использование средств телекоммуникации
и регулярной почты;
разработка домашних заданий,
в ходе выполнения которых дети должны
обсудить с родителями то, что происходит
в школе, или подготовить совместно с ними
исследовательский проект;
создание родительского клуба
или центра в школе;
проведение неформальных встреч
родителей, детей, и учителей (праздники
и т.д.)
уважительное общение с учетом
культурной, религиозной и этнической
принадлежности родителей [11, с.81].
Таким образом, можно сказать,
что в основе работы классного руководителя
с семьей должны быть действия и мероприятия,
направленные на укрепление и повышение
авторитета родителей. Должно быть доверие
к воспитательным возможностям родителей,
повышение уровня их педагогической культуры
и активности в воспитании. Психологически
родители готовы поддержать все требования,
дела и начинания школы. Даже те родители,
которые не имеют педагогической подготовки
и высокого образования, с глубоким пониманием
и ответственностью относятся к воспитанию
детей. От согласованности действий школы
и семьи зависит эффективность процесса
воспитания ребенка. Школа обязана помочь
родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения
и консультирования – организуя при школе
родительские университеты, лектории,
конференции, семинары, объединения родителей.
3. Содержание, формы
и методы работы классного руководителя
с родителями
Целесообразно сочетание коллективных,
групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается
в организации активного воспитательного
взаимодействия, направленного на всестороннее
развитие подрастающего поколения. В основе
этого взаимодействия – постоянное внимание
школы к развитию ребенка, своевременные
и педагогически обоснованные конкретные
рекомендации учителей, изучение особенностей
и возможностей каждой семьи, оказание
практической помощи семье при затруднениях
в воспитании.
Перечислим наиболее распространённые
коллективные формы взаимодействия педагогов
и родителей.
Родительское собрание – основная
форма работы родителей, где обсуждаются
проблемы жизни классного и родительского
коллектива [5, с.117]. Родительское собрание
должно созидать духовную поддержку так,
чтобы родители поверили в реальность
успехов своих детей, носить характер
раздумий о воспитательном процессе становления
и развития личности человека [12, с.202-203].
Ф.П. Черноусова замечает, что при проведении
родительского собрания, необходимо соблюдать
следующее:
1. Родительское собрание
должно просвещать родителей, а
не констатировать ошибки и
неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания должна
учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить
как теоретический, так и практический
характер: разбор ситуаций, тренинги,
дискуссии и т.д.
4. Собрание не должно
заниматься обсуждением и осуждением
личностей учащихся [11, с.71].
Каждое родительское собрание
должно быть тематическим и поучительным.
Тематика собраний может включать наиболее
злободневные вопросы обучения и воспитания
школьников. Например, о воспитании у детей
сознательного отношения к учению можно
провести собрание на темы: «Как помочь
детям хорошо учиться», «Организация учебного
труда школьника дома». На собрании обсуждаются
вопросы здоровья детей, их рационального
питания, организации труда и отдыха [9,
с.403].
Родительский лекторий знакомит
родителей с вопросами воспитания, повышает
их педагогическую культуру, помогает
вырабатывать единые подходы к воспитанию
детей. Тематика лекций должна быть разнообразной,
интересной и актуальной для родителей,
например: «Возрастные особенности младших
подростков», «Что такое самовоспитание?»,
«Ребенок и природа» и т.д.
Вечер вопросов и ответов проводится
после опроса родителей или составления
по группам проблемных вопросов, возникающих
в воспитании детей и взаимоотношениях
с ними.
Диспут–размышление по проблемам
воспитания – одна из интересных для родителей
форм повышения педагогической культуры.
Проходит в непринуждённой обстановке
и позволяет всем включиться в обсуждение
проблемы.
Встреча с администрацией, учителями
класса должна проводиться ежегодно. Педагоги
знакомят родителей со своими требованиями,
выслушивают их пожелания.
Особо важной формой является
взаимодействие педагогов с родительским
комитетом. Вместе они вырабатывают способы
реализации тех идей и решений, которые
приняты собранием. Классный руководитель
и родительский комитет пытаются сформировать
советы дел для организации работы с учетом
возможностей и интересов родителей. Классный
руководитель проводит групповые консультации,
лекции, практические занятия для родителей,
привлекая учителей, специалистов, например
по оказанию помощи детям в овладении
навыками мыслительной деятельности,
быстрого чтения [4, 145-148].
Университет педагогических
знаний – это форма психолого-педагогического просвещения
родителей. Он вооружает их необходимыми
знаниями, основами педагогической культуры,
знакомит с актуальными вопросами воспитания
с учетом возраста и запросов родителей,
способствует установлению контактов
родителей с общественностью, семьи со
школой, а также взаимодействию родителей
и учителей в воспитательной работе. Программа
университета составляется педагогом
с учетом контингента учащихся класса
и их родителей. Формы организации занятий
в университете педагогических знаний
достаточно разнообразны: лекции, беседы,
практикумы, конференции для родителей
и т.д. [8, с.86].
Групповые занятия могут носить
исследовательский характер. Также групповые
занятия могут быть связанны с обучением
родителей занятиям и умениям организации
деятельности кружков для детей, клубных
форм работы в выходные дни. Проводятся
различные конференции, специальные встречи,
размышления-консультации для того, чтобы
привлечь родителей к воспитательной
работе в классе, повысить роль в воспитании
ребенка.
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают
индивидуальные формы. К ним относят беседы,
задушевные разговоры, консультацию-размышление,
выполнение индивидуальных поручений,
совместный поиск решения проблемы, переписку.
Индивидуальная работа с родителями требует
от педагога гораздо больше усилий и изобретательности,
но и эффективность её значительно выше.
Именно в индивидуальном общении родители
усваивают требования, предъявляемые
школой к учащимся, и становятся союзниками
классного руководителя [4, 150-156].
Вступая на путь взаимодействия с родителями,
педагоги начинают глубже осмысливать
свою профессию как сферу предоставления
различных образовательных услуг. Если
учитель хочет, чтобы родители были довольны
школой, в которой учится их ребенок, то
он будет учитывать их мнение при построении
учебно-воспитательного процесса. Навыки,
получаемые в работе с родителями, могут
распространяться и на взаимодействие
с учащимися, способствуя демократизации
и гуманизации школьной жизни.
Положительным результатом сотрудничества
для педагогов становится повышение уважения
со стороны родителей и общества в целом,
повышение авторитета в глазах детей,
родителей и школьной администрации, большая
удовлетворённость своей работой, более
творческий подход к ней.
Для родителей результатом взаимодействия становится
лучшее знание детей и школьных программ,
уверенность в том, что при обучении учитываются
их мнения и пожелания, ощущение своей
значимости в школе, укрепление семьи
и улучшение общения с детьми.
Для детей результатом взаимодействия становится
лучшее отношение к школе, к учёбе, развитие
учебных знаний и умений, успешное социальное
положение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Естественно, и школа,
и семья стремятся к достижению полноценного
взаимодействия. Но нередки ещё случаи
проявления со стороны педагогов бестактности,
нетерпимости, доминирования, непонимания
в общении с детьми и их родителями. В свою
очередь многие родители не совсем чётко
осознают свою гражданскую и личную ответственность
за развитие, воспитание и обучение своих
детей. Взаимоотношения семьи и педагога
важны на всех этапах школьной жизни ученика. От согласованности действий
школы и семьи зависит эффективность процесса
воспитания ребенка. Результатом взаимодействия
родителей и педагогов должно стать наиболее
полное осуществление воспитательного
потенциала семьи, расширение ее возможностей
как воспитывающей среды, предупреждение
возможных ошибок в «родительской педагогике»,
согласие и сотрудничество в образовательно-воспитательном
процессе в интересах детей. Школа обязана помочь родителям,
став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования
– организуя при школе родительские университеты,
лектории, конференции, семинары, объединения
родителей.
Только совместными усилиями,
дополняя и поддерживая, друг друга, семья
и школа могут достичь желаемых результатов.
Ведь и у родителей, и у педагогов цель
одна – благо детей, их полноценное и гармоничное
развитие.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дереклеева Н.И. Справочник классного
руководителя 5-11 кл. новые собрания. –
М.: ВАКО, 2005. – 254 с.
2. Калейдоскоп родительских собраний:
метод. разработки. Вып. 1/ под ред. Е.Н.Степанова.
– М.: Сфера, 2005. – 139 с.
3. Капралова Р.М. Работа классного руководителя
с родителями. – М.: Просвещение, 1980. –
190 с.
4. Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие/Под
ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС, 1999. – 280 с.
5. Лизинский В.М. Журнал «Классный руководитель»
№ 6. – М.: Центр «Педагогический поиск»,
2007.
6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.
Уч. пособие. – М.: Пед. общ-во России, 2002.
– 480 с.
7. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети:
метод. пособие для воспитателей, классных
руководителей. – М.: Пед. общ-во России,
2000. – 304 с.
8. Методика воспитательной работы/Под
ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский
центр «Академия», 2004. – 144 с.
9. Степаненков Н.К.Педагогика: Учебн.пособие.
– М.: изд.Скакун В.М., 1998. – 448 с.
10. Стефановская Т.А. Классный руководитель:
Функции и основные направления деятельности.
– М.: Издательский центр «Академия», 2006.
– 192 с.
11. Черноусова Ф.П. Направления, содержание,
формы и методы воспитательной работы
классного руководителя на диагностической
основе. – М.: Центр «Педагогический поиск»,
2004. – 160 с.
12. Щуркова Н.Е. Классное руководство.
– М.: Педагогическое общество России,
2000. – 256 с.