Психосоциальная характеристика женщин - жертв насилия: технологии преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Теоретико-методологический и эмпирический анализ личностных характеристик женщин – жертв насилия.
Задачи исследования:
1. Изучить научные социально-психологические источники посвященные изучению насилия над женщинами внутри семьи. Изучить социально-психологическую литературу, посвященную методам исследования личностных качеств женщин – жертв насилия.
2. Изучить подходы к классификации насилия, раскрыть понятие насилия, изучить историю развития исследовательских работ по данной теме.
3. Представить методики исследования женщин - жертв насилия внутри семьи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования женщин жертв насилия.
1.1. Понятие, виды, история исследования женщин жертв насилия…………..6
1.2. Методики исследования психологических особенностей женщин, жертв домашнего насилия………………………………………………………19
Глава 2. Эмпирическая характеристика женщин-жертв насилия.
2.1. Эмпирическая характеристика личностных качеств женщин-жертв насилия…………………………………………………………………………...27
2.2 Анализ факторов, влияющих на уровень конфликтности в семье……….36
2.3 Анализ практики социальной работы с женщинами, жертвами насилия..39
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 128.09 Кб (Скачать файл)

Для разрешения конфликтов в семье большинство участников опроса считают необходимым сохранение взаимного уважения и согласия в  семье, улучшение уровня жизни и  предотвращение алкоголизма.

Проблема насилия в  семье отражает дисгармонию и  перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует  о нездоровой социально- нравственной обстановке в нашем обществе. [7]

Одной причин постоянного  возобновления насилия в семье  от поколения к поколению является гендерная тенденция воспитания, когда поведение девочек ограничивается в большей степени, чем мальчиков, им прививается их неполноценность, а мальчикам - превосходство. Девочку  воспитывают физически и психологически беззащитной, прививая второсортность. Ей с детства навязывается комплекс вины не только за свое "недостойное  для девочек поведение", но и  за криминальное поведение мальчиков. Если мальчик ведет себя плохо  в твоем присутствии, значит, ты ему  это позволяешь, отсюда и происходит уверенность, что женщина виновата в том, что ее изнасиловали, и именно поэтому она терпит насилие со стороны партнера годами. [8]

 

 

 

 

1.2. Методики исследования психологических особенностей женщин, жертв домашнего насилия.

 

В психологии существует множество  методик, позволяющих исследовать  те или иные психологические особенности  испытуемых. В частности, к ним  относятся:

1. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. (16 ФЛО –105, форма C)

Это одна из наиболее известных  методик, созданная в рамках объективного подхода к исследованию личности. Опросник представляет собой систему  из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности.

16‑факторный опросник был создан Р. Кеттеллом для диагностики взрослых в самых различных ситуациях. Опросник 16 РF предназначен, в первую очередь, для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных свойств личности, выявить внутриличностные проблемы, найти компенсаторные механизмы для поддержания психического здоровья.

Коэффициент надежности опросника 16 РF, полученный методом расщепления  теста на части, находится в пределах 0,71–0,91. Коэффициент ретестовой надежности (через две недели) – 0,56–0,73. Р. Кеттелл  отмечал высокую валидность опросника.

Методика отражает такие  факторы, как:

– «А» – сфера общительности  в малой группе;

– «В» – степень интеллектуальности;

– «C» – степень выраженности силы «Я», эмоциональная неустойчивость, устойчивость;

– «E» – степень доминантности;

– «F» – степень озабоченности–/беспечности/, возбудимости-невозбудимости;

– «G» – выраженность силы «сверх Я», /нормативность поведения/;

– «Н» – социальная активность в обществе в целом /робость-смелость/;

– «I» – мужественность-женственность /жесткость-мягкость/, сензитивность;

– «L» – внутреннее спокойствие-напряженность /доверчивость-подозрительность/;

– «М» – практичность-мечтательность /ориентация на реальную действительность – уровень развития воображения/;

– «N» – прямолинейность-дипломатичность /безискуственность-хитрость/;

– «O» – спокойная адекватность-чувство  вины /уверенность в себе-тревожность/;

– «Q1» – консерватизм – радикализм;

– «Q2» – рациональная конформность-неконформизм /высокая  самооценка-низкая самооценка/;

– «Q3» – низкий самоконтроль «Я» концепции – высокий самоконтроль;

– «Q4» – низкое рабочее  напряжение – высокое рабочее  напряжение;

2. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (Яхин К.К., Менделевич Д.М.)

Применяется для выявления  и оценки невротических состояний. Испытуемому предлагается оценить  свое текущее состояние по пятибалльной системе: 5 баллов – никогда не было, 4 балла – редко, 3 балла – иногда, 2 балла – часто, 1 балл – постоянно  или всегда. Содержит 68 вопросов, позволяющие  оценить состояние по 6-ти шкалам: Шкала тревоги, шкала невротической  депрессии, шкала астении, шкала  истерического типа реагирования, шкала  обсессивно-фобических нарушений, шкала  вегетативных нарушений.

3. Опросник «Акцент» -2-90 Шмишека-Мюллера.

Личностный опросник, созданный  на основе опросника Шмишека и  предназначен для диагностики личности и определения актуальных проблем  личности на основании психодинамического подхода к акцентуациям. Опросник состоит из 90 вопросов, группируемых в 11 основных шкал, измеряющих одновременно одноимённые направленность личности, акцентуацию, превалирующий тип  реагирования и (в случае значительной выраженности) патологическое развитие личности и соответствующее состояние  декомпенсации. Методика предназначена  для оценки личностных черт и адаптационных  реакций в широком смысле этого  слова, поэтому она может применяться  в работе с людьми подросткового, зрелого и пожилого возраста, в  клинической практике, когда речь идёт о пограничной психопатологии, в психологическом консультировании и педагогической коррекции. Наконец, методика может быть применена в  психотерапии - индивидуальной, групповой  и семейной. При этом имеют значения шкалы находящиеся в разных диагностических  областях,что свидетельствует о  действии дезадаптивных факторах, имеющих место по конкретному блоку сцепленных свойств.

4. Методика PARI.

Методика предназначена  для изучения отношения родителей  к разным сторонам семейной жизни. Авторы - американские психологи Е.Шеффер и  Р.Белл. В нашей стране методика адаптирована Т.В.Нещерет.

В методике выделены 23 аспекта - признака, касающиеся разных сторон отношения  родителей к ребенку и жизни  в семье. Из них 8 признаков описывают  отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Вся  методика состоит из 115 суждений. Методика позволяет оценить специфику  внутрисемейных отношений, особенности  организации семейной жизни. Из различных  аспектов отношений в семье, вычлененных  в методике, нас интересовали:

а) межсупружеские отношения, связанные с моральной, эмоциональной  поддержкой, организацией досуга, созданием  среды для развития личности, собственной  и партнера (в методике шкала 17);

б) семейные конфликты (шкала 7).

Высокие показатели по данным шкалам свидетельствуют о плохой интегрированности семьи, неудовлетворении межсупружескими отношениями, наличии  конфликтности.

5. Методика исследования уровня субъективного контроля.

В нашей стране наибольшее распространение получила методика УСК, предложенная Е.Ф.Бажиным, С.А.Голынкиной и А.М.Эткиндом, представляющая собой  существенно переработанный русскоязычный  вариант шкалы I - E («Шкала интернальности-экстернальности», разработанная Роттером, 1966 г.). Данная шкала имеет ряд очевидных  достоинств и отличается от шкалы Роттера по ряду параметров. Данная методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у обследуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.

В методике выделены следующие  шкалы:

1.Шкала общей интернальности (Ио).

2.Шкала интернальности  в области достижений (Ид).

3.Шкала интернальности  в области неудач (Ин).

4.Шкала интернальности  в семейных отношениях (Ис).

5.Шкала интернальности  в области профессиональной деятельности (Ип).

6.Шкала интернальности  в области межличностных отношений  (Им).

7.Шкала интернальности  в отношении здоровья и болезни  (Из).

В контексте данного исследования нас в большей степени интересуют показатели по 1 и 4 шкалам.

6. Тест описания поведения К. Томаса.

В нашей стране тест адаптирован  Н.В. Гришиной. Методика позволяет изучить  личностную предрасположенность к  конфликтному поведению, определить, какие  способы регулирования конфликтов и проблемных ситуаций характерны для  личности. В основе методики лежит  двухмерная модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями  в которой являются кооперация, связанная  со вниманием человека к интересам  других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Выделяют следующие способы регулирования конфликтов:

- соревнование (конкуренция)  как стремление добиться удовлетворения  своих интересов в ущерб другому;

- приспособление, означающее  в противоположность соперничеству,  принесение в жертву собственных  интересов ради интересов другого;

- компромисс;

- избегание, для которого  характерно как отсутствие стремления  к кооперации, так и отсутствие  тенденции к достижению собственных  целей;

- сотрудничество, когда участники  ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы  обеих сторон.

