Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:46, контрольная работа
В работе на основе анализа психологической литературы приводятся различные аспекты вопроса нарушения эмоциональной сферы в подростковом возрасте.Проведены практические исследования, связанные с психологическим консультированием и коррекцией по поводу нарушений в эмоциональной сфере, а также раскрыты методы коррекции эмоциональных нарушений в подростковом возрасте.
Введение.
Глава 1 Эмоциональные нарушения у подростков
1.1.Теоретический анализ исследований эмоциональной сферы в психолого-педагогической литературе.
1.2 Понятие «эмоциональные нарушения».
1.3 Виды эмоциональных нарушений.
1.4.Типичные причины обращения к психологу родителей детей, имеющих нарушения в эмоциональной сфере.
Глава 2 Коррекция эмоциональных нарушений.
2.1 Методы коррекции эмоциональных нарушений.
Заключение.
Список использованной литературы.
Конкретные задачи:
- преодоление внутрисемейного кризиса;
- изменение родительских установок и позиций;
- снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка;
- расширение сферы социального взаимодействия ребенка;
- формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим.
Внутри этого блока выделяются два основных этапа. Первый этап – ориентировочный, где ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. На данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы. Психотехнические приемы здесь состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр. Второй этап – реконструктивный, когда проводится коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний.
При оценке эффективности психологической коррекции (оценочный блок) просматриваются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Разбираются поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа результатов деятельности ребенка до занятий и после. Оценивая эмоциональное состояние ребенка до и после занятий, целесообразно использовать цветовой тест Люшера, рисуночные тесты, а для оценки значимых межличностных отношений лучше обратиться к цветовому тесту отношений (ЦТО), адаптированному Эдкиным.
Кроме групповых психокоррекционных занятий для детей с эмоциональными нарушениями используется психорегулирующая тренировка.[14] Основной целью этих занятий является:
- смягчение эмоционального дискомфорта;
- формирование приемов релаксации;
- развитие навыков
Первый этап – успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Затем детям предлагаются зрительномузыкальные стимулы, направленные на устранение тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия.
Второй этап – обучающий. Здесь детей обучают релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывания тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений.
Третий этап – восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, помогающие корректировать настроение, развивать коммуникативные навыки, перцептивные процессы.
Психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях психорегулирующей тренировки у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Целесообразно использовать психорегулирующую тренировку с детьми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.
Кроме психорегулирующей тренировки, на коррекцию эмоционального напряжения хорошо влияют психомышечные тренировки.
Данный метод включает в себя четыре основные задачи.
Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми от 10 лет и старше.
В подростковой клинике широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз.
Первая фаза – снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (кого выбрать в напарники и т. д.).
Вторая фаза – пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и др.).
Третья фаза – заключительная, идет закрепление чувства принадлежности к группе (используются различные коллективные игры и танцы).
Кроме перечисленных выше методов особо важное значение имеют игровые методы коррекции. Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности сложившейся ситуации. В условных обстоятельствах, созданных по определенным правилам, игра дает человеку возможность переживать удачи, успех, познать свои физические и психические силы. Эти свойства игры как деятельности раскрывают ее богатый психокоррекционный потенциал. Одним из родоначальников игровых методов в лечении больных являлся Морено, который разработал методику психодрамы, способствующую коррекции взаимоотношений больных. Основа лечебного эффекта психодрамы Морено – катарсис, душевное очищение и облегчение.
Существует две формы игровой терапии: направленная и ненаправленная.
Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:
Применяя недирективную игровую коррекцию, психолог осуществляет эмпатическое общение с ребенком, эмоционально сопереживает с ним, устанавливает определенные ограничения в игре.
В направленной (директивной) игровой психокоррекции центральное звено в игре – психолог, его функции заключаются в организации игры, в анализе ее символического значения. Различают два вида директивной игровой коррекции: сюжетноролевые игры и психодрамы.
Сюжетноролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. В процессе игры психолог фиксирует эмоциональные проявления ребенка. В ходе игры дети поочередно меняются ролями. Способность ребенка входить в роль, уподобление разыгрываемому образу – это важное условие для коррекции эмоционального дискомфорта ребенка и его внутриличностных конфликтов.
