Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:16, курсовая работа
Цель исследования. Теоретико-методологический и эмпирический анализ личностных характеристик женщин – жертв насилия.
Задачи исследования:
1. Изучить научные социально-психологические источники посвященные изучению насилия над женщинами внутри семьи. Изучить социально-психологическую литературу, посвященную методам исследования личностных качеств женщин – жертв насилия.
2. Изучить подходы к классификации насилия, раскрыть понятие насилия, изучить историю развития исследовательских работ по данной теме.
3. Представить методики исследования женщин - жертв насилия внутри семьи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования женщин жертв насилия.
1.1. Понятие, виды, история исследования женщин жертв насилия…………..6
1.2. Методики исследования психологических особенностей женщин, жертв домашнего насилия………………………………………………………19
Глава 2. Эмпирическая характеристика женщин-жертв насилия.
2.1. Эмпирическая характеристика личностных качеств женщин-жертв насилия…………………………………………………………………………...27
2.2 Анализ факторов, влияющих на уровень конфликтности в семье……….36
2.3 Анализ практики социальной работы с женщинами, жертвами насилия..39
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………
Для разрешения конфликтов в семье большинство участников опроса считают необходимым сохранение взаимного уважения и согласия в семье, улучшение уровня жизни и предотвращение алкоголизма.
Проблема насилия в семье отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует о нездоровой социально- нравственной обстановке в нашем обществе. [7]
Одной причин постоянного
возобновления насилия в семье
от поколения к поколению является
гендерная тенденция
1.2. Методики исследования психологических особенностей женщин, жертв домашнего насилия.
В психологии существует множество методик, позволяющих исследовать те или иные психологические особенности испытуемых. В частности, к ним относятся:
1. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. (16 ФЛО –105, форма C)
Это одна из наиболее известных методик, созданная в рамках объективного подхода к исследованию личности. Опросник представляет собой систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности.
16‑факторный опросник был создан Р. Кеттеллом для диагностики взрослых в самых различных ситуациях. Опросник 16 РF предназначен, в первую очередь, для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных свойств личности, выявить внутриличностные проблемы, найти компенсаторные механизмы для поддержания психического здоровья.
Коэффициент надежности опросника 16 РF, полученный методом расщепления теста на части, находится в пределах 0,71–0,91. Коэффициент ретестовой надежности (через две недели) – 0,56–0,73. Р. Кеттелл отмечал высокую валидность опросника.
Методика отражает такие факторы, как:
– «А» – сфера общительности в малой группе;
– «В» – степень
– «C» – степень выраженности силы «Я», эмоциональная неустойчивость, устойчивость;
– «E» – степень доминантности;
– «F» – степень озабоченности–/
– «G» – выраженность силы «сверх Я», /нормативность поведения/;
– «Н» – социальная активность в обществе в целом /робость-смелость/;
– «I» – мужественность-
– «L» – внутреннее спокойствие-напряженность
/доверчивость-
– «М» – практичность-
– «N» – прямолинейность-
– «O» – спокойная адекватность-
– «Q1» – консерватизм – радикализм;
– «Q2» – рациональная конформность-неконформизм /высокая самооценка-низкая самооценка/;
– «Q3» – низкий самоконтроль
«Я» концепции – высокий
– «Q4» – низкое рабочее напряжение – высокое рабочее напряжение;
2. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (Яхин К.К., Менделевич Д.М.)
Применяется для выявления и оценки невротических состояний. Испытуемому предлагается оценить свое текущее состояние по пятибалльной системе: 5 баллов – никогда не было, 4 балла – редко, 3 балла – иногда, 2 балла – часто, 1 балл – постоянно или всегда. Содержит 68 вопросов, позволяющие оценить состояние по 6-ти шкалам: Шкала тревоги, шкала невротической депрессии, шкала астении, шкала истерического типа реагирования, шкала обсессивно-фобических нарушений, шкала вегетативных нарушений.
3. Опросник «Акцент» -2-90 Шмишека-Мюллера.
Личностный опросник, созданный
на основе опросника Шмишека и
предназначен для диагностики личности
и определения актуальных проблем
личности на основании психодинамического
подхода к акцентуациям. Опросник
состоит из 90 вопросов, группируемых
в 11 основных шкал, измеряющих одновременно
одноимённые направленность личности,
акцентуацию, превалирующий тип
реагирования и (в случае значительной
выраженности) патологическое развитие
личности и соответствующее состояние
декомпенсации. Методика предназначена
для оценки личностных черт и адаптационных
реакций в широком смысле этого
слова, поэтому она может применяться
в работе с людьми подросткового,
зрелого и пожилого возраста, в
клинической практике, когда речь
идёт о пограничной психопатологии,
в психологическом
4. Методика PARI.
Методика предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. Авторы - американские психологи Е.Шеффер и Р.Белл. В нашей стране методика адаптирована Т.В.Нещерет.
В методике выделены 23 аспекта - признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Вся методика состоит из 115 суждений. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни. Из различных аспектов отношений в семье, вычлененных в методике, нас интересовали:
а) межсупружеские отношения, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике шкала 17);
б) семейные конфликты (шкала 7).
Высокие показатели по данным шкалам свидетельствуют о плохой интегрированности семьи, неудовлетворении межсупружескими отношениями, наличии конфликтности.
5. Методика исследования уровня субъективного контроля.
В нашей стране наибольшее
распространение получила методика
УСК, предложенная Е.Ф.Бажиным, С.А.Голынкиной
и А.М.Эткиндом, представляющая собой
существенно переработанный русскоязычный
вариант шкалы I - E («Шкала интернальности-
В методике выделены следующие шкалы:
1.Шкала общей интернальности (Ио).
2.Шкала интернальности в области достижений (Ид).
3.Шкала интернальности в области неудач (Ин).
4.Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).
5.Шкала интернальности
в области профессиональной
6.Шкала интернальности
в области межличностных
7.Шкала интернальности
в отношении здоровья и
В контексте данного исследования
нас в большей степени
6. Тест описания поведения К. Томаса.
В нашей стране тест адаптирован
Н.В. Гришиной. Методика позволяет изучить
личностную предрасположенность к
конфликтному поведению, определить, какие
способы регулирования
- соревнование (конкуренция)
как стремление добиться
- приспособление, означающее
в противоположность
- компромисс;
- избегание, для которого
характерно как отсутствие
- сотрудничество, когда участники
ситуации приходят к
По мнению исследователей,
только в ситуации сотрудничества обе
стороны оказываются в
7. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
Методика позволяет оценить,
насколько у человека сформировано
ощущение одиночества, субъективного
представления о своей
8. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана, в модификации В.В. Бойко.
Методика позволяет оценить
степень неудовлетворенности
Выводы по главе 1.
В этой главе мы определили насилие как одну из самых кризисных проблем российского общества. Такая ситуация сложилась в виду того, что многие люди, в том числе и сотудники правоохранительных органов, зачастую просто закрывают глаза, предпочитая делать вид, что не замечают проблемы вовсе.
Так же мы определили, что
в своем исследовании мы будем
опираться на определение насилия
над женщинами, данное ООН - «любой
акт насилия, совершённый на основании
полового признака, который причиняет
или может причинить
Так же мы затронули вопрос истории и статистики. Из этого стало ясно, что проблема уходит корнями в прошлое и уже глубоко укоренилась в сознании людей, приобретая в современном обществе огромные масштабы.
В главе были приведены несколько методик, позволяющих провести диагностику личностных качеств женщин и, с помощью корреляционного анализа, выявить – существует ли взаимосвязь между личностными качествами самой женщины и степенью конфликтности в семье.
Глава 2. Эмпирическая характеристика женщин-жертв насилия.
2.1. Эмпирическая
характеристика личностных
Исходя из темы данной работы,
была поставлена цель: исследовать
психологические особенности
Эмпирической базой
При исследовании мы использовали выборку малого объема (15 женщин имеющих опыт супружеского насилия, которые обратились в центр).
Проведенная исследовательская
работа позволила изучить, проанализировать
и оценить уровень
Результаты, полученные по методике РАRI, свидетельствуют о том, что только 7% участников исследовательской работы высоко оценивают интегрированность своей семьи, удовлетворены эмоциональной поддержкой в ней, средой для развития личности. Наибольшая часть - 59%, этот показатель определяют как низкий, а 35% - как средний (рисунок 1). Это позволяет говорить о том, что обстановка в семьях однозначно не благополучная.
Рис.1 Диаграмма уровней
оценки межсупружеских
Изучение уровня конфликтности в семьях (методика РАRI) по оценкам респондентов показывает, что только 13% из них считают, что данный уровень низкий. Большинство участников исследования (59%) конфликтность в своих семьях оценивают как среднюю. 28%, а это практически треть выборки, считают, что она высокая (рисунок 2).
Рис. 2. Диаграмма уровней конфликтности
Анализ ответов респондентов,
данных ими на вопросы методики «Уровень
субъективного контроля», свидетельствует
о том, что абсолютное большинство
из них (82%) имеют средний уровень
общей интернальности, т.е. в целом
принимают на себя ответственность
за происходящее с ними. Ни у кого
из участников исследовательской работы
не отмечен высокий уровень
Информация о работе Психосоциальная характеристика женщин - жертв насилия: технологии преодоления