Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:49, контрольная работа

Описание работы

Юрист не будет высоким профессионалом, если он обладает только одними знаниями, но не развит как личность в общем и профессиональном отношении. В настоящее время по мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал юридическую профессию. Высоких результатов в юридической профессии могут добиться только люди, которые обладают соответствующей психологией.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3

Основная часть ………………………………………………………………. 5

Список использованных источников ……………………………………… 13

Файлы: 1 файл

контрольная работа по юрпсихологии.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)
 

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический институт

Кафедра деликтологии и криминологии 
 
 

Контрольная работа 

Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа 
 

Студент                    Ю-52               ___________                 Ю.В.Кудрявцева    

                                           номер группы                 подпись, дата                              инициалы, фамилия 

Преподаватель                                  __________                  _______________

                                                              подпись, дата                              инициалы, фамилия 
 

Красноярск 2012 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  ……………………………………………………………………… 3

Основная  часть ………………………………………………………………. 5

Список  использованных источников ……………………………………… 13 
 

Введение

     Юрист не будет высоким профессионалом, если он обладает только одними знаниями, но не развит как личность в общем и профессиональном отношении. В настоящее время по мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал юридическую профессию. Высоких результатов в юридической профессии могут добиться только люди, которые обладают соответствующей психологией. Юристы должны отличаться высокой общей культурой, а также потребностями в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, должны уважать права и свободы человека и гражданина и правильно пользоваться своими знаниями.

     Компоненты, отражающие готовность личности к профессиональной деятельности в правоприменительной  системе, включают в себя:

     1) мотивационные компоненты, которые  представляют собой стремление  человека стать юристом и грамотно  выполнять свои должностные обязанности,  а также стремление к достижению  профессиональных успехов и т.д.;

     2) познавательные компоненты, которые  представляют собой понятия о  различных сторонах юридической  деятельности и о ее психологических особенностях и др.;

     3) эмоциональные компоненты, которые  представляют собой уверенность  человека в своих силах, способность  преодолевать различные препятствия,  которые возникают в ходе реализации  юридической деятельности, а также  чувство удовлетворения в процессе  достижения справедливости; 4) волевые  компоненты, которые представляют собой концентрацию индивида на выполнении своих профессиональных задач.1

     Важные  профессиональные качества следователей, судей, прокуроров характеризуются прежде всего их мировоззрением, которое способствует выработке каждым юристом четкого понимания большой социальной значимости своей профессии. В человеке, который выбрал профессию юриста, необходимо воспитывать чувство долга и справедливости, честности, объективности, стремление принимать деятельное участие в жизни общества, проявляя при этом общественно важную инициативу. Поэтому каждый человек, выполняющий правоохранительную деятельность, должен сознательно совершенствовать свои личностные качества и анализировать их состояние применительно к юридической профессии.

     Профессиональная  ориентация представляет собой совокупность знаний особенностей выбранной человеком  профессии, а также профессионально  необходимых и противопоказанных  для нее качеств индивида и свойств личности специалиста.

     Этапом  профессионально-ориентационной работы является профессиональная пропаганда, на стадии которой должны использоваться все формы, например лекции, беседы и т.д.2 
 
 
 

     Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из следующих последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессионального  воспитания, обучения и усовершенствования. Кратко остановимся на характеристике этих этапов.

     Профориентация  — это знание особенностей профессии  юриста, а также профессионально  необходимых и противопоказанных  для нее качеств и свойств  личности специалиста. Умело поставленная работа по профессиональной ориентации школьников приводит к тому, что  молодежь начинает свое обучение в  вузе с интересом к своему будущему труду, с пониманием его общественной значимости, что является важной предпосылкой к будущей высокой активности специалиста. В профориентационной работе с молодежью должны использоваться все формы: лекции, беседы, экскурсии, встречи с ведущими юристами и т. п. Существенную роль может сыграть профессиональная консультация абитуриента прокурором, следователем, судьей.3

     Профессиональный  отбор предполагает целенаправленную деятельность вузов, органов прокуратуры  и МВД по отбору абитуриентов и  распределению студентов по специализации  на основе и с учетом необходимых  и противопоказанных для определенной юридической профессии качеств  и свойств личности. На завершающем  этапе профотбора с абитуриентами  рекомендуется проводить собеседование, в процессе которого анализируются  и оцениваются различные стороны  личности абитуриента и оказывается  помощь в правильном выборе специальности.4

     Одной из важных задач органов прокуратуры, юстиции и вузов является координация своих действий по отбору абитуриентов, а также организация их обучения и воспитания.

