Работоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:33, реферат

Описание работы

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.
При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается.
Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.
Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно. Нам предстоит разобраться почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

Файлы: 1 файл

реферат по физре.docx

— 39.73 Кб (Скачать файл)

В состоянии хронического переутомления снижается умственная работоспособность: трудно сосредоточиться, временами наступает забывчивость, замедленность и порой неадекватность мышления. Все это повышает опасность  несчастных случаев.

Психогигиенические мероприятия, направленные на снятие состояния переутомления, зависят от степени переутомления.

Для начинающегося переутомления (I степень) эти мероприятия включают упорядочение отдыха, сна, занятия физкультурой, культурные развлечения. В случае легкого  переутомления (II степень) полезен очередной  отпуск и отдых. При выраженном переутомлении (III степень) необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха. Для тяжелого переутомления (IV степень) требуется уже лечение.

Вероятность возникновения  несчастного случая повышается также, когда человек находится в  состоянии монотонии вследствие отсутствия значимых информационных сигналов (сенсорный голод) либо вследствие однообразного повторения похожих раздражителей. При монотонии возникает ощущение однообразности, скуки, оцепенелости, заторможенности, «засыпания с открытыми глазами», отключения от окружающей обстановки. В результате человек не в состоянии своевременно заметить и адекватно отреагировать на внезапно возникший раздражитель, что в конечном счете и приводит к ошибке в действиях, к несчастным случаям. Исследования показали, что к ситуациям монотонии более устойчивы люди со слабой нервной системой, они дольше сохраняют бдительность по сравнению с лицами, обладающими сильной нервной системой.

В каждом из рассмотренных  периодов работоспособности используются определенные возможности организма. Периоды I-III используют максимальные энергетические возможности организма. В дальнейшем поддержание работоспособности  происходит за счет эмоционально-волевого напряжения с последующим прогрессивным  снижением продуктивности труда  и ослаблением контроля за безопасностью своей деятельности.

  • В течение суток работоспособность также изменяется определенным образом. С 6 до 15 ч - первый интервал, во время которого работоспособность постепенно повышается. Она достигает своего максимума к 10-12 ч, а затем постепенно начинает понижаться. Во втором интервале (15...22 ч) работоспособность повышается, достигая максимума к 18 ч, а затем начинает уменьшаться до 22 ч. Третий интервал (22...6 ч) характеризуется тем, что работоспособность существенно снижается и достигает минимума около трех часов утра, затем начинает возрастать, оставаясь при этом, однако, ниже среднего уровня.
  • По дням недели работоспособность также меняется. Врабатывание приходится на понедельник, высокая работоспособность - на вторник, среду и четверг, а развивающееся утомление на пятницу и особенно на субботу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ

 Работоспособность —  это способность человека выполнять  конкретную деятельность в рамках  заданных временных лимитов и  параметров эффективности. С одной  стороны, она отражает возможности  биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его  социальную сущность, являясь показателем  успешности овладения требованиями  какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют  специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические,  физические особенности. Кроме  того, для успеха в деятельности  большое значение имеют и такие  свойства личности, как сообразительность,  ответственность, добросовестность  и др.; совокупность специальных  качеств, необходимых в конкретной  деятельности. Работоспособность зависит  и от уровня мотивации, поставленной  цели, адекватной возможностям личности. В каждый момент работоспособность  определяется воздействием разнообразных  внешних и внутренних факторов  не только по отдельности, но  и в их сочетаний. Эти факторы можно разделить на три основные группы:

1-я — физиологического  характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;

Физиологические факторы

Боль. Травмы, воспалительные процессы, воздействие высокой или  низкой температуры, кислот, щелочей  и т. д. сопровождаются болью, которая  представляет своеобразную защитную реакцию  организма. Человек, лишенный болевой  чувствительности, не способен оценить  опасность тяжелых, порой смертельных, повреждений и не сможет своевременно устранить причину, угрожающую его  жизни.

Но, с другой стороны, боль, причиняя страдания, раздражает, отвлекает  человека, а действуя продолжительное  время, оказывает влияние на всю  его деятельность, делает его более  уязвимым перед неблагоприятными воздействиями окружающей среды. Однако человек способен справиться с болью, даже с очень сильной. Сосредоточившись на решении каких-либо жизненно важных задач, он может на время забыть о боли.

Холод. Снижая физическую активность и работоспособность, холод оказывает  воздействие и на психику человека. Цепенеют не только мышцы: цепенеет мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение. Поэтому в  зоне низких температур деятельность человека начинается с мер по защите от холода: со строительства убежищ, разведения огня, приготовления горячей  пищи и питья.

Жара. Высокая температура  окружающей среды, в особенности  прямая солнечная радиация, вызывает в организме человека значительные изменения. Перегрев нарушает функции  органов и систем, ослабляет физическую и психологическую деятельность. Особенно опасно воздействие высоких  температур при недостатке питьевой воды, ибо в этом случае происходит обезвоживание организма. Постройка  солнцезащитного тента, ограничение  физической активности, экономное использование  запаса воды — все эти меры значительно  облегчают положение людей, терпящих бедствие в пустыне или тропиках.

Жажда. Являясь нормальным сигналом о нехватке жидкости в организме, не удовлетворенная жажда становится серьезной помехой в случае автономного  существования. Все помыслы и  желания человека сосредотачиваются  на единой цели — избавиться от этого мучительного чувства.

Голод. Совокупность ощущений, связанных с потребностью организма  в пище, можно рассматривать как  типичную, хотя и несколько замедленную, стрессовую реакцию. Известно, что человек  может в течение продолжительного времени обходиться без пищи, сохраняя работоспособность, однако, многодневное голодание, особенно при одновременном  недостатке воды, ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию  холода, боли.

Переутомление. Это своеобразное состояние организма возникает  после длительного физического  или психологического напряжения и  таит в себе потенциальную опасность, поскольку притупляет волю человека, делает его уступчивым к собственным  слабостям.

Избежать переутомления  и быстро восстановить силы позволяют  правильное распределение физических нагрузок, а также своевременный  отдых, который надо стараться делать как можно более полноценным.

Страх. Чувство, вызываемое действительной или кажущейся опасностью, ожиданием гибели, страдания, боли называется страхом. Это одна из форм эмоциональной  реакции. В условиях автономного  существования нередко чувство  страха связано с неизвестностью, собственной слабостью, ожиданием  нападения зверей и пр. Вместе с  тем, чувство страха является своеобразной системой предупреждения об опасности, сигнализирующей о необходимости  применения мер по устранению угрозы для жизни.

Эмоциональная реакция человека на ту или иную опасность зависит  во многом от его воли, внутренней собранности, умения побороть инстинкт самосохранения. Если получится подавить и контролировать страх, он превращается в своеобразный катализатор энергии и решительности. В минуту опасности организм становится подобным взведенной пружине. Мозг начинает работать быстрее, слух становится острее, а мышцы словно наливаются неведомой  силой. Но стоит поддаться страху — и он превратится в опасного врага, подчинив все мысли и поступки.

Какую же тактику следует  избрать, оказавшись в экстремальной  ситуации? Отправиться немедленно в  путь навстречу помощи — или ожидать  ее пассивно? Если обстановка не требует  немедленного ухода с места происшествия, лучше остаться, организовать лагерь, построить надежное укрытие. Это  поможет защититься от непогоды и  в течение длительного времени  сохранить силы, что особенно важно  при наличии в группе раненых. Кроме того, в условиях лагерной стоянки значительно легче организовать охоту, рыбную ловлю, сбор ягод, грибов и других дикорастущих съедобных растений. В ряде случаев такая тактика облегчит действия поисково-спасательной службы, получившей информацию об аварии в конкретном районе.

Приняв решение остаться на месте, нужно составить подробный  план дальнейших действий. При разработке плана следует предусмотреть:

  • организацию временного лагеря;
  • распределение обязанностей между членами группы;
  • проведение разведки на местности и определение местоположения группы;
  • обеспечение сигнализации и связи.

В условиях автономного существования, когда возможны самые разнообразные  ранения — переломы, ушибы, ожоги  и т. д. — знание приемов само –  и взаимопомощи особенно необходимо, ибо приходится рассчитывать только на свои силы.

Люди, оказавшиеся в чрезