Работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:05, реферат

Описание работы

Основное содержание подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечественной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет.

Файлы: 1 файл

Подростки.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

В практической педагогической деятельности этот принцип  реализуется в следующих правилах:

    • работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;
    • успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
    • выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;
    • поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним;
    • постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.

Принцип социального  закаливания трудных детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного  воздействия социума, выработку  определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закаливания  являются:

    • включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
    • диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
    • стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
    • оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется  в следующих правилах:

    • проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
    • ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;
    • не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
    • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
    • нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

2. Методы воспитания  «трудного» ребенка

Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) - это  способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются   главными   средствами, обеспечивающими   успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как  способы  воздействия  на  сущностные  сферы  человека с целью выработки у него заданных целью воспитания качеств.   Однако  такое  понимание  не  соответствует  нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъективно-субъектный подход. Под методами воспитания   мы   понимаем   способы   взаимодействия   педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников[1].

Достижение  целей воспитания осуществляется, как  правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов  в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма.

Основная задача педагога - помочь ребенку в его  развитии, и вся гуманистическая  педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка;

Все методы оказывают  совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод  воспитания и соответствующий ему  метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают  доминирующее воздействие.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать у  ребенка с девиантным поведением объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных  идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представлении о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержатся нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок. Благодаря им корректируются и организуются поведение и деятельность личности.

Методы воздействия  на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Убеждение как  метод в воспитательном процессе реализуется через различные  формы, в частности, сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

Убеждению соответствует  самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения  какой-либо социальной проблемы формируют  у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

В мотивационной  сфере целесообразно формировать  правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание  личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям; потребность в «другом», в контакте с себе подобными." Знать, что нужно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания или проживания.

Методы воздействия  на мотивационную сферу включают стимулирование - методы, в основе которых  лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.

Поощрение - это  выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Наказание - это  компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать  нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным  и ни в коем случае не должно унижать  достоинство ученика. Это сильнодействующий  метод. Ошибку педагога в наказании  исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбора соответствующих мотивов и соответствующих им целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.

В волевой сфере  нужно формировать нравственно-волевые  устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений, это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе - это все особые качества личности, возникающие на волевой основе. Поэтому психологи отмечают, что именно в той деятельности, за осуществление которой индивид целиком берет на себя ответственность, происходит развитие личности. В то же время личность может  проявлять активность  в  ситуации,  когда деятельность или общение не отвечают ее мотивам и чувствам: в ситуациях неуспеха, неподкрепления. В этих случаях вступает в действие сфера саморегуляции, когда в качестве оценивающего выступает сам субъект (К.А. Абульханова-Славская) и его субъективные параметры оценки.

По форме  предъявления различаются прямые и  косвенные требования. Для прямого  требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются такие.

Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

Существует и требование-одобрение. Вовремя высказанное  педагогом,  оно  действует  как  сильный  стимул.

В практике мастеров педагогического труда одобрение  принимает различные, но всегда целесообразные формы.

Требования  вызывают положительную, отрицательную  или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль,  формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

Приучение - это  разновидность педагогического  требования. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком  уровне сформировать необходимое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод. коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка  учащихся   с   общепринятыми   нормами,   анализа последствий   поступка,   уточнения   целей   деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но коррекция  невозможна  без  самокоррекции.   Опираясь  на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу предполагают развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для дальнейшего вхождения детей в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания. Учащийся учится реализовывать себя в различных видах деятельности.

Информация о работе Работа с трудными подростками