Пути преодоления профессиональной деформации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 08:31, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о профессиональной деформации личности является очень важным в наше время. Его актуальность объясняется, во-первых, тем, что профессиональная деятельность является одной из ведущих практически для каждого человека, и естественно, накладывает свой отпечаток на его личность. Второй аспект актуальности данной проблемы – недостаточное количество исследований по данному важному вопросу.

Содержание работы

Введение
3
Общее представление о профессиональной деформации личности

4
Стадии и аспекты профессионального выгорания
9
Пути преодоления профессиональной деформации
14

Заключение
18

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по профэтике.docx

— 45.48 Кб (Скачать файл)

ПЕРВАЯ ГРУППА:

 психофизические симптомы

 • Чувство постоянной  усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после  сна (симптом хронической усталости);

 • ощущение эмоционального  и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

 • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

 • частые беспричинные  головные боли; постоянные расстройства  желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

 • полная или частичная  бессонница;

 • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание  спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА:

 социально-психологические  симптомы

 • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный  эмоциональный тонус, чувство подавленности);

 • повышенная раздражительность  на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

 • постоянное переживание  негативных эмоций, для которых  во внешней ситуации причин  нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

 • чувство неосознанного  беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

 • общая негативная  установка на жизненные и профессиональные  перспективы (по типу «как ни  старайся, все равно ничего не  получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА:

 поведенческие симптомы

 • Ощущение, что работа  становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее  и труднее;

 • сотрудник заметно  меняет свой рабочий режим (увеличивает  или сокращает время работы);

 • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома  ее не делает;

 • руководитель затрудняется  в принятии решений;

 • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение  энтузиазма по отношению к  работе, безразличие к результатам;

 • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и людей, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

 Часто встречаются  случаи, когда по молодости, неопытности  и, может быть, наивности, педагог, работающий  с детьми, воспринимает все слишком  эмоционально, отдается делу без  остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами “Я”. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.

Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например, педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг “срывается” в общении с определенным ребенком, возмущаясь его бестактными выходками и грубостью. Но случается – тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание оборачивается безразличием и апатией.

 Выгорание инфекционно  и может быстро распространяться  среди сотрудников. Те, кто подвержен  выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”.

 

3.Пути преодоления профессиональной деформации

 

 Предотвратить возникновение  и развитие синдрома эмоционального  сгорания легче, чем бороться  с его последствиями. Ведь это  не внезапное поражение, а протяженный  во времени процесс, в котором  активно участвует и сам человек. Своевременно заметив симптомы, можно справиться с болезнью  самостоятельно. А не обращая должного внимания на скверные признаки, человек рискует дойти до последний ступени развития этой опасной хвори, и для возвращения в норму ему потребуется квалифицированное лечение и долгий период восстановления.

 Один из самых действенных  способов профилактики эмоционального  сгорания можно назвать «Предупрежден  — значит вооружен». Методики  своевременного и компетентного  информирования представителей  коммуникативных специальностей  о симптомах профессиональной  деформации и факторах, способствующих  его развитию, широко применяются  как за рубежом, так и в нашей  стране.

 Нужно стараться предупредить  деформацию. Для этого необходимо  исследовать мотивы выбора данной  профессии, а затем постоянно  «отслеживать» всяческие проявления  стресса, создавать здоровую систему  поддержки и за пределами рабочей  ситуации стремиться жить радостной  и физически активной жизнью.

 Важно отметить ещё  один аспект, которому в большинстве  источников не уделено внимание  – это апатия и потеря интереса, развивающиеся у работников, которые  в середине карьеры бросают  учёбу и как бы перестают  развиваться. Они полагаются на  устоявшие модели общения с  клиентами, то есть относятся  к каждому новому клиенту, как  к повторению предыдущего.

 Важным аспектом для  предоставления качественных услуг  является внедрение на рабочем  месте принципов супервизии. Супервизия даёт возможность социальному субъекту посмотреть на себя «со стороны», проверить собственные знания, обсудить с коллегами сложившуюся ситуацию, возникшие трудности в работе с клиентом, провести анализ проведённой работы и составить план работы на следующий период. Помимо этого, супервизия способствует укреплению веры как в свои силы, так и в возможности клиента.

Для профилактики профессиональной деформации вокруг сотрудника нужно создать обучающую среду, у него должны быть чётко определены обязанности и рабочая нагрузка.

 Качества, помогающее избежать специалисту профессиональной деформации:

 -хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своём физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);

 -высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;

- опыт успешного преодоления профессионального стресса;

-способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

 -высокая мобильность;

 -открытость;

-общительность;

-самостоятельность;

-стремление опираться на собственные силы;

 -способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей из жизни вообще.

 Знать об этом явлении  недостаточно для самостоятельной  борьбы с ним. Необходимо научиться  справляться с эмоциональной  перегрузкой. Самый общий (но от  того не менее хороший) совет  — ежедневно снимать напряжение  с помощью спорта, медитаций, музыки  и т. п. Каждый человек знает, что  подходит именно ему. Главная  задача — добиться полной релаксации.

Данный принцип следует распространить на отдых как таковой: каждый выходной и каждый пятиминутный перерыв должны быть наполнены именно расслаблением, а не срочными производственными делами. Специалист по тайм-менеджменту (результативному планированию рабочего времени) Глеб Архангельский в своей книге «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы» формулирует правило «пяти минут»: раз в час непременно нужно делать пятиминутный перерыв.

 Очень важно четко  разделять личное и профессиональное  пространства жизни. Конечно, порой  приходится жертвовать частными  интересами ради срочных дел, но не каждый же день! Консультант  по работе с персоналом Евгения  Рухова считает, что в обществе сложился опасный стереотип: чем больше и напряженнее человек трудится, тем профессиональнее и успешнее он кажется окружающим. Она утверждает: «На самом деле такие «успешные» люди больны, поскольку у них возникает трудоголизм — разновидность психологической зависимости. Для трудоголика смыслом существования становится процесс работы, а за пределами офиса ничего столь же значимого нет. Причин явления множество. Например, к трудоголизму нередко приводит искренняя и на первый взгляд безобидная увлеченность любимым делом. Человек настолько горит, что не замечает, как оказывается в замкнутом круге, где нет никаких радостей, кроме работы. Или с помощью «трудового запоя» человек спасается от проблем в других сферах жизни. А иной раз руководитель, который страдает такой зависимостью, подчиняет своему распорядку и графику всех подчиненных».

 Вот почему специалисты  советуют не отказываться от  хобби даже при крайне напряженном  расписании, искать интересные дела, никак не связанные с профессией, находить в себе силы для  тесного общения с близкими.

 Еще одна полезная  рекомендация: не копить негативные  эмоции. Необходимо делиться с  окружающими, говорить о своих  чувствах, проблемах, жаловаться на  усталость и перенапряжение. Конечно, обсуждать это можно только  с теми, кто захочет выслушать, не останется равнодушным и  не станет насмехаться. Разговаривая  с близкими, не только можно разрядиться, но и отвлечетесь, выслушивая ответные жалобы на жизнь. И к тому же дать возможность выговориться собеседнику.

Другими словами, человеку необходимо иметь помимо работы насыщенную и яркую жизнь, тогда и в профессиональном смысле он будет успешен.

 

Заключение

 Профессиональная деформация  представляет собой изменение  качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием  длительного выполнения профессиональной  деятельности.

 Наиболее сильное влияние  профессиональная деформация оказывает  на личностные особенности представителей  тех профессий, работа которых  связана с людьми. Крайняя форма  профессиональной деформации личности  у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении  к людям. Профессиональная деформация  личности может носить эпизодический  или устойчивый, поверхностный или  глобальный, положительный или отрицательный  характер. Она проявляется в профессиональном  жаргоне, в манерах поведения, даже  в физическом облике. Частными  случаями профессиональной деформации  являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром  эмоционального сгорания.

Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Нужно стараться предупредить деформацию. Для этого необходимо исследовать мотивы выбора данной профессии, а затем постоянно «отслеживать» всяческие проявления стресса, создавать здоровую систему поддержки и за пределами рабочей ситуации стремиться жить радостной и физически активной жизнью.

 

Список используемой литературы

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект – Пресс, 2000. – 375 с. - (Профессиональное образование).
  2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум / С.П. Безносов. – СПБ.: Речь, 2004. – 272 с.
  3. Ежова Н. Настольная книга психолога-практика: руководство по использованию теории на практике.-М., 2013
  4. Карпов А.В. Психология труда: учебник для студентов вузов / А.В. Карпов. – М.: Владос – Пресс, 2005. – 352 с. – (Профессиональное образование).
  5. Локалова Н.П. Психология. Введение в профессию. СПб: Питер, 2010

Информация о работе Пути преодоления профессиональной деформации