По мнению исследователей, только в ситуации сотрудничества обе  стороны оказываются в выигрыше.

7. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Методика позволяет оценить, насколько у человека сформировано ощущение одиночества, субъективного  представления о своей ненужности окружающим людям. О высокой степени  одиночества свидетельствуют показатели от 40 до 60 баллов, о средней - от 20 до 40 баллов, о низкой - от 0 до 20 баллов.

8. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана, в модификации В.В. Бойко.

Методика позволяет оценить  степень неудовлетворенности социальными  достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Уровень социальной фрустрированности  оценивается следующим образом: 3,5-4 балла - очень высокий уровень; 3.0-3,4 балла - повышенный уровень фрустрированности; 2,5-2,9 балла - умеренный уровень фрустрированности; 2,0-2,4 - неопределенный уровень фрустрированности; 1,5-1,9 - пониженный уровень фрустрированности; 0,5-1,4 - очень низкий уровень; 0-0,4 - отсутствие фрустрированности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1.

В этой главе мы определили насилие как одну из самых кризисных  проблем российского общества. Такая  ситуация сложилась в виду того, что многие люди, в том числе  и сотудники правоохранительных органов, зачастую просто закрывают  глаза, предпочитая делать вид, что  не замечают проблемы вовсе.

Так же мы определили, что  в своем исследовании мы будем  опираться на определение насилия  над женщинами, данное ООН -  «любой акт насилия, совершённый на основании  полового признака, который причиняет  или может причинить физический, половой или психологический  ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких  актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни».

Так же мы затронули вопрос истории и статистики. Из этого  стало ясно, что проблема уходит корнями в прошлое и уже  глубоко укоренилась в сознании людей, приобретая в современном  обществе огромные масштабы.

В главе были приведены  несколько методик, позволяющих  провести диагностику личностных качеств  женщин и, с помощью корреляционного  анализа, выявить – существует ли взаимосвязь между личностными  качествами самой женщины и степенью конфликтности в семье.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическая характеристика женщин-жертв насилия.

2.1. Эмпирическая  характеристика личностных качеств  женщин-жертв насилия.

Исходя из темы данной работы, была поставлена цель: исследовать  психологические особенности женщин-жертв  супружеского насилия.

Эмпирической базой исследования стала общественная организация  «Рязанский гендерный центр».

При исследовании мы использовали выборку малого объема (15 женщин имеющих  опыт супружеского насилия, которые  обратились в центр).

Проведенная исследовательская  работа позволила изучить, проанализировать и оценить уровень конфликтности  в семьях респондентов, причины насилия  в семье и последствия в  состояниях людей, которые они могут  вызвать.

Результаты, полученные по методике РАRI, свидетельствуют о том, что  только 7% участников исследовательской  работы высоко оценивают интегрированность  своей семьи, удовлетворены эмоциональной  поддержкой в ней, средой для развития личности. Наибольшая часть - 59%, этот показатель определяют как низкий, а 35% - как  средний (рисунок 1). Это позволяет  говорить о том, что обстановка в  семьях однозначно не благополучная.

 

 Рис.1 Диаграмма уровней  оценки межсупружеских отношений

Изучение уровня конфликтности  в семьях (методика РАRI) по оценкам  респондентов показывает, что только 13% из них считают, что данный уровень  низкий. Большинство участников исследования (59%) конфликтность в своих семьях оценивают как среднюю. 28%, а это  практически треть выборки, считают, что она высокая (рисунок 2).

 

Рис. 2. Диаграмма уровней  конфликтности

 

Анализ ответов респондентов, данных ими на вопросы методики «Уровень субъективного контроля», свидетельствует  о том, что абсолютное большинство  из них (82%) имеют средний уровень  общей интернальности, т.е. в целом  принимают на себя ответственность  за происходящее с ними. Ни у кого из участников исследовательской работы не отмечен высокий уровень субъективного  контроля, только у 18% локус контроля соответствует низкому уровню (рисунок 3).

Информация о работе Психосоциальная характеристика женщин - жертв насилия: технологии преодоления