммы и собственно художественные произведения. Каракули, например, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества.

В стереотипных схематических изображениях и пиктограммах в более старшем возрасте проектируются сублимация подавленных желаний или потребность в защите. Символические изображения отражают подавленные аффекты в форме сублимации. Особое значение играет цвет. Например, преобладание серых тонов, черный цвет говорят об отсутствии жизнерадостности, а яркие насыщенные краски – об активном жизненном тонусе, оптимизме.

В психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкотерапия. Выделяется четыре основных направления психокоррекционных воздействий музыкотерапии.

  1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
  2. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
  3. Развитие навыков межличностного общения.
  4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают:

- катарсис – эмоциональную  разрядку, регулирование эмоционального  состояния;

- усвоение новых способов  эмоциональной экспрессии;

- повышение социальной  активности

Традиционно выделяются следующие варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, которая представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность.

Различают три формы рецептивной психокоррекции.

1. Коммуникативная – совместное  прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание  взаимных контактов, взаимопонимания  и доверия.

2. Реактивная, помогающая  достижению катарсиса.

3. Результативная, ведущая  к снижению нервно-психического  напряжения.

При работе с детьми целесообразно использовать оба варианта музыкальной психокоррекции. Активная широко практикуется в групповых занятиях для сплочения группы и эффективности группового взаимодействия. Благодаря рецептивной музыкотерапии решаются конкретные психокорррекционные задачи: оптимизация общения, создание доверительной эмпатийной атмосферы, снижение эмоционального дискомфорта.

подросток эмоциональное нарушение коррекция поведения

 

Заключение

 

В ходе работы были изучены теоретические аспекты из научной психологической литературы, лежащие в основе нарушений в эмоциональной  сфере, виды эмоциональных нарушений, способы диагностики, а также методы коррекции.

Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии. Спектр эмоциональных нарушений в подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть расстройства настроения, расстройства поведения, нарушения психомоторики.

В литературе описано большое количество методик различного содержания и оформления, направленных на выявление тех или иных сторон эмоционального состояния.

Существуют различные методы коррекции эмоциональных нарушений - игротерапия, арт-терапия, психоанализ, поведенческий тренинг, тактические и технические приемы психокоррекции. Коррекция направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей.

 

 

Список литературы

 

1.Анохин П.К. Эмоции. Психология  эмоций. Москва, 1984

2. Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. Учебное пособие. Москва, УМК «Психология», 2003

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – Москва, МГУ, 1976

5. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Москва, 1966.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, Москва, Логос, 2001

7. Ильин Е. П. Эмоции и  чувства. Санкт-Петербург, Издательский  дом «Питер», 2001

8. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Мн. 1999

9. Костерина Н.В. Психология  индивидуальности (эмоции): Текст лекций  Ярославль, 1999.

10. Кочубей Б. И., Новикова  Е.В. Эмоциональная устойчивость  школьника. Москва, 1988

11. Краткий психологический  словарь. Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.

12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, Академия развития, 1996

13.Лебединский  В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Издательство Московского университета, 1990

14. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт Петербург, Речь, 2001

15. Мухина В.С. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для  студ. вузов. – 7-е изд. Стереотип. –  Москва Издательский центр «Академия» 2003

16. Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Невировича. – Москва, 1986

17. Обухова Л.Ф. Возрастная  психология. Учебник. – Москва, Педагогическое  общество России, 2003

18. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов и вузов. Москва, ТЦ «Сфера», 2000

19. Психодиагностика эмоциональной  сферы личности. Практическое пособие, автор-составитель Г. А. Шалимова. –  Москва, АРКТИ, 2006

20. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д. Я. Самара, Издательский дом «БАХРАХ-М», 2009

21. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Москва,1979.

22. Рубинштейн С. Л. Основы  общей психологии. Санкт- Петербург, Издательство Питер, 2008

23. Столяренко Л. Д. Основы  психологии. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996

24. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура. Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2, с. 61-90

25.Чистякова М. И. Психогимнастика. Москва, Просвещение, 1990

.ru

 

 

 

 


Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция нарушений в эмоциональной сфере у детей подросткового возраста