МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Омский государственный педагогический
университет»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра социальной педагогики
и социальной работы
Психолого-педагогическое
взаимодействие
классного руководителя
с родителями
Реферат по психолого-педагогическому
взаимодействию
участников образовательного
процесса
Выполнила: студентка
группы 2 ПиСП (3,5)
заочной формы обучения,
профиль Психология
и социальная педагогика,
3,5 года обучения
Нуждина Наталья Викторовна
Проверил: к.п.н., доцент
Аксютина Зульфия Абдулловна
Омск, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………………….….3
1. Основы педагогического взаимодействия с
родителями школьника ...4
2. Основные функции
деятельности классного руководителя
и способы его общения с родителями……………………………………………………...7
3. Содержание, формы
и методы работы классного руководителя
с родителями……………………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК...…………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
От того, как сложатся отношения педагогов
и родителей, зависит очень многое в судьбе
школьника. Взаимодействие с родителями
- совершенно особый вид педагогической
деятельности, требующий специальных
психологических знаний, такта, терпимости.
Сегодня детей приводят в школу современные
родители с новой психологией. Они почувствовали
свои права и часто даже пытаются руководить
учителями, навязывая им собственные позиции
и мнения. Изменилась и внутренняя позиция
педагогов. Они уже не считают возможным
так однозначно, как было раньше, предъявлять
требования родителям от лица общества.
К тому же не будем забывать о бедственном
положении учителя. Эмоционально напряженная
ежедневная работа, требующая высокой
квалификации, и низкая оплата, полное
отсутствие социального престижа. Все
это, естественно, не повышает авторитет
у родителей.
И родители, и педагоги каждый по-своему
участвуют в воспитании. У каждого есть
свои преимущества в видении ребенка и
способах воздействия на него. Педагог
имеет возможность наблюдать его в общении
с товарищами, учителями, в процессе учения,
т.е. в тех ситуациях, которые большей частью
недоступны наблюдению родителей, поэтому
они, очевидно, и не имеют полного знания
о развитии своего чада. Но учитель не
знает о жизни ребенка в семье, не видит
его в общении с близкими и с самим собой,
и у него также нет целостной картины развития.
Учителя и родители как партнеры в воспитании
дополняют друг друга. Их союз на благо
ребенка дает возможность выявить сильные
стороны каждого и скорректировать свои
ошибки.
Целью данной работы является изучение
взаимодействия классного руководителя
с родителями. Основные задачи: проанализировать литературу
по данной теме, описать основы взаимодействия
классного руководителя с родителями.
Определить функции, методы и основные формы
работы классного руководителя с родителями.
1. Основы педагогического взаимодействия с
родителями школьника
Важным звеном в построении
воспитательной работы является взаимодействие
педагога с родителями школьника. Семья – это общественный
институт, где происходит социализация
ребенка, где усваиваются общечеловеческие
нормы, ценности в процессе взаимоотношений
с другими людьми, формируются первые
устойчивые впечатления об окружающем
мире. Семья не только закладывает основы
формирования личности, но и обеспечивает
важнейшие условия ее развития.
Школа как общественный
институт не может заменить семью, решить
многие социально-экономические и материальные
проблемы, она призвана поднимать воспитательный
потенциал, авторитет семьи посредством
организации продуктивных взаимоотношений
с родителями своих учащихся. Основа взаимодействия
«семья–школа» определяется следующими
направлениями: повышение педагогического
уровня знаний родителей в период всего
обучения детей в школе, консультирование
родителей по вопросам воспитания психологами
школы, согласование воспитательных педагогических
действий педагогов и родителей, организация
социально-педагогической помощи семье,
совместная выработка наиболее адекватных
направлений совершенствования воспитания
подрастающего поколения.
Сотрудничество школы
и семьи начинается с изучения условий
и микроклимата семейного воспитания,
индивидуальных особенностей детей и
родителей. Изучение семьи позволяет педагогу
ближе познакомиться с учеником, понять
стиль жизни семьи, ее уклад, традиции,
духовные ценности, воспитательные возможности.
Изучение семьи - это деликатное дело,
требующее от педагога уважения ко всем
членам семьи, искренности, желания оказать
помощь [1,с.26].
Для успешного взаимодействия
школы и семьи в воспитании нужно, чтобы
родители умели анализировать деятельность
и поведение своих детей, их воспитанность.
А для этого необходимо:
- разработать содержание
и методику педагогического просвещения
родителей с учетом подготовленности
их к нравственному воспитанию;
- пробудить у родителей,
как воспитателей, интерес к процессу
самообразования в области специальных
педагогических и психологических знаний.
- совершенствовать
взаимоотношения родителей с
детьми и классным руководителем,
расширять сферу их совместной
деятельности и общения [4,с.82].
Взаимодействие семьи и школы должно строиться
на следующих идеях:
1. Следует отказаться
от традиционного подхода в работе с родителями.
2. Семья должна стать
активным участником педагогического
процесса, преобразований, происходящих
в школе.
3. Ведущим принципом
в отношениях между школой
и родителями должно стать
согласие, взаимоотношение, сотрудничество
в интересах развития и становления
личности.
4. Основой сотрудничества
должно быть педагогическое мировоззрение,
доминанта которого - гуманистический
взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей
его развития.
5. Главное направление
в сотрудничестве - развитие сущностных
сил ребенка, его задатков, способностей,
интересов, отношений.
6. Учитель должен овладеть
диагностикой воспитательных отношений
в семье, используя полученные результаты
в осуществлении индивидуально-личностного
подхода к детям, в определении помощи
родителям, предупреждении их ошибок.
Семья должна рассматриваться
школой как один из наиболее значимых
факторов, активно влияющих на становление
личности с первых дней жизни человека. Такая позиция школы
тесно связана с определением и точным
знанием воспитательного потенциала семьи,
с изучением истории жизни ученика как
субъекта семейных воспитательных отношений.
От этого зависит также понимание ученика
как индивидуальности и личности, что
позволяет выбрать адекватно его особенностям
пути и средства воспитания.
Повышение воспитательного
потенциала семьи, педагогической культуры
родителей возможно при условии положительно
направленного взаимодействия семьи и
школы. Такое взаимодействие предполагает
равноправные позиции педагогов и родителей
в воспитании, развитии личности ребёнка.
Более эффективным
будет взаимодействие, в котором каждая
из сторон является и объектом, и субъектом
одновременно. Полноценное взаимодействие
основывается на таких критериях, как
доброжелательность, такт, уважение, вера,
оптимизм, откровенность. Определённую
роль играют взаимозависимость и взаимопонимание,
поскольку успех одного из субъектов взаимодействия
обусловлены усилиями, действиями другого.
Доверие
– главная цель в педагогическом общении
с родителями. Его можно достичь с помощью
определенных методических приемов. Прежде
всего педагог должен «транслировать»
родителям положительный образ ребенка.
Повседневное общение в семье часто лишает
возможности замечать какие-то стороны
личности или не дает им проявиться. Педагог
видит ребенка в разнообразных ситуациях
учебной и другой деятельности, в среде
сверстников и может предоставить родителям
эту информацию. Кроме того, важно, чтобы
родители увидели позитивное отношение
педагога к их ребенку, и могли быть уверены
в том, что педагог действует именно в
интересах ребенка. Важен диалог между
родителями и педагогом, обмен мнениями,
поиск совместных решений, общие усилия,
необходимые для развития ребенка.
Школа и семья – естественные союзники,
два основных фактора в воспитании учащихся.
Объединить их усилия – значит во многом
решить проблему воспитания подрастающего
поколения.
2. Основные функции
деятельности классного руководителя
и способы его общения с родителями
Воспитательная работа школы
не может строиться без учета того, что
индивидуальность ребенка формируется
в семье.
Основа взаимодействия классного
руководителя и семьи состоит в том, что
обе стороны заинтересованы в изучении
ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших
качеств и свойств.
Работа с родителями – неотъемлемая
часть системы работы классного руководителя.
По своему статусу классный руководитель
в школе – основной субъект воспитательной
работы с родителями учащихся. Он вырабатывает
основную стратегию и тактику взаимодействия
школы и семьи в воспитании личности школьника;
будучи специалистом в области педагогики
и психологии, помогает родителям в разрешении
противоречий семейного воспитания, в
корректировке воспитательных воздействий
окружающей социальной среды. Классный
руководитель должен выступать в роли
советчика, консультанта-специалиста,
непосредственного представителя учебно-воспитательного
процесса, осуществляемого школой.
Л.И. Маленкова согласно воспитательной
позиции во взаимодействии школы и семьи,
выделяет следующие функции классного
руководителя:
1) ознакомление родителей
с содержанием и методикой
учебно-воспитательного процесса, организуемого
школой;
2) психолого-педагогическое
просвещение родителей;
3) вовлечение родителей
в совместную с детьми деятельность;
4) корректировка воспитания
в семьях отдельных учащихся;
5) взаимодействие с общественными
организациями родителей [7, с.27].
Ознакомление родителей с содержанием
и методикой учебно-воспитательного процесса,
организуемого школой, обусловлено необходимостью
выработки единых требований, общих принципов,
определения цели и задач воспитания.
Классный руководитель должен знакомить
родителей с собственной жизненной и педагогической
позицией, с целью, задачами и программой
своей будущей деятельности, с планом
воспитательной работы, со спецификой,
задачами и проблемами предстоящего года.
Психолого-педагогическое просвещение
родителей. Р.М. Капралова выделяет требования,
которые должны обеспечит высокую эффективность психолого-педагогического просвещения:
1. Вооружение родителей знанием
научных основ теории воспитания.
2. Психолого-педагогическое
просвещение должно носить опережающий,
предупредительный характер.
3. Психолого-педагогическое
просвещение должно рассматриваться только
как функция всего педагогического коллектива
школы: в соответствии с программой, с
учетом подготовленности и желания учителя
или другого работника школы в конце учебного
года распределяются темы для подготовки
к чтению лекций.
4. Психолого-педагогическое
просвещение должно рассматриваться как
обязательное и принимать форму всеобуча
родителей.
5. Психолого-педагогическое
просвещение должно сочетать теоретическую
подготовку родителей с практической
направленностью всех занятий, нацеленностью
всех форм и методов работы на раскрытие
диалектики воспитания, т.е. на обучение
родителей методам активного воздействия
на психику ребенка.
6. Каждое занятие должно сопровождаться
ярким, убедительно раскрытым с психологической
и педагогической точки зрения показом
методов, средств и приемов воспитания
в той или иной семье, имеющей устойчивые
положительные воспитательные результаты
[3, с.68-71].
Вовлечение родителей в совместную
с детьми деятельность. Данная функция
мотивируется задачами расширения воспитывающей
внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений
учителей, родителей и детей в ходе этой
деятельности.
Еще одна функция работы школы
и классного руководителя с родителями
– это корректировка воспитания в семьях
отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической
помощи учащимся (одаренным, проявляющим
интерес к каким-либо формам внеурочной
деятельности и т.д.). Другое направление
заботы классного руководителя – это
оказание родителям психолого-педагогической
помощи в решении трудных проблем семейного
воспитания.
Последняя функция работы школы
с родителями – это взаимодействие с общественными
организациями родителей: родительскими
комитетами школы и класса, школьными
Советами, Советами по месту жительства
и т.д. В их компетенцию входит:
– помощь школе и классам в
проведении воспитательной работы с учащимися;
– коллегиальное решение отдельных
вопросов жизни школы;
– связь с административными
и правоохранительными органами;
– участие в работе с родителями
учащихся (проведение родительских собраний,
конференций; оказание материальной помощи
и правовое воздействие на родителей)
[7, с.31-32].
Таким образом, можно сказать,
что данные функции способствуют созданию
нормальной воспитывающей среды для организации
школьного воспитательного процесса.
Что касается основных
способов общения родителей и классных
руководителей, то Ф.П.Черноусова выделяет
следующие способы взаимодействия:
организация родительских конференций,
собраний, индивидуальных встреч родителей
и учителей;
организация работы телефонной
линии, по которой родители могут связаться
с учителем или получить консультацию
по поводу домашнего задания и способов
его выполнения;