Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 00:59, реферат

Описание работы

Всё чаще и чаще можно наблюдать различные отклонения в психическом развитии детей. В настоящеевремяособенноактуальнойстановитсядиагностикаотдельныхнарушений, препятствующиховладениюопределеннымизнаниями и умениями, психическомуразвитиюребенка в целом. Проблема психического развития – одна из наиболее сложных и, по сути, постоянно актуальных в философии и социологии, биологии и педагогике. В психологии же она выступает как кардинальная. Личность человека – сложнейший социокультурный феномен.

Содержание работы

Введение 2
Основные закономерности видов психического развития 3
Особенности психического развития ребёнка в условиях дизонтогенеза 5
Проявление дизонтогенеза 6
Закономрености психического развития в дизонтогенезе 7
Заключение

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

Министерствообразования и науки РоссийскойФедерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 

Факультет психологии, социологии и социальных отношений

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Нарушениепсихическогоразвитияребенка»

на тему «Психомоторноеразвитиедетей в условияхдизонтогенеза»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2015

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                               2

Основные закономерности видов психического развития                              3

Особенности психического развития ребёнка в условиях дизонтогенеза     5

Проявление дизонтогенеза                                                                                 6

Закономрености психического развития в дизонтогенезе                              7

Заключение                                                                                                         10 
Введение

Всё чаще и чаще можно наблюдать различные отклонения в психическом развитии детей. В настоящеевремяособенноактуальнойстановитсядиагностикаотдельныхнарушений, препятствующиховладениюопределеннымизнаниями и умениями, психическомуразвитиюребенка в целом. Проблема психического развития – одна из наиболее сложных и, по сути, постоянно актуальных в философии и социологии, биологии и педагогике. В психологии же она выступает как кардинальная. Личность человека – сложнейший социокультурный феномен. Она постоянно развивается под влиянием многих социально-психологических факторов. В психологии под формированием личности обычно понимается совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида с целью внедрения в его сознание системы определенных социальных ценностей, воспитания социально-психологических качеств и определенного склада мышления. Однако понятие «формирование личности» не исчерпывается этим содержанием. Оно подразумевает также процесс образования особого типа отношений под влиянием различных социальных воздействий внутри целостной личности. Сегодня в психологии существует достаточное количество концептуальных подходов к психологии развития. А. Г. Асмолов (1998), анализируя теоретические концепции психического развития человека

 

1.Основные закономерности  видов психического развития

Изучение основных закономерностей психического развития аномального ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, В. В. Лебединский, Б. С. Братусь, Т. А. Власова, В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов, Л. О. Бадалян, В. В. Ковалев, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, Э. Хейсермана и др.) доказывает, что развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и нормального. При этом анализ отклонений в развитии ярко подтверждает диалектический принцип единства общего, особенного и единичного, показывает, что аномальное развитие имеет особенности, характерные в той или иной мере для всех детей с отклонениями в развитии, что отличает их от своих нормальных сверстников.

Каждый вид аномального развития имеет свои, обусловленные тем или иным конкретным видом дефекта, весьма сложные специфические особенности, отличающие одну категорию аномальных детей от другой. К этим особенностям, по мнению Т. А. Власовой (1972), относится недостаточное развитие психических процессов: различные по характеру и глубине отклонения в умственной деятельности, недостатки или своеобразие двигательной сферы, речевого развития и другие, что приводит к нарушению в том или ином виде средств общения этих детей, познания ими окружающего мира, к обеднению их социального опыта, что порождает трудности в социальной и трудовой адаптации.

Знание общих закономерностей и специфических особенностей психического развития ребенка в условиях того или иного дефекта является одним из кардинальных вопросов, определяющих коррекционно-компенсаторный процесс обучения и воспитания каждой категории аномальных детей.

Сложный процесс развития личности обусловлен единством биологических и социальных факторов. Это единство, как писал Л. С. Выготский, является сложным, дифференцированным, динамическим и изменчивым как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития ребенка. Поэтому для правильного понимания процесса психического развития ребенка важно определить роль и значение каждого из факторов.

Любой психический процесс в своем развитии несет в себе как наследственные предпосылки, так и влияние среды. Для развития ребенка среда выступает не только как условие, но и как источник его развития, считает Л. С. Выготский.

Для развития психики человека характерно неодновременное и неравномерное формирование различных психических функций. Как указывал Л. С. Выготский, каждая психическая функция имеет в процессе своего формирования оптимальный период развития. Так, в раннем детстве главенствующими в развитии сознания являются функции восприятия и речи, в дошкольном возрасте доминирующее положение занимают память, внимание, воображение, чуть позже – мышление. Психическое развитие включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями. Нарушение развития в каком-либо одном возрастном этапе с неизбежностью будет влиять на последующие этапы развития.

Сложная динамическая структура психического развития аномального развития ребенка подчинена той же закономерной иерархии возникновения психических процессов, которая характеризуется теми же особенностями по отношению к возрастным этапам и теми же оптимальными периодами их развития, что и при нормальном ходе психического развития. Процесс развития имеет ту характерную особенность, что на каждом возрастном этапе происходят не только количественные изменения, но возникают новые свойства и качества личности.

Особенности психофизического развития аномального ребенка выступают лишь на фоне общих закономерностей детского развития, и наличие тех или иных специфических особенностей или отклонений развития подчеркивает, прежде всего, что в каком-то звене единой цепи общих закономерностей психофизического развития произошло нарушение. Это нарушение ведет за собой изменение всего хода развития аномального ребенка.

 

2.Особенности психического  развития ребёнка в условиях  дизонтогенеза

Описывая особенности психического развития детей в условиях дизонтогенеза, мы уже останавливались на роли биологических и социальных факторов в возникновении отклоняющегося развития. Напомним, что среди биологических факторов дизонтогенеза значительное место занимают, так называемые пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала, внутриутробные нарушения, патологии родов, инфекции, интоксикации и травмы. Большое значение имеет время повреждения. Объем поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Особенностью детского возраста является, с одной стороны, незрелость, а с другой – большая, чем у взрослых, тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта (Т. Трамер, 1949; Г. Е. Сухарева, 1955). Поэтому при поражениях, локализованных в определенных центрах и проводящих путях, длительное время может не наблюдаться выпадения определенных функций. Компенсация идет за счет сохранности других систем мозга. Большое значение имеет и интенсивность повреждения мозга. При органических повреждениях мозга в детском возрасте наряду с повреждением одних систем наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной.

 

3. Проявление дизонтогенеза

Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по степени выраженности и в принципе обратимых, связан и с влиянием неблагоприятных социальных факторов. И чем раньше сложились для ребенка неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития. К социально обусловленным видам непатологических отклонений развития относится так называемая микросоциально-педагогическая запущенность, под которой понимается задержка интеллектуального и в определенной мере – эмоционального развития, обусловленная культурной депривацией – неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится патохарактерологическое формирование личности – аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания, возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции и так далее (В. В. Ковалев, А. Е. Личко и другие).

Знание общепсихологических закономерностей развития в онтогенезе, понимание сущности модально неспецифических и модально специфических закономерностей отклоняющегося развития помогает определить, что именно и в каком направлении развивается в психике ребенка. Исследование закономерностей в развитии личностной сферы, по мнению ряда исследователей, является чрезвычайно сложной задачей, так как личностные изменения «возникают не прямо под влиянием нарушения какой-то конкретной функции», а опосредованно, «в процессе включения человека в систему общественных отношений» (В. М. Сорокин, 2003). Тот или иной дефект затрудняет встраивание ребенка в эту систему, изменяет характер самих отношений. Таким образом, патобиологический фактор не является единственной причиной дисгармонизации социальных отношений человека и общества. Однако проблема поиска закономерностей состоит не только в том, чтобы заявить об их наличии или отсутствии, а в том, чтобы предупредить их появление.

 

4.Закономрености психического развития в дизонтогенезе

В современном представлении закономерности психического развития в дизонтогенезе представлены следующими видами (см. рис. 9).

Рис. 9. Закономерности нарушенного развития

К числу основных закономерностей психического развития исследователи в области современной специальной психологии (В. М. Сорокин, В. Л. Кокоренко, 2003) относят следующие:

·      Общие, т. е. присутствующие как при нормальном, так и при аномальном развитии.

·      Модально неспецифические, типичные для всех вариантов отклоняющегося развития, выделяемые при любых формах аномального развития.

·      Модально специфические, т. е. такие закономерности, которые характеризуют конкретный вариант отклоняющегося развития и этими признаками позволяют отличать варианты дизонтогенеза друг от друга. Этот тип закономерностей изучается в рамках отдельных отраслей специальной психологии.

·      Последняя группа закономерностей связана с установлением зависимостей характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора (например, от степени и времени потери слуха, длительности эмоциональной депривации и пр.). Их можно было бы назвать индивидуальными, так как, на наш взгляд, именно такая специфика нередко определяет основные проявления отклоняющегося развития и динамику последующего развития ребенка.

Исходя из этого, модельно специфические и модально неспецифические закономерности представляют собой не что иное, как своеобразное проявление общих законов развития. То есть указанные особенности есть закономерная реакция процесса развития на факт неблагоприятных условий, в рамках которых разворачивается этот процесс.

Наиболее исследуемыми, на сегодняшний день являются модально специфические закономерности, и это естественно, синтез наступает только после анализа. Выделив частные проявления, наука может прийти к обобщению. Таковыми модально неспецифическими закономерностями отклоняющегося развития являются:

·      замедление скорости приема и переработки информации, свойственное для всех вариантов дизонтогенеза;

·      снижение уровня познавательной активности, что дополнительно замедляет познавательное развитие ребенка и вызывает ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем мире;

·      различные депривационные симптомы, еще более замедляющие и искажающие развития;

·      разнообразные формы речевых нарушений, что сказывается на формировании высших психических функция и часто обуславливает коммуникативные трудности ребенка;

·      диспропорции между вербальной и образной сферами психики;

·      нарушения общего моторного и психомоторного развития, что вызывает трудности формирования умений и навыков и влияет на формирование ведущих видов деятельности;

·      недостаточность пространственных представлений;

·      деформация социальной ситуации развития и возникающие в связи с этим эмоционально-личностные проблемы развития, поведенческие проблемы и дезадаптация.

Указанные проявления, по мнению исследователей, можно наблюдать в той или иной степени во всех вариантах отклоняющегося развития. Совершенно справедливой является выраженность всех перечисленных выше особенностей и относительно задержки психического развития.

При этом каждый вид аномального развития имеет свои, обусловленные тем или иным конкретным видом дефекта, весьма сложные специфические особенности, отличающие одну категорию «аномальных» детей от другой. К таким особенностям, по мнению Т. А. Власовой (1972), относится, в частности, недостаточное развитие психических процессов у детей с различными формами недоразвития: различные по характеру и глубине отклонения в умственной деятельности, недостатки или своеобразие двигательной сферы, речевого развития и другие, что приводит к нарушению в том или ином виде средств общения этих детей, познания ими окружающего мира, к обеднению их социального опыта, что порождает трудности в социальной и трудовой адаптации.

 

Заключение

Знание общих закономерностей и специфических особенностей психического развития ребенка в условиях того или иного дефекта является одним из кардинальных вопросов, определяющих коррекционно-компенсаторный процесс обучения и воспитания каждой категории «аномальных» детей.

Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые «возрастные» симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития. В. В. Ковалев (1979) дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности следующим образом: 1) соматовегетативный (0–3 года); 2) психомоторный (4–10 лет); 3) аффективный (7–12 лет); 4) эмоционально-идеаторный (12–16 лет).

Информация о работе Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза