Психолого-педагогическая помощь по оптимизации межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:47, монография

Описание работы

В данной работе описаны эмпирические методы исследования по проблеме межличностного взаимодействия старших дошкольников и программа по оптимизации межличностного взаимодействия старших дошкольников

Файлы: 1 файл

дороботанная статья.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

- культура общения.  На этих занятиях детям рассказывали о нормах и правилах, которыми необходимо следовать при общении с окружающими.

- настроение и эмоции. Цель данного блока была научить детей внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.

- мир взаимоотношений. На данных занятиях пытались сформировать у детей умение адекватно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Решали такие проблемные ситуации, как « Зачем человеку чувство стыда?», «почему трудно признать свою вину?», «Когда опасен гнев?», «Можно ли справится со злом?» и др. Учили видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей, раскрывали секреты дружбы.

     Второе направление работы состояло в повышении психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах общения, межличностных взаимоотношений дошкольников 5—6 летнего возраста и способах их коррекции. Данное направление было реализовано в рамках просветительской работы и представлено психологическими консультациями и семинарами с элементами тренинга. 
    Третье направление предполагало взаимодействие психолога с родителями детей 5—6 лет по вопросам общения дошкольников с окружающими в рамках проведения психологического консультирования для родителей. 
     В процессе реализации Программы неблагоприятные варианты межличностных отношений детей 5—6 лет со сверстниками практически исчезли, наметилась позитивная динамика в поведении дошкольников. 
   В основу контрольного эксперимента были положены диагностические методики, использованные нами на этапе констатирующего эксперимента. 
    Результаты повторной диагностики экспериментальной группы по методике «Два домика» представлены на Рисунке 2.

Рис. 2 Результаты повторной диагностики по методике «Два домика» в экспериментальной группе.

Можно наблюдать, что в экспериментальной группе старших дошкольников произошли изменения практически в каждой зоне. Увеличилось количество подростков в зоне социометрических звёзд (с 4% до 12,5%) и зоне предпочитаемых (с 50% до 54%). В зоне принятых (пренебрегаемых) количество детей уменьшилось (с 38% до 33,5%), а в зоне отвергаемых не осталось не одного человека.

Результаты повторного наблюдения, полученные нами в ходе эксперимента с использованием методики «Шкала оценки параметров и показателей», отражены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты  наблюдения

по шкале  оценки параметров и показателей

 

Оценка критерия

Доля оценок в %

Инициативность:

отсутствует

слабая

средняя

высокая

 

16

21

34

29

Чувствительность к  воздействиям сверстника:

отсутствует

слабая

средняя

высокая

 

4

21

42

33

Преобладающий эмоциональный фон:

негативный

нейтрально-деловой

позитивный

 

3

38

46


 

  Таким образом,  результаты повторного наблюдения наглядно демонстрируют то, что в экспериментальной группе преобладает средний и высокий уровень инициативности. Это говорит о нормальном уровне развития потребности в общении. Чувствительность к воздействиям сверстников находится на среднем и высоком уровне.  А также мы видим, что в данной группе преобладает положительный эмоциональный фон, что свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстникам.

   Наблюдая за характером взаимодействия детей в группе мы увидели, что дошкольники стали более активны, они владеют организаторскими способностями, умеют привлечь сверстников к деятельности, координируют процесс реализации замысла игры в соответствии с мнением партнеров по игре, умеют конструктивными способами уладить конфликтные ситуации, осуществляют контроль за собственными действиями и речевыми реакциями и действиями сверстников.

  В общении дети доброжелательны к сверстникам, учитывают мнение остальных, в спорных ситуациях пытаются найти компромиссное решение, умеют обратиться к другому с предложениями, просьбой, вопросом, привлечь к себе сверстника, прямо адресовав свое обращение.

Таким образом, результаты диагностики показали, что программа по оптимизации межличностного взаимодействия старших дошкольников, реализуемая в МБДОУ д/с №2 эффективна и имеет практическую ценность для воспитателей и педагогов-психологов детских садов.

Список литературы:

 

    1. Дьяченко, О.М. Как развивается дошкольник? О чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям [Текст]/ О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, М.: «Чистые пруды», 2007. - 32с.
    2. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст]/ Я.Л.Коломинский,  Минск: «Тетра Системс», 2000.- 432с.
    3. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст]/ Т.А. Репина,  М.: «МПСИ», 2004.- 288с.
    4. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.И. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст]/ Е.О. Смирнова, В.И. Холмогорова, М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 158с.
    5. Смирнова, Е.О., Калягина, Е.В.. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам//Вопросы психологии 1998. №3 с. 50-60.

 


Информация о работе Психолого-педагогическая помощь по оптимизации межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста