Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2012 в 17:07, реферат

Описание работы

После 1917 г. в нашей стране заботу о детях с нарушениями в развитии взяло на себя государство. Стали открываться специальные учреждения для данной категории детей. Одним из основоположников коррекционной педагогики является Л. С. Выготский.
В наше время созданы специальные дошкольные учреждения и коррекционные школы, где, кроме обучения, проводятся еще и лечебно-оздоровительные мероприятия.
В данной работе будут рассмотрены психолого-педагогической диагностики детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в частности детский церебральный паралич.

Содержание работы

1. Введение ............................................................................................. 2
2. Степени тяжести двигательных нарушений .................................... 3
2. 1. Задержка психического развития ................................................. 4
2. 2. Детский церебральный паралич .................................................... 5
2. 3. Дифференциальная диагностика при ДЦП .................................. 9
2. 4. Обследование детей ....................................................................... 11
3. Заключение ........................................................................................ 15
4. Список используемой литературы .................................................. 17

Файлы: 1 файл

— 126.00 Кб (Скачать файл)

- подражательная деятельность (может быть исследована у детей, способных к захвату и манипулированию с предметами), в процессе которой выявляются способность ребенка подражать способам действий с предметами, осмысленность подражательных действий;

- самостоятельная деятельность (оценивается понимание на 
значения предметов-игрушек, адекватность производимых с ними 
действий, настойчивость в достижении результатов, способность 
обращаться за помощью и использовать ее).

Сопоставляя результаты психолого-педагогического исследования детей первых лет жизни, страдающих церебральным параличом с клиническими особенностями заболевания, к 3 — 4 годам можно выделить прогностически благоприятные и неблагоприятные признаки развития познавательной деятельности. К прогностически благоприятным признакам относятся: достаточно отчетливая динамика в развитии двигательных, речевых, сенсорных функций; способность ребенка накапливать опыт путем самостоятельных действий и действий, совместных со взрослыми; использовать его в доступных по двигательным возможностям практических и игровых действиях; активность и избирательность внимания, целенаправленность и произвольность деятельности; наличие познавательного интереса; стремление к самостоятельным действиям; настойчивость в овладении доступными двигательными и речевыми навыками.

Как прогностически неблагоприятные могут рассматриваться  следующие признаки психического развития: количественное накопление сведений об окружающем и не способность использовать эти сведения при самостоятельных действиях; наличие общей психической вялости или повышенной возбудимости; некритичность; отсутствие качественного улучшения возможности познания (не только к 3 — 4 годам, но и по достижении школьного возраста), несмотря на способность детей с улучшением двигательных 
возможностей адаптироваться к окружающей обстановке и овладеть бытовыми навыками.

При обследовании детей  старше 3 — 4 лет наряду с наблюдением используются другие экспериментально-психологические методики, направленные на выявление нарушений в формировании восприятия, пространственных и временных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического Мышления. Эти методики описаны в работах по психодиагностике нарушенного развития (С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева и др.). Для подбора методических приемов и правильной интерпретации результатов специалист должен хорошо знать и учитывать клинические особенности детей и структуру речевых и интеллектуальных нарушений при разных формах церебрального паралича.

У детей со спастической формой детского церебрального паралича вербальное мышление развивается достаточно удовлетворительно, а наглядно-образное мышление недостаточно выражено. Дополнительно нарушаются пространственные и временные представления. Дети с этой формой ДЦП способны к абстрагированию и обобщению. Они могут выделять сюжетную линию в рассказе, складывать правильно последовательные картинки, однако наглядно-действенное мышление у них нарушено. Из-за этого они с трудом рисуют, плохо ориентируются в пространстве.

Задания, требующие пространственных представлений, достаточно трудны для  детей со спастической диплегией  при ДЦП. Дети не могут точно скопировать  предмет, его форму, им трудно соединить  точки на листе бумаги или перерисовать направление стрелок. Иногда они изображают их в зеркальном изображении. Детям достаточно трудно усвоить правильную схему тела.

Из-за нарушения функций  лобных отделов головного мозга  дети плохо планируют свои действия при выполнении различных заданий. Все эти нарушения интеллектуальной деятельности характерны для задержки психического развития детей со спастической дип-легией как одной из форм детского церебрального паралича.

При гиперкинетической  форме ДЦП наблюдаются нарушения  интеллекта разной степени выраженности. У этих детей ведущими нарушениями являются речевые и слухоречевые расстройства. Дети с гиперкине-тичской формой ДЦП имеют задержку психического развития, которая характеризуется нарушением и неравномерностью развития некоторых психических функций. Речь и вербальное мышление этих детей развиты недостаточно из-за дизартрии; бывают дополнительно осложнены тугоухостью. Пространственные функции и наглядно-образное мышление относительно сохранны.

При оценке умственного  развития детей с гиперкинетической  формой ДЦП могут возникнуть определенные трудности, т. к. у таких детей имеются сложные дефекты слуха, что обуславливает вторичную задержку психического развития. Критерием, по которому можно предполагать у таких детей относительно сохранный интеллект, можно считать наличие достаточно дифференцированных эмоций. Такие дети рано начинают узнавать родных и адекватно реагируют на появление посторонних людей. Свои желания они проявляют криком, подражают другим людям, следят за мимикой окружающих, им доступно понимание простых инструкций.

При недостаточном вербальном мышлении наглядно-образное развито  удовлетворительно. Дети успешно справляются  с заданиями по наглядным инструкциям, а при ответах на вопросы или  при уяснении рассказанного текста испытывают значительные трудности.

Задания на пространственную ориентацию, т. е. конструирование, рисование, детьми выполняются нормально даже при наличии у них насильственных движений.

Иногда у этих детей  ошибочно можно диагностировать  олигофрению в связи с дефектами  слуха, при которых присутствует вторичная задержка психического развития.

 

 

При ранней и правильной лечебно-коррекционной работе у  детей школьного возраста проявления задержки психического развития успешно  компенсируются, если при этом учитываются  имеющиеся дефекты слуха.

В зависимости от преобладающего дефекта, такие дети могут обучаться в разных типах коррекционных школ. Если у ребенка более выражены дефекты слуха, то он проходит обучение в специальных школах для глухих и слабослышащих детей, в которых существуют специальные классы для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Если же двигательные нарушения выражены наиболее сильно, а слух при этом снижен нерезко, ребенок обучается в школе-интернате для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих церебральным параличом, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков. При планировании обследования школьников с церебральным параличом особую важность приобретает обследование навыков чтения, письма, счета и учет выявленных нарушений при выработке программы коррекционной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Заключение

 

В настоящее время  за рубежом, где широко применяются  тесты для обследования детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями моторики, все более широко используют адаптированные варианты стандартизированных шкал, в которых экспериментатор сам действует с тестовым материалом, а испытуемый дает ответ устно, указательным жестом или кивком. Этот подход плодотворен и в тех случаях, когда необходимо обследовать ребенка с двигательными нарушениями и сниженным слухом. Проводя обследование больного, который может сам действовать с тестовым материалом, но имеет выраженные нарушения речи и слуха, желательно инструкции и ответы для выбора предъявить ему напечатанными на карточках, а в исследование включить задания, не требующие речевой активности.

Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка или подростка с церебральным параличом имеет некоторые особенности. В этих документах необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции и навыков самообслуживания, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных целесообразно придерживаться такой схемы.

1. Нарушения двигательной  сферы: удерживает вертикальное положение (сидя, стоя); передвигается (в коляске, с костылями, с опорой на трость, 
самостоятельно в пределах помещения, самостоятельно на значительные расстояния); ведущая рука (правая, левая); развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; не ограничена); участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания (функция отсутствует; выполняет поддерживающую роль принимает участие в выполнении простых двигательных актов принимает участие в выполнении сложных двигательных актов).

2. Уровень развития навыков самообслуживания: навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесывание волос (не владеет; частично владеет; полностью владеет); самообслуживание в одевании и раздевании:

а) раздевание (не владеет; частично владеет; полностью владеет);

б) одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам, кроме застегивания пуговиц и шнуровки обуви; одевается полностью); самообслуживание при приеме пищи (сам не ест; сам ест твердую пищу — хлеб, пряник; сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами).

Нарушения зрения (близорукость, аномалии рефракции, косоглазие, нистагм, ограничение взора вверх, ограничение полей зрения).

Нарушения слуха (степени  снижения слуха).

Данные о нарушениях зрения и слуха специалист может получить из медицинской документации.

5. Степень разборчивости речи: из-за грубых нарушений звукопроизношения непонятна окружающим; понятна только близким людям; разборчивость речи несколько снижена; дефекты звукопроизношения не мешают пониманию речи 
ребенка.

При организации лечебно-педагогических мероприятий необходимо участие  не только педагогов, но и врачей. При  наличии у детей с ДЦП множественных  дефектов, в том числе двигательных, речевых, интеллектуальных и так  далее, у них ослабляется желание  к любому виду деятельности. При этом они нередко теряют интерес к учебе или игре, становятся безынициативными и неуверенными в себе. Поэтому важным и необходимым моментом при коррекционной работе является формирование у таких детей желания к деятельности и развитие при этом познавательных интересов. На занятиях необходимо добиваться того, чтобы ребенок получал от заданий и упражнений удовольствие и удовлетворение. Родителям и педагогам нужно чаще поощрять ребенка и таким образом развивать у него уверенность в своих силах. Необходимо также по мере возможности привлекать ребенка к выполнению каких-то несложных поручений и участию в общественно полезном труде вместе с другими детьми.

Из-за повышенной физической и интеллектуальной утомляемости детям  с нарушениями опорно-двигательного аппарата обязательно нужно соблюдать режим дня, который предусматривает смену отдыха и трудовой и учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Список используемой литературы

 

1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. — Киев, 2001 г.

 

2. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — М., 1977.

 

3. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — Киев, 1987.

 

4. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001.

 

5.  Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001. - С. 104-161.

 

6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 2001г.

 


Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата