Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:47, монография
В данной работе описаны эмпирические методы исследования по проблеме межличностного взаимодействия старших дошкольников и программа по оптимизации межличностного взаимодействия старших дошкольников
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Поля, концовку напишите, не больше 1 страницы по вашей программе и повторной диагностике и вышлите мне сразу, посмотрю и поправлю, потом пошлем Т.Т.. Но эта статья нам в конференцию не подойдет, нужно найти другую конференцию.
П.С. Можаева
Магистрант ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасского филиала, заочного отделения,3 курса психолого-педагогического факультета, магистерская программа «Проектирование психологически безопасной образовательной среды», г.Арзамас, Россия.
Качество дошкольного образования в немалой степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в России. Управление качеством образования в современных условиях требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров дошкольных учреждений, позволило бы устранить основные риски и обеспечить психологически безопасную образовательную среду.
Так, с первого сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273, в соответствии с которым, дошкольное образование стало одним из уровней общего образования, а государство выступает гарантом прав на его получение.
Мы видим, что государством отмечается потребность усиления внимания к такой важной подсистеме, как дошкольное образование, подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. Образовательный процесс в дошкольных учреждениях направляется на раскрытие потенциальных возможностей детей, развитие самостоятельности, инициативности, коммуникативной активности. Для этого необходимо успешное общение детей в ходе совместной деятельности при непосредственном участии и руководстве взрослого.
Изучение процесса межличностного взаимодействия детей в различных видах совместной деятельности - важнейший аспект исследования отношений дошкольников в группе детского сада.
Общение до настоящего времени было предметом исследования в работах А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева и др. Понятие «педагогическое общение» введено в психологию и педагогику в 1970-е гг. А.А. Леонтьевым, он определяет общение как «систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык» [3, с. 240].
Взаимоотношения между
старшими дошкольниками стали предметом исследования отечественных (Я. Л. Коломинский,
Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и др.) и зарубежных
(М. Коннер, М. Хилл и К. Тисдалл и др.) ученых.
Проблему
формирования взаимоотношений между старшими
дошкольниками рассматривали, как отечественные,
так и зарубежные авторы (М. Семруд-Кликман,
Е. И. Щербакова и др.), которые рассматривают
вопросы формирования взаимоотношений
детей в игровой деятельности.
Взаимоотношения с окружающими
людьми зарождаются и наиболее интенсивно
развиваются именно в дошкольном возрасте: «в дошкольном детстве
- периоде первоначального фактического
складывания личности - устанавливаются
первые связи и отношения, которые образуют
новое, высшее единство деятельности и
вместе с тем новое, высшее единство личности.
Именно в силу этого так важен период дошкольного
детства» [1, с. 11].
Первый опыт складывающихся
взаимоотношений ребенка становится
тем фундаментом, на котором строится
дальнейшее развитие личности, который
определяет особенности самосознания
человека, его отношение к окружающему
миру. От того, как сложатся взаимоотношения
ребенка в первой в его жизни группе сверстников
- в группе детского сада, - во многом
зависит дальнейший путь его личностного
и социального развития. Задача дошкольного
воспитания состоит в том, чтобы дать правильное
направление социально-личностному развитию
ребенка, пробудить стремление к сотрудничеству
и положительному самоутверждению.
Практика показывает, что взаимоотношения старших дошкольников носят нестабильный характер. Так, в процессе игры осуществляется «перетекание» детей из одного объединения в другое, пополнение первоначально возникшей группы новыми участниками или выход из совместной деятельности детей, которые утратили к ней интерес либо не нашли понимания со стороны сверстников. Кроме того, в играх старших дошкольников распространены объединения из двух-четырех детей. Несмотря на то, что индивидуальные игры встречаются редко, существование детских групп по пять-девять человек также не становится продолжительным.
Вопрос о том, что влияет на положение
ребенка в группе сверстников, почему
одни дети становятся предпочитаемыми
и вызывают симпатии сверстников, а другие
нет, имеет исключительное значение.
