Психолого-педагогическая помощь по оптимизации межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:47, монография

Описание работы

В данной работе описаны эмпирические методы исследования по проблеме межличностного взаимодействия старших дошкольников и программа по оптимизации межличностного взаимодействия старших дошкольников

Файлы: 1 файл

дороботанная статья.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ  ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Поля, концовку напишите, не больше 1 страницы по вашей программе и повторной диагностике и вышлите мне сразу, посмотрю и поправлю, потом пошлем Т.Т.. Но эта статья нам в конференцию не подойдет, нужно найти другую конференцию.

П.С. Можаева

Магистрант ФГБОУ ВПО  «Нижегородский государственный университет  им. Н.И. Лобачевского» Арзамасского филиала, заочного отделения,3 курса  психолого-педагогического факультета, магистерская программа «Проектирование психологически безопасной образовательной среды», г.Арзамас, Россия.

 

Качество дошкольного  образования в немалой степени  обусловливает качество последующих  уровней системы образования  в России. Управление качеством образования в современных условиях требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров дошкольных учреждений, позволило бы устранить основные риски и обеспечить психологически безопасную образовательную среду.

Так, с первого сентября 2013 года вступил в силу Федеральный  закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273, в соответствии с которым, дошкольное образование стало одним из уровней общего образования, а государство выступает гарантом прав на его получение.

Мы видим, что государством отмечается потребность усиления внимания к такой важной подсистеме, как дошкольное образование, подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. Образовательный процесс в дошкольных учреждениях направляется на раскрытие потенциальных возможностей детей, развитие самостоятельности, инициативности, коммуникативной активности. Для этого необходимо успешное общение детей в ходе совместной деятельности при непосредственном участии и руководстве взрослого.

Изучение процесса межличностного взаимодействия детей в различных  видах совместной деятельности -  важнейший аспект исследования отношений  дошкольников в группе детского сада.

Общение до настоящего времени было предметом исследования в работах А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева и др. Понятие «педагогическое общение» введено в психологию и педагогику в 1970-е гг. А.А. Леонтьевым, он определяет общение как «систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык» [3, с. 240].

Взаимоотношения между  старшими дошкольниками стали предметом исследования отечественных (Я. Л. Коломинский, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и др.) и зарубежных (М. Коннер, М. Хилл и К. Тисдалл и др.) ученых. 
          Проблему формирования взаимоотношений между старшими дошкольниками рассматривали, как отечественные, так   и зарубежные авторы (М. Семруд-Кликман, Е. И. Щербакова  и др.), которые рассматривают вопросы формирования взаимоотношений детей в игровой деятельности.

Взаимоотношения с окружающими  людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте: «в дошкольном детстве - периоде первоначального фактического складывания личности - устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство личности. Именно в силу этого так важен период дошкольного детства» [1, с. 11]. 
    Первый опыт складывающихся взаимоотношений ребенка становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности, который определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему миру. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников -  в группе детского сада, - во многом зависит дальнейший путь его личностного и социального развития. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление социально-личностному развитию ребенка, пробудить стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Практика показывает, что взаимоотношения старших  дошкольников носят нестабильный характер. Так, в процессе игры осуществляется «перетекание» детей из одного объединения в другое, пополнение первоначально возникшей группы новыми участниками или выход из совместной деятельности детей, которые утратили к ней интерес либо не нашли понимания со стороны сверстников. Кроме того, в играх старших дошкольников распространены объединения из двух-четырех детей. Несмотря на то, что индивидуальные игры встречаются редко, существование детских групп по пять-девять человек также не становится продолжительным.

 Вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми и вызывают симпатии сверстников, а другие нет, имеет исключительное значение. 
   Нами было проведено научное исследование, направленное на изучение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 2» Ардатовского района. В исследовании приняли участие  24 ребенка, 5,5—6 лет, из них 12 мальчиков и 12 девочек.

 Для получения достаточно  полной и объективной картины взаимоотношений детей в группе было использовано наблюдение «Шкала оценки параметров и показателей» (Е. О. Смирновой,  В. М. Холмогоровой) позволяющие выявить характер существующих взаимоотношений за свободным взаимодействием детей, а так же метод социометрии с использованием методики «Два домика»  (Т.Д. Марцинковской).

Наблюдение позволило  зафиксировать взаимоотношения  детей по шкале оценки параметров и показателей, разработанной Е. О. Смирновой,  В. М. Холмогоровой [4]. При его организации и проведении основное внимание было обращено на следующие показатели поведения старших дошкольников:

- инициативность - отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;

- чувствительность к воздействиям сверстника - отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;

- преобладающий эмоциональный фон - проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

   Результаты наблюдения, полученные  нами в ходе эксперимента с использованием методики «Шкала оценки параметров и показателей», отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты  наблюдения

по шкале  оценки параметров и показателей

 

Оценка критерия

Доля оценок в %

Инициативность:

отсутствует

слабая

средняя

высокая

 

16

21

34

29

Чувствительность к  воздействиям сверстника:

отсутствует

слабая

средняя

высокая

 

4

21

42

33

Преобладающий эмоциональный  фон:

негативный

нейтрально-деловой

позитивный

 

16

38

46


 

  Таким образом,  результаты наблюдения наглядно  демонстрируют процент дошкольников  с разной инициативностью, с  разным уровнем чувствительности  к воздействиям сверстника, а также с разным преобладающим эмоциональным фоном (от негативного, нейтрально-делового до позитивного).

Наблюдение за деятельностью и  поведением старших дошкольников показало, что некоторые дети группы проявляют высокую степень активности в совместной деятельности, но одни из них способны как проявлять инициативу (предлагать тему общей игры, работы, убеждать сверстников в своей правоте, распределять общее задание между всеми участниками и пр.), так и учитывать интересы других, соглашаться, изменяя свои намерения, т. е. занимать позицию равноправного партнерства. Однако количество таких детей довольно невелико.

В процессе наблюдения было замечено, что некоторые дети, достаточно активны в воздействиях на сверстников, но не умеют считаться с мнением других, не хотят принимать их предложения, зачастую, не могут аргументированно объяснить причины своего несогласия. Они активно вступают в конфликты, что порой без вмешательства взрослого приводит к распаду общей деятельности. Следовательно, у них необходимо воспитывать ориентир на действия, замыслы и состояние партнеров, формировать доброжелательность к сверстникам, учить видеть в их предложениях целесообразность, стремление к получению качественного общего результата.

Наблюдение за взаимоотношениями  детей в свободной деятельности показало, что определенная часть детей недостаточно активны как во взаимодействии с  партнером, так и в умении отстаивать свое мнение, при необходимости возражать инициаторам. Причины такого поведения различны. Одни дети, в силу своей нерешительности, неумения обосновывать ценность своих предложений, не могут проявить инициативы, но с желанием принимают предложения инициаторов, охотно включаются в общее дело, выполняют его с интересом, радуются общему успеху. Другие же дети пассивно следуют советам или предложениям инициаторов, не возражают им, не проявляя своего отношения к деятельности и партнерам. Здесь обнаруживается неумение вступать в общение со сверстниками, поддерживать деловое общение, а также недостаточный интерес к совместной деятельности, к взаимодействию с ровесниками.

   Также, нами использовался метод социометрических измерений, который предназначен для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их измерения. Одна из задач социометрии в проведенном исследовании — изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

    Для выявления  особенностей взаимоотношений между  детьми старшего дошкольного  возраста использовалась методика  «Два домика»  (Т.Д. Марцинковской).

Результаты социометрии, полученные в ходе эксперимента с  использованием методики «Два домика», отражены на рисунке.

Рис.1.  Статусная структура личных взаимоотношений

детей старшего дошкольного  возраста

В связи с вышесказанным можно отметить, что обозначенные нами проблемы обозначают необходимость разработки мер психолого-педагогической помощи по оптимизации межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. В ходе экспериментальной работы, в рамках формирующего эксперимента, нами предложена программа по оптимизации межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которую мы осуществляли по трем направлениям

    • Психолог (воспитатель) – ребенок – сверстник
    • Психолог – воспитатель
    • Психолог – родитель

Реализация первого  направления  осуществлялась через  целенаправленную деятельность педагогического  коллектива, способствующую социально-психологической  адаптации старших дошкольников в обществе. Организация данного  направления включала в себя:

  1. Планирование, подготовку и проведение групповых и межгрупповых праздников и развлечений в соответствии с комплексно-тематическим планом работы на учебный год («Праздник осени», «Праздник любимой игрушки», вечер досуга «Дружная семья», новогодние утренники, «Рождественские посиделки», «Широкая масленица», «Россия, Россия – края дорогие» и др). Для развития межличностного взаимодействия воспитанников в ходе подготовке  и проведения праздников и развлечений были использованы элементы технологии планирования, подготовки, реализации  и анализа коллективных творческих дел. Данная технология  задаёт социально ценную направленность детской активности, позволяя старшим дошкольникам удовлетворять потребность в позитивном эмоциональном контакте со сверстниками и взрослыми; создаёт условия для принятия ребёнка группой и вхождения в неё, для формирования адекватной самооценки ребенка, самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения в группе сверстников; способствует развитию отношений сотрудничества, заботы о партнерах по взаимодействию, группе, коллективе учреждения; способствует развитию рефлексии и тренирует социально приемлемые, социально ценные и эффективные  формы межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  2. Организацию межгрупповых или межсадовских мероприятий, которые благодаря использованию технологии соревнований между группами обеспечивают реализацию творческой активности детей, способствуют их сплочению и формировании чувства "мы", тренируют позитивный опыт переживания гордости за свою команду, побед и поражений, формируя тем самым установку на диалог и сотрудничество, развивая навыки эффективного межличностного взаимодействия со сверстниками. В нашем эксперименте весьма показательными в этом отношении стали подготовка и участие  в районном спортивном соревновании « Веселые старты» Воспитанники шести дошкольных учреждений соревновались в быстроте , ловкости, меткости. Команда нашего детского сада "Ну погоди!" показала отличные результаты во всех конкурсах и заслуженно заняла 1 место! В качестве поощрения каждый ребенок получил призы, а команда почетную грамоту.
  3. Реализацию коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом. Данные занятие делились на три блока:

Информация о работе Психолого-педагогическая помощь по оптимизации межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста