Психосоциальная помощь молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 00:13, реферат

Описание работы

В работе показаны виды социальных служб, оказывающих помощь молодежи, рассмотрены основные психолого-ориентированные теории, используемые в психосоциальной работе с молодежью, а также приводятся тесты по теме работы.

Содержание работы

1. Виды социальных служб, оказывающих помощь молодежи……………………………………………………………………………3
2. Основные психолого-ориентированные теории,
используемые в психосоциальной работе с молодежью……………………….8
3. Тесты «Психосоциальная работа с молодежью»…………………………..13
Библиографический список……………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Реферат-психосоц. поддержка молодежи.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Реферат

Психосоциальная поддержка  молодежи

 

Содержание 

 

1. Виды социальных служб,  оказывающих помощь молодежи……………………………………………………………………………3

2. Основные психолого-ориентированные  теории,

используемые в психосоциальной  работе с молодежью……………………….8

3. Тесты  «Психосоциальная работа с молодежью»…………………………..13

 

Библиографический список……………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Виды социальных  служб, оказывающих помощь молодежи

 

Психологи основывают определение  молодежи на ее возрастных психологических  особенностях личности, на выводах З. Фрейда и его учеников. Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становления самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». 1  

Под психосоциальной работой  с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей психологической и социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности – социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.

Согласно  материалам «Сборника нормативных  документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи» существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи: центр социально-психологической помощи молодежи, центр информации для молодежи, центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, консультационный центр для подростков и молодежи, приют для подростков.

Центр социально-психологической  помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, делинквентного и суицидального поведения у данной категории населения. Центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация; и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

Центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профессионально-ориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. Задачи Центра: оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.

В составе  Центра должны входить отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профессиональной подготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт.

Консультационный  центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи Центра:

а) обеспечение  доступности и современности  квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;

б) помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

в) проведение психологического телефонного  консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

г) информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

д) выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре;

Приют для  подростков предназначен для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе. Для достижения этих целей приют:

  1. обеспечивает доступность, своевременность и эффективность помощи несовершеннолетним;
  2. на основе диагностических бесед составляет социально-психологические характеристики личности детей и подростков, поступивших в приют;
  3. обеспечивает квалифицированное и разностороннее (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое) консультирование несовершеннолетнего в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортное;
  4. проводит с проживающими подростками индивидуальные диагностические беседы с целью выявления актуальных для них проблем и степени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации;
  5. предоставляет проживающим подросткам бесплатное питание;
  6. содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальнейшей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, на работе, в учебно-воспитательных учреждениях и т.д.;
  7. привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные организации, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку, а также ходатайствует о принятии мер общественного, административного и материального воздействия по отношению к родителям и другим лицам, ущемляющим и нарушающим права и интересы несовершеннолетних, проявляющим по отношению к ним жестокость, а также различные действия, провоцирующие асоциальное поведение (побеги из дома, из интерната, суицидальные попытки). 2

Молодежные  проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния.

Эффективность и результативность работы с молодежью в различных регионах России во многом зависят от степени внимания к молодежи со стороны руководства или умения руководителей социальных служб найти взаимопонимание с представителями местной администрации.

Социальная и психологическая работа с молодежью осуществляется с помощью системы учреждений социального обслуживания. Она развивалась параллельно с формированием органов по делам молодежи, начиная с 1991-1992 гг. К учреждениям социального обслуживания организаций по делам молодежи можно отнести комплексный центр социального обслуживания молодежи; социально-психологический центр по оказании медико-психологической помощи молодежи; центр профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения, социальную службу для молодежи; социальный центр молодежи; центр социальной поддержки молодежи; центр экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи; молодежный центр планирования семьи; молодежная биржа труда; оздоровительно-образовательное учреждение; молодежный центр; подростково-молодежный клуб; центр по профориентации и трудоустройству молодежи.3

Таким образом, к основным видам социальных служб, оказывающих  помощь молодежи относятся: социальные службы системы органов по делам молодежи (центр социально-психологической помощи молодежи, центр информации для молодежи, центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, консультационный центр для подростков и молодежи, приют для подростков), а также учреждения социального обслуживания организаций по делам молодежи (комплексный центр социального обслуживания молодежи; социально-психологический центр по оказании медико-психологической помощи молодежи; центр профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения; центр экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи; молодежный центр планирования семьи; молодежная биржа труда.

 

 

2. Основные психолого-ориентированные  теории, используемые в психосоциальной  работе с молодежью

 

Психолого-ориентированные  методы лежат в основе психосоциальной работы, где используются такие технологии, как консультирование, арттерапия.

Консультирование –  процедура, часто используемая с  целью ориентации граждан, отдельных  лиц, групп в определении целей  и получении необходимой информации путем советов, указаний на альтернативные формы оказания помощи.

Арттерапия подразумевает  воздействие средствами искусства  и художественной деятельности. Эта  технология особенно распространена в  англоязычных странах и означает чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством путем выражения своего психоэмоционального состояния. Авторство термина принадлежит британскому врачу Г.С. Холлу, употребившему его в 1938 году при описании своих занятий с больными. Позднее термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий с помощью искусства. Никакие задачи перед терапевтами не ставятся, так как считается, что различные виды деятельности отвлекают пациентов от переживаний.

В настоящее время  существует множество видов арттерапии, в частности музыкотерапия, изотерапия, библиотерапия, ландшафттерапия, данстерапия, театротерапия.

Так же можно выделить комплексно-ориентированные теории лежат в основе и структурной  социальной, и психологической работы. При работе с  молодежью чаще всего  используются две группы технологий – социально-педагогические и творческие.

Под социально-педагогическими  технологиями в широком смысле понимаются систематические методы планирования, применения и оценивания всех процессов  обучения и воспитания учащихся путем  использования человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности обучения.

Творческие технологии широко распространены в зарубежной практике социальной работы. В России же обращение к творчеству не только в педагогических и терапевтических  целях, но и в социальных – явление относительно новое. Применяя художественно творческие методы для оказания социально-психологической помощи нуждающимся в ней людям, необходимо выделять и осознавать и осознавать их социальную специфику, то есть следует понимать, что важно не достижение профессиональных успехов на поприще искусства, а  сам процесс созидания, будь он индивидуальным или сотворческим.    

 Некоторые авторы выделяют следующие группы методов:

    1. Формирования сознания личности.

 Методы формирования сознания способствуют выработке гуманистических взглядов и личных убеждений, которыми человек руководствуется в своем поведении.

Направление гуманистической психологии (яркие представители этого направления А.Маслоу, К.Роджерс, Франкл и др.) базируется на уважении к личности человека, будь это ребенок или взрослый, социально-полезный член общества или преступник. В воспитании или в психотерапии необходимо возбудить собственные силы человека для решения его проблем, а не решать за него, не программировать и не дрессировать его на «нужное» поведение. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые не имеют пределов.

Близкое по духу к гуманистической психологии, такое  психологическое направление, как гештальттерапия (Перле), исходит из обусловленности психических расстройств тем, что личность человека не составляет единого целого, т. е. гештальта (неосознаваемые конфликты мешают человеку входить в контакт с некоторыми из своих собственных чувств и мыслей). Цель заключается в установлении связи между всеми аспектами своей личности: физическими ощущениями, собственными мыслями, персонажами сновидений, своих фантазий, а в результате достичь полного осознания собственного «Я», формирования целостной гармоничной личности, обладающей самостоятельностью. Гештальттерапия направлена на разрешение внутренних конфликтов человека и выработку способности сознательно противостоять жизненным трудностям, помогает человеку достичь полного самосознания. Можно эту терапию применять в социальной работе с сексуальными меньшинствами.

Информация о работе Психосоциальная помощь молодежи