Нами было проведено научное исследование,
направленное на изучение взаимоотношений
между детьми старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МБДОУ
«Детский сад № 2» Ардатовского района.
В исследовании приняли участие 24 ребенка,
5,5—6 лет, из них 12 мальчиков и 12 девочек.
Для получения достаточно полной и объективной картины взаимоотношений детей в группе было использовано наблюдение «Шкала оценки параметров и показателей» (Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой) позволяющие выявить характер существующих взаимоотношений за свободным взаимодействием детей, а так же метод социометрии с использованием методики «Два домика» (Т.Д. Марцинковской).
Наблюдение позволило зафиксировать взаимоотношения детей по шкале оценки параметров и показателей, разработанной Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой [4]. При его организации и проведении основное внимание было обращено на следующие показатели поведения старших дошкольников:
- инициативность - отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
- чувствительность к воздействиям сверстника - отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;
- преобладающий эмоциональный фон - проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
Результаты наблюдения, полученные нами в ходе эксперимента с использованием методики «Шкала оценки параметров и показателей», отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты наблюдения
по шкале оценки параметров и показателей
Оценка критерия |
Доля оценок в % |
Инициативность: отсутствует слабая средняя высокая |
16 21 34 29 |
Чувствительность к воздействиям сверстника: отсутствует слабая средняя высокая |
4 21 42 33 |
Преобладающий эмоциональный фон: негативный нейтрально-деловой позитивный |
16 38 46 |
Таким образом,
результаты наблюдения
Наблюдение за деятельностью и поведением старших дошкольников показало, что некоторые дети группы проявляют высокую степень активности в совместной деятельности, но одни из них способны как проявлять инициативу (предлагать тему общей игры, работы, убеждать сверстников в своей правоте, распределять общее задание между всеми участниками и пр.), так и учитывать интересы других, соглашаться, изменяя свои намерения, т. е. занимать позицию равноправного партнерства. Однако количество таких детей довольно невелико.
В процессе наблюдения было замечено, что некоторые дети, достаточно активны в воздействиях на сверстников, но не умеют считаться с мнением других, не хотят принимать их предложения, зачастую, не могут аргументированно объяснить причины своего несогласия. Они активно вступают в конфликты, что порой без вмешательства взрослого приводит к распаду общей деятельности. Следовательно, у них необходимо воспитывать ориентир на действия, замыслы и состояние партнеров, формировать доброжелательность к сверстникам, учить видеть в их предложениях целесообразность, стремление к получению качественного общего результата.
Наблюдение за взаимоотношениями детей в свободной деятельности показало, что определенная часть детей недостаточно активны как во взаимодействии с партнером, так и в умении отстаивать свое мнение, при необходимости возражать инициаторам. Причины такого поведения различны. Одни дети, в силу своей нерешительности, неумения обосновывать ценность своих предложений, не могут проявить инициативы, но с желанием принимают предложения инициаторов, охотно включаются в общее дело, выполняют его с интересом, радуются общему успеху. Другие же дети пассивно следуют советам или предложениям инициаторов, не возражают им, не проявляя своего отношения к деятельности и партнерам. Здесь обнаруживается неумение вступать в общение со сверстниками, поддерживать деловое общение, а также недостаточный интерес к совместной деятельности, к взаимодействию с ровесниками.
Также, нами использовался метод социометрических измерений, который предназначен для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их измерения. Одна из задач социометрии в проведенном исследовании — изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Для выявления
особенностей взаимоотношений
Результаты социометрии, полученные в ходе эксперимента с использованием методики «Два домика», отражены на рисунке.
детей старшего дошкольного возраста
В связи с вышесказанным можно отметить, что обозначенные нами проблемы обозначают необходимость разработки мер психолого-педагогической помощи по оптимизации межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. В ходе экспериментальной работы, в рамках формирующего эксперимента, нами предложена программа по оптимизации межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которую мы осуществляли по трем направлениям
Реализация первого направления осуществлялась через целенаправленную деятельность педагогического коллектива, способствующую социально-психологической адаптации старших дошкольников в обществе. Организация данного направления включала в себя: