Психолого-педагогическое взаимодействие классного руководителя с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:17, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение взаимодействия классного руководителя с родителями. Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, описать основы взаимодействия классного руководителя с родителями. Определить функции, методы и основные формы работы классного руководителя с родителями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………………….….3
1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника ...4
2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями……………………………………………………...7
3. Содержание, формы и методы работы классного руководителя с родителями……………………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...…………………………………….16

Файлы: 1 файл

псих-пед взаимод.docx

— 40.89 Кб (Скачать файл)
  • использование средств телекоммуникации и регулярной почты;

  • разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;

  • создание родительского клуба или центра в школе;

  • проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей (праздники и т.д.)

  • уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности родителей [11, с.81].

    Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.

 

 

 

 

 

 

3. Содержание, формы и методы работы классного руководителя с родителями

          Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

          Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного  взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании.

Перечислим наиболее распространённые коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива [5, с.117]. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека [12, с.202-203]. Ф.П. Черноусова замечает, что при проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:

1. Родительское собрание  должно просвещать родителей, а  не констатировать ошибки и  неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания должна  учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить  как теоретический, так и практический  характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4. Собрание не должно  заниматься обсуждением и осуждением  личностей учащихся [11, с.71].

 Каждое родительское собрание должно быть тематическим и поучительным. Тематика собраний может включать наиболее злободневные вопросы обучения и воспитания школьников. Например, о воспитании у детей сознательного отношения к учению можно провести собрание на темы: «Как помочь детям хорошо учиться», «Организация учебного труда школьника дома». На собрании обсуждаются вопросы здоровья детей, их рационального питания, организации труда и отдыха [9, с.403].

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные  особенности  младших подростков», «Что такое самовоспитание?», «Ребенок и природа» и т.д.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Диспут–размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включиться в обсуждение проблемы.

Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Вместе они вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Классный руководитель и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. Классный руководитель проводит групповые консультации, лекции, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения [4, 145-148].

Университет педагогических знаний – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д. [8, с.86].

Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни. Проводятся различные конференции, специальные встречи, размышления-консультации для того, чтобы привлечь родителей к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя [4, 150-156].

           Вступая на путь взаимодействия с родителями, педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, то он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни.

           Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней.

           Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми.

          Для детей результатом взаимодействия становится лучшее отношение к школе, к учёбе, развитие учебных знаний и умений, успешное социальное положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Взаимоотношения семьи и педагога важны на всех этапах школьной жизни ученика. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Результатом взаимодействия родителей и педагогов должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», согласие и сотрудничество в образовательно-воспитательном процессе в интересах детей. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.

Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и школа могут достичь желаемых результатов. Ведь и у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 кл. новые собрания. – М.: ВАКО, 2005. – 254 с.

2. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. Вып. 1/ под ред. Е.Н.Степанова. – М.: Сфера, 2005. – 139 с.

3. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980. – 190 с.

4. Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие/Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 280 с.

5. Лизинский В.М. Журнал «Классный руководитель» № 6. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.

6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Уч. пособие. – М.: Пед. общ-во России, 2002. – 480 с.

7. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – 304 с.

8. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.

9. Степаненков Н.К.Педагогика: Учебн.пособие. – М.: изд.Скакун В.М., 1998. – 448 с.

10. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.

11. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.

12. Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

 


Информация о работе Психолого-педагогическое взаимодействие классного руководителя с родителями