Психотипы личности в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Деловое общение как подсистема общения занимает особое место при построении таких отношений между людьми, которые обеспечивают максимальный результат совместной деятельности и максимальное удовлетворение субъектов общения.
Субъектами общения, как было отмечено выше, могут быть как индивидуум, так и группа. Выделено четыре основные ситуации, имеющие различные цели общения: вне взаимодействия субъектов общения; в самом общении; приобщение адресата общения к ценностям и опыту адресанта; приобщение адресанта к ценностям адресата общения .

Файлы: 1 файл

дел коммуникации.docx

— 33.10 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»


 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 по дисциплине  «Деловые коммуникации»

ВАРИАНТ 16

«Психотипы личности в общении»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент  группы № ФОЗиЗО Мзг-1303

Кучин А.А.

Проверил:

Кусакин М.Ю.


 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015г.

 

Деловое общение как подсистема общения занимает особое место при построении таких отношений между людьми, которые обеспечивают максимальный результат совместной деятельности и максимальное удовлетворение субъектов общения.

Субъектами общения, как было отмечено выше, могут быть как индивидуум, так и группа. Выделено четыре основные ситуации, имеющие различные цели общения: вне взаимодействия субъектов общения; в самом общении; приобщение адресата общения к ценностям и опыту адресанта; приобщение адресанта к ценностям адресата общения .

Общение, имеющее цель вне взаимодействии субъектов и служащее способом организации и оптимизации предметной деятельности (научной, производственной, коммерческой) представляет собой деловое общение . Предметом общения в данном случае является дело. В психолого-педагогической литературе выделяются следующие особенности делового общения: основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество; партнеры в деловом общении являются личностями, значимыми друг для друга; субъектов общения отличает взаимопонимание в деловых вопросах.

Джон Рокфеллер считал, что самый лучший и самый дорогой товар при общении для деловой деятельности – это умение общаться и платил за этот “товар” большие деньги.

Умение общаться относится к числу сложнейших и наиболее значимых личностных качеств человека. В процессе делового общения происходит восприятие партнерами друг друга, обмен информацией, их взаимодействие. Деловое общение выступает в совокупности своих трех характеристик: общение как восприятие, коммуникация и взаимодействие. Общение как восприятие характеризуется в психологической литературе как социальная перцепция [4]. Общение определяется при восприятии партнера, при оценке его внешнего вида и поведения. В деловом общении имеет место, как восприятие незнакомых людей, так и ранее знакомых; восприятие незнакомых людей происходит при использовании механизмов межгруппового общения, а при восприятии ранее знакомых действуют механизмы межличностного общения. При межгрупповом общении происходит процесс социальной стереотипизации, при котором образ партнера строится на основе типовой схемы, то есть действует устойчивое представление о явлениях и людях.

Представители различных социальных групп вырабатывают определенные социальные стереотипы. Партнеры по общению отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, установкам, уровню развития. В ряде исследований выделены факторы, действующие при восприятии людей: превосходства (неправильное восприятие при первой встрече); привлекательности, проявляющийся в том, что под влиянием какого-то качества человек переоценивается или недооценивается; отношения к нам, при котором люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше, чем те, кто относится к нам плохо [5]. При первом впечатлении считается необходимым быстро ориентироваться в ситуации. В случае делового общения важно определить групповую (социальную) принадлежность партнера. В процессе делового общения большое значение приобретает объективное понимание партнеров по общению. В соответствии с исследованиями восприятие здесь происходит на другой основе, в силу вступают механизмы восприятия межличностного общения такие как, идентификация, эмпатия, децентрация и рефлексия.

Идентификация, как уподобление себя партнеру представляет самый простой способ восприятия. В этом случае партнеры ставят себя на место друг друга и стараются понять, что бы они делали в этих ситуациях. Эмпатия представляет собой понимание партнера по деловому общению на эмоциональном уровне. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс определял эмпатию как свойство одного партнера проникнуть в духовный мир другого и определить правильность своего понимания. [7] Для восприятия считается важно осознать, как партнеры будут понимать друг друга.

Следует заметить, что разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия в реальной действительности практически невозможно. Это можно сделать только на уровне абстракции, для удобства научного исследования.

Общение как взаимодействие представляет собой содержание общения. Для уяснения содержания своих действий и действий партнера при деловом общении представляется важным восприятие положения партнера. Этот подход к анализу ситуаций делового общения, учитывающий позиции партнеров, изучается с точки зрения трансакционного анализа [8]. По схеме Э. Берна при трансакционном анализе существуют следующие состояния и трансакции:

-При неформальном общении эти состояния получили название Родитель, Взрослый, Ребенок, и все они имеют для человека жизненно важное значение. Эти состояния находят свое выражение и при деловом общении.

-Деловое общение как взаимодействие ориентируется на взаимный контроль и взаимопонимание партнеров по общению. Ориентация на контроль означает стремление субъекта контролировать ситуацию и желание доминировать. Ориентация на понимание предполагает понимание субъектом ситуации и партнеров, стремление избегать конфликтов, осознание их равенства. Эти два вида ориентации при анализе взаимодействия в деловом общении позволяют выделить две совершенно разные закономерности стратегии общения: стратегию “контролера” – подчинение партнера, навязывание своего понимания ситуации; стратегию “понимателя” - адаптация к партнеру и ситуации общения.

 

-Характер делового общения может определяться также открытостью и закрытостью общения, а также их смешанным типом. При открытом типе делового общения наблюдается готовность выяснить точку зрения партнера и прояснить свою собственную позицию; закрытое общение, напротив, означает нежелание открыть свою позицию. Социально-психологические исследования показывают, что максимальная эффективность делового общения достигается при открытом типе общения.

Процесс делового общения получил глубокое освещение в психолого-педагогической литературе и в развернутом виде представляет собой следующие этапы:

1) установление контакта;

2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства);

3) обсуждение проблемы;

4) принятие решения;

5) выход из контакта.

Эффективность полного цикла делового общения обуславливается определением и регуляцией отдельных этапов общения. Всякое общение начинается с контакта. Задачей этого этапа является побуждение партнера к общению, максимальное создание возможностей для дальнейших этапов общения. Контактная фаза служит для демонстрации доброжелательности, открытости для общения – здесь партнеры должны продемонстрировать свои умения как вербального, так и невербального общения (коммуникативные умения). Знание психологии воздействия и взаимодействия партнеров по общению позволяет определить эмоциональное состояние партнеров по деловому общению.

Эффективное  взаимодействие с деловыми партнерами невозможно без знания психологических особенностей делового общения, понимания процесса восприятия собеседниками друг друга, механизмов такого восприятия и возможных искажений представлений о другом человеке. Именно поэтому каждому деловому человеку нужна психологическая компетентность, которая позволит более адекватно воспринимать других, классифицировать их психотипы, прогнозировать действия.

Психотип – это модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Учет психологических характеристик партнеров по общению дает возможность определить стратегию и тактику своего поведения в ходе взаимодействия и таким образом добиться большего результата, увеличить эффективность контакта в рамках делового этикета.

Со времен античности известны различные типологии личности человека. Некоторые из них представляют интерес с точки зрения организации эффективной деловой коммуникации.

Типология темперамента. Темперамент – это характеристика человека с точки зрения темпа, ритма и интенсивности его отдельных психических процессов и состояний. Самым первым учением о темпераменте является теория Гиппократа, который выделил четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

В ХХ веке академик И.П. Павлов первый обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Согласно учению И.П. Павлова, у сангвиника сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; у холерика сильный, подвижный, но неуравновешенный тип нервной системы; у флегматика сильный, уравновешенный, но инертный тип нервной системы; у меланхолика слабый тип нервной системы.

Рассмотрим общие характеристики разных типов темперамента, предлагаемые справочной литературой по психологии.

Сангвиник характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, быстротой движений, разнообразием мимики, быстрым темпом речи. Он общителен, стремится к смене впечатлений, испытывает преимущественно положительные эмоции, сравнительно легко переживает неудачи.

Холерик также отличается высокой психической активностью, энергичностью действий. Его движения резки, стремительны, порывисты. У холерика часто меняется настроение, он вспыльчив, нетерпелив, может эмоционально сорваться и даже быть агрессивным. Эмоциональная неуравновешенность может привести к неспособности контролировать свои чувства в сложных жизненных ситуациях, поэтому ребенок-холерик нуждается в надлежащем воспитании.

Флегматику свойствен низкий уровень психической активности, поэтому он  медлителен, его мимика невыразительна. Ему тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новым обстоятельствам. Настроение у флегматика, как правило, спокойное, ровное, чувства стабильны. Однако при неблагоприятных условиях у него может развиться вялость эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.

Меланхолик также отличается низким уровнем психической активности, замедленностью движений. Он быстро утомляется, эмоционально чувствителен. Глубокие и устойчивые чувства меланхолика (чаще всего отрицательные) внешне слабо выражены. При неблагоприятных условиях у него может развиться болезненная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.

Следует иметь в виду, что «чистый тип» темперамента встречается редко, но в поведении человека четко проявляется та или иная тенденция. Как правило, сангвиник бывает инициатором общения, в кругу незнакомых людей чувствует себя свободно и уверенно. Меланхолик в этих условиях испытывает смущение, неловкость, он теряется в новой обстановке.

Ученые считают, что среди выдающихся личностей есть представители всех темпераментов. По их мнению, Наполеон, Леонардо да Винчи, Герцен были сангвиниками; Петр I, Пушкин, Суворов – холериками; Кутузов, Крылов – флегматиками; Гоголь, Чайковский – меланхоликами.

Психологическая типология личности К. Юнга. Широко известна психологическая типология личности, созданная швейцарским психоаналитиком Карлом Юнгом (1875-1961).

В основе данной типологии – преобладающая направленность личности на внешний (экстраверсия) и внутренний (интроверсия) мир. Разделяя людей на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»), К. Юнг подчеркивает, что речь идет о «фундаментальной противоположности», которая всегда обнаруживается в человеке: «Наблюдая за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. И так как мы все, в известной степени, отклоняемся в ту или иную сторону, то мы <…> всегда склонны понимать все в смысле своего собственного типа».

 По мнению К. Юнга, экстраверсия  характеризуется интересом к  окружающему миру, готовностью воспринимать  внешние события, желанием влиять  на них и оказываться под  их влиянием, потребностью взаимодействовать  с внешним миром. Экстраверт способен  заводить много друзей и знакомых, иногда без особого разбора. У  него сильно развита потребность  и склонность демонстрировать  самого себя. Соответственно, жизненная  философия экстраверта и его  этика имеют, как правило, коллективистское  начало с сильной склонностью  к альтруизму. «Его совесть в  значительной степени зависит  от общественного мнения. Моральные  опасения появляются, главным образом, тогда, когда «другие люди знают». <…> Избегается все, от чего может потускнеть парад оптимизма и позитивизма».

Интроверсия направлена не на объект, а на субъект. Интроверт, по мнению К. Юнга, пасует перед объектом, держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, не любит большого скопления людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Интроверт необщителен, часто выглядит неловким, неуклюжим, зачастую нарочито сдержанным; легко становится недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценности своих чувств и по этой причине может быть завистливым. Интроверт склонен все воспринимать критически, в его картине мира мало розовых красок; в обычных условиях он пессимистичен и обеспокоен. Безопасная гавань для него – его собственный мир, спрятанный от любопытных глаз; лучшее общество – собственная компания. <…> Толпа, большинство взглядов и мнений, общественная молва, общий энтузиазм никогда не убедят его ни в чем, а, скорее, заставят укрыться еще глубже в своей скорлупе».

Итак, у экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и обладает способностью соотносить свои суждения с мнением других. В практике делового общения экстраверт, естественно, активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но его возможности могут быть ограничены объективными факторами деловой ситуации.

Информация о работе Психотипы личности в общении