В процессе коррекции детям предлагается не только игровое воспроизведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование нового опыта в возможных стрессовых условиях. Эффективность проведения сюжетно-ролевых игр в значительной степени зависит от социального опыта ребенка, от особенностей его представлений о людях, их чувствах, взаимоотношениях.
Особое значение в коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка имеют подвижные игры. Эти игры обеспечивают эмоциональную разрядку, снимают торможение, связанное со страхом, способствуют гибкости поведения и усвоению групповых норм, развивают координацию движений.
Изобразительное творчество является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков.
Еще в 1930-х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
Р. Альшулер и Э. Крамер выделяют четыре типа изображений, показывающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности ребенка. Это бесформенные и хаотичные каракули, конвенциальные стереотипы – схемы, пиктограммы и собственно художественные произведения. Каракули, например, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества.
В стереотипных схематических изображениях и пиктограммах в более старшем возрасте проектируются сублимация подавленных желаний или потребность в защите. Символические изображения отражают подавленные аффекты в форме сублимации. Особое значение играет цвет. Например, преобладание серых тонов, черный цвет говорят об отсутствии жизнерадостности, а яркие насыщенные краски – об активном жизненном тонусе, оптимизме.
В психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкотерапия. Выделяется четыре основных направления психокоррекционных воздействий музыкотерапии.
В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают:
- катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
- усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;
- повышение социальной активности
Традиционно выделяются следующие варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, которая представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность.
Различают три формы рецептивной психокоррекции.
1. Коммуникативная – совместное
прослушивание музыкальных
2. Реактивная, помогающая достижению катарсиса.
3. Результативная, ведущая
к снижению нервно-
При работе с детьми целесообразно использовать оба варианта музыкальной психокоррекции. Активная широко практикуется в групповых занятиях для сплочения группы и эффективности группового взаимодействия. Благодаря рецептивной музыкотерапии решаются конкретные психокорррекционные задачи: оптимизация общения, создание доверительной эмпатийной атмосферы, снижение эмоционального дискомфорта.
подросток эмоциональное нарушение коррекция поведения
Заключение
В ходе работы были изучены теоретические аспекты из научной психологической литературы, лежащие в основе нарушений в эмоциональной сфере, виды эмоциональных нарушений, способы диагностики, а также методы коррекции.
Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии. Спектр эмоциональных нарушений в подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть расстройства настроения, расстройства поведения, нарушения психомоторики.
В литературе описано большое количество методик различного содержания и оформления, направленных на выявление тех или иных сторон эмоционального состояния.
Существуют различные методы коррекции эмоциональных нарушений - игротерапия, арт-терапия, психоанализ, поведенческий тренинг, тактические и технические приемы психокоррекции. Коррекция направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей.
Список литературы
1.Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. Москва, 1984
2. Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. Учебное пособие. Москва, УМК «Психология», 2003
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – Москва, МГУ, 1976
5. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Москва, 1966.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, Москва, Логос, 2001
7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург, Издательский дом «Питер», 2001
8. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Мн. 1999
9. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций Ярославль, 1999.
10. Кочубей Б. И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. Москва, 1988
11. Краткий психологический словарь. Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.
12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, Академия развития, 1996
13.Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Издательство Московского университета, 1990
14. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт Петербург, Речь, 2001
15. Мухина В.С. Возрастная
психология: феноменология развития,
детство, отрочество. Учебник для
студ. вузов. – 7-е изд. Стереотип. –
Москва Издательский центр «
16. Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Невировича. – Москва, 1986
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – Москва, Педагогическое общество России, 2003
18. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов и вузов. Москва, ТЦ «Сфера», 2000
19. Психодиагностика
20. Практическая психодиагностика.
Методики и тесты. Учебное пособие.
Редактор-составитель
21. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Москва,1979.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт- Петербург, Издательство Питер, 2008
23. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996
24. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура. Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2, с. 61-90
25.Чистякова М. И. Психогимнастика. Москва, Просвещение, 1990
.ru