     Потребность в самовоспитании входит в общую структуру отношений личности к окружающему миру, людям, к себе, своей деятельности и является одним из внутренних мотивов, побуждающих человека к высоконравственному поведению. Стремление к знаниям, к трудовой и общественной деятельности побуждает человека к дальнейшему совершенствованию своих способностей, к активным действиям во имя долга как осознанной необходимости выполнения своих обязанностей перед обществом, коллективом, самим собой.

     Велика  и ответственна в процессе обучения и воспитания роль юридического вуза, который должен в ходе отбора абитуриента его задатки развить в систему качеств, навыков и умений, необходимых личности будущего следователя или прокурора. Качество профессиональной подготовки юристов в большей степени определяет эффективность деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, поэтому организация системы подготовки кадров нуждаемся в самом пристальном внимании и постоянном совершенствовании.5

     Готовность  личности молодого человека к профессиональной деятельности в правоприменительной  системе, будучи целостным личностным образованием, включает в себя мотивационные, познавательные, эмоциональные и  волевые компоненты.

     Так, мотивы отражают стремление молодого человека стать следователем, адвокатом, нотариусом или прокурором и потребность  успешно выполнять свои должностные  обязанности по раскрытию преступлений, всестороннему и полному расследованию  уголовных дел, исследованию причин преступности и их квалифицированной  профилактики. В этой же сфере находится  стремление будущего специалиста к  достижению профессиональных успехов, желание показать себя как специалиста  с наилучшей стороны.

     К познавательным аспектам относится  понимание абитуриентом стоящих  перед ним в будущем задач  в сфере профессиональной деятельности, ясное представление о различных  сторонах этой деятельности и ее психологических  особенностях, представление о профессиональных ситуациях (например, следственных ситуациях), способность видеть себя в будущем  в качестве специалиста, разрешающего эти ситуации.

     Эмоциональной стороной готовности является чувство  личной ответственности будущего молодого специалиста за результаты деятельности в сфере борьбы с преступностью, а также уверенность в своих  силах и способности преодолеть многие объективные и субъективные преграды, которые могут возникнуть в процессе достижения профессиональных целей. Важны также чувства удовлетворения в процессе достижения торжества  закона над беззаконием, социальной справедливости и т. д.

     Наконец, волевые компоненты отражают сосредоточенность  человека на выполнении профессиональной задачи, на достижении гармонии между  требованиями профессии и своей  личностью.6

     Психология  личности юриста обусловлена теми требованиями, которые предъявляют к ней  юридические профессии, а также  социальными ожиданиями, которые  возникают в обществе к людям, стоящим на страже закона и порядка. Соответствовать социальным ожиданиям  способна личность с нравственными  ценностями, установкой на справедливость решений, профессиональной компетентностью, развитыми интеллектуальными качествами и устойчивостью к противоречивым условиям труда.7

     Основными особенностями профессиональной деятельности юриста являются:

     - правовая регламентация (нормативность)  профессионального поведения, принимаемых решений работников правоохранительных органов, юридических служб и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности;

     - властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов;

     - экстремальный характер правоохранительной деятельности многих юристов;

     - нестандартный, творческий характер  труда юриста;

     - процессуальная самостоятельность,  персональная (для многих —повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.8

     Правовая  регламентация (нормативность) профессионального  поведения. Правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур разного должностного положения, довольно четко регламентирована. Отступление от своих служебных обязанностей, нарушение юристом должностных полномочий рассматривается как нарушение закона, свидетельствует прежде всего о низком уровне его профессиональной компетентности. Данное обстоятельство формирует стремление строго придерживаться правовых норм, воздействующее на поведение, направленность личности. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на правосознание. Все это определяет высокий уровень социализации личности, особенно сотрудников правоохранительных органов, их ответственности перед обществом, нормативности поведения.9

     Властный, обязательный характер профессиональных полномочий. Использование юристом, работающим в правоохранительных органах, своих властных служебных полномочий нередко затрагивает интересы граждан, юридических лиц, организаций. Поэтому предоставление должностным лицам правоохранительных органов соответствующих полномочий предполагает разумное их использование с учетом характера содеянного виновным, сложившейся ситуации, личности субъекта, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера. Принятие решений в ситуациях конфликтного характера с властных полномочий требует от юриста не только глубоких профессиональных знаний, высокого уровня профессиональной компетентности, но и особых личностных качеств, развитого интеллекта, аналитического склада ума, способности прогнозировать последствия своих решений, эмоциональной уравновешенности, уважительного отношения к людям.

     Экстремальный характер правоохранительной деятельности. Профессиональная деятельность юристов носит напряженный, ответственный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц. Нередко нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, различных заболеваний. Поэтому юристы должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа