Психолого-педагогическое взаимодействие классного руководителя с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:17, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение взаимодействия классного руководителя с родителями. Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, описать основы взаимодействия классного руководителя с родителями. Определить функции, методы и основные формы работы классного руководителя с родителями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………………….….3
1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника ...4
2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями……………………………………………………...7
3. Содержание, формы и методы работы классного руководителя с родителями……………………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...…………………………………….16

Файлы: 1 файл

псих-пед взаимод.docx

— 40.89 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

 

Психолого-педагогическое взаимодействие

классного руководителя с родителями

 

Реферат по психолого-педагогическому взаимодействию

участников образовательного процесса

 

Выполнила: студентка

группы 2 ПиСП (3,5)

заочной формы обучения,

профиль Психология

и социальная педагогика,

3,5 года обучения

Нуждина Наталья Викторовна

Проверил: к.п.н., доцент

Аксютина Зульфия Абдулловна

 

 

 

 

Омск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………………….….3

1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника ...4

2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями……………………………………………………...7

3. Содержание, формы и методы работы классного руководителя с родителями……………………………………………………………………...11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...…………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

От того, как сложатся отношения педагогов и родителей, зависит очень многое в судьбе школьника. Взаимодействие с родителями - совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.

Сегодня детей приводят в школу современные родители с новой психологией. Они почувствовали свои права и часто даже пытаются руководить учителями, навязывая им собственные позиции и мнения. Изменилась и внутренняя позиция педагогов. Они уже не считают возможным так однозначно, как было раньше, предъявлять требования родителям от лица общества. К тому же не будем забывать о бедственном положении учителя. Эмоционально напряженная ежедневная работа, требующая высокой квалификации, и низкая оплата, полное отсутствие социального престижа. Все это, естественно, не повышает авторитет у родителей.

И родители, и педагоги каждый по-своему участвуют в воспитании. У каждого есть свои преимущества в видении ребенка и способах воздействия на него. Педагог имеет возможность наблюдать его в общении с товарищами, учителями, в процессе учения, т.е. в тех ситуациях, которые большей частью недоступны наблюдению родителей, поэтому они, очевидно, и не имеют полного знания о развитии своего чада. Но учитель не знает о жизни ребенка в семье, не видит его в общении с близкими и с самим собой, и у него также нет целостной картины развития. Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать свои ошибки.

Целью данной работы является изучение взаимодействия классного руководителя с родителями. Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, описать основы взаимодействия классного руководителя с родителями. Определить функции, методы и основные формы работы классного руководителя с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития.

          Школа как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих учащихся. Основа взаимодействия  «семья–школа»  определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

      Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь [1,с.26].

            Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. А для этого необходимо:

- разработать содержание  и методику педагогического просвещения  родителей с учетом подготовленности  их к нравственному воспитанию; 
- пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний.

- совершенствовать  взаимоотношения родителей с  детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной  деятельности и общения [4,с.82].     
       Взаимодействие семьи и школы должно строиться на следующих идеях:  
1. Следует отказаться от традиционного подхода в работе с родителями.  
2. Семья должна стать активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе. 

3. Ведущим принципом  в отношениях между школой  и родителями должно стать  согласие, взаимоотношение, сотрудничество  в интересах развития и становления  личности. 

4. Основой сотрудничества  должно быть педагогическое мировоззрение, доминанта которого - гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.

5. Главное направление  в сотрудничестве - развитие сущностных  сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений. 
6. Учитель должен овладеть диагностикой воспитательных отношений в семье, используя полученные результаты в осуществлении индивидуально-личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок. 

            Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека. Такая позиция школы тесно связана с определением и точным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ученика как субъекта семейных воспитательных отношений. От этого зависит также понимание ученика как индивидуальности и личности, что позволяет выбрать адекватно его особенностям пути и средства воспитания. 
            Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.

  Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.  
           Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребенка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.

            Школа и семья – естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия – значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения.

 

2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.

Л.И. Маленкова согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи, выделяет следующие функции классного руководителя:

1) ознакомление родителей  с содержанием и методикой  учебно-воспитательного процесса, организуемого  школой;

2) психолого-педагогическое просвещение родителей;

3) вовлечение родителей  в совместную с детьми деятельность;

4) корректировка воспитания  в семьях отдельных учащихся;

5) взаимодействие с общественными  организациями родителей [7, с.27].

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания. Классный руководитель должен знакомить родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года.

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Р.М. Капралова выделяет требования, которые должны обеспечит высокую эффективность психолого-педагогического просвещения:

1. Вооружение родителей знанием научных основ теории воспитания.

2. Психолого-педагогическое просвещение должно носить опережающий, предупредительный характер.

3. Психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться только как функция всего педагогического коллектива школы: в соответствии с программой, с учетом подготовленности и желания учителя или другого работника школы в конце учебного года распределяются темы для подготовки к чтению лекций.

4. Психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться как обязательное и принимать форму всеобуча родителей.

5. Психолого-педагогическое просвещение должно сочетать теоретическую подготовку родителей с практической направленностью всех занятий, нацеленностью всех форм и методов работы на раскрытие диалектики воспитания, т.е. на обучение родителей методам активного воздействия на психику ребенка.

6. Каждое занятие должно сопровождаться ярким, убедительно раскрытым с психологической и педагогической точки зрения показом методов, средств и приемов воспитания в той или иной семье, имеющей устойчивые положительные воспитательные результаты [3, с.68-71].

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Данная функция мотивируется задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.

Еще одна функция работы школы и классного руководителя с родителями – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.). Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.

Последняя функция работы школы с родителями – это взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию входит:

– помощь школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;

– коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;

– связь с административными и правоохранительными органами;

– участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей) [7, с.31-32].

Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.

    Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то Ф.П.Черноусова выделяет следующие способы взаимодействия:

  • организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;

  • организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;

Информация о работе Психолого-педагогическое взаимодействие классного руководителя с родителями