Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:47, монография
В данной работе описаны эмпирические методы исследования по проблеме межличностного взаимодействия старших дошкольников и программа по оптимизации межличностного взаимодействия старших дошкольников
- культура общения. На этих занятиях детям рассказывали о нормах и правилах, которыми необходимо следовать при общении с окружающими.
- настроение и эмоции. Цель данного блока была научить детей внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.
- мир взаимоотношений. На данных занятиях пытались сформировать у детей умение адекватно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Решали такие проблемные ситуации, как « Зачем человеку чувство стыда?», «почему трудно признать свою вину?», «Когда опасен гнев?», «Можно ли справится со злом?» и др. Учили видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей, раскрывали секреты дружбы.
Второе направление работы состояло
в повышении психолого-педагогической
компетентности воспитателей в вопросах
общения, межличностных взаимоотношений
дошкольников 5—6 летнего возраста и способах
их коррекции. Данное направление было
реализовано в рамках просветительской
работы и представлено психологическими
консультациями и семинарами с элементами
тренинга.
Третье направление предполагало
взаимодействие психолога с родителями
детей 5—6 лет по вопросам общения дошкольников
с окружающими в рамках проведения психологического
консультирования для родителей.
В процессе реализации Программы
неблагоприятные варианты межличностных
отношений детей 5—6 лет со сверстниками
практически исчезли, наметилась позитивная
динамика в поведении дошкольников.
В основу контрольного эксперимента
были положены диагностические методики,
использованные нами на этапе констатирующего
эксперимента.
Результаты повторной диагностики
экспериментальной группы по методике
«Два домика» представлены на Рисунке
2.
Рис. 2 Результаты повторной диагностики по методике «Два домика» в экспериментальной группе.
Можно наблюдать, что в экспериментальной группе старших дошкольников произошли изменения практически в каждой зоне. Увеличилось количество подростков в зоне социометрических звёзд (с 4% до 12,5%) и зоне предпочитаемых (с 50% до 54%). В зоне принятых (пренебрегаемых) количество детей уменьшилось (с 38% до 33,5%), а в зоне отвергаемых не осталось не одного человека.
Результаты повторного наблюдения, полученные нами в ходе эксперимента с использованием методики «Шкала оценки параметров и показателей», отражены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты наблюдения
по шкале оценки параметров и показателей
Оценка критерия |
Доля оценок в % |
Инициативность: отсутствует слабая средняя высокая |
16 21 34 29 |
Чувствительность к воздействиям сверстника: отсутствует слабая средняя высокая |
4 21 42 33 |
Преобладающий эмоциональный фон: негативный нейтрально-деловой позитивный |
3 38 46 |
Таким образом, результаты повторного наблюдения наглядно демонстрируют то, что в экспериментальной группе преобладает средний и высокий уровень инициативности. Это говорит о нормальном уровне развития потребности в общении. Чувствительность к воздействиям сверстников находится на среднем и высоком уровне. А также мы видим, что в данной группе преобладает положительный эмоциональный фон, что свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстникам.
Наблюдая за характером взаимодействия детей в группе мы увидели, что дошкольники стали более активны, они владеют организаторскими способностями, умеют привлечь сверстников к деятельности, координируют процесс реализации замысла игры в соответствии с мнением партнеров по игре, умеют конструктивными способами уладить конфликтные ситуации, осуществляют контроль за собственными действиями и речевыми реакциями и действиями сверстников.
В общении дети доброжелательны к сверстникам, учитывают мнение остальных, в спорных ситуациях пытаются найти компромиссное решение, умеют обратиться к другому с предложениями, просьбой, вопросом, привлечь к себе сверстника, прямо адресовав свое обращение.
Таким образом, результаты диагностики показали, что программа по оптимизации межличностного взаимодействия старших дошкольников, реализуемая в МБДОУ д/с №2 эффективна и имеет практическую ценность для воспитателей и педагогов-психологов детских садов.
Список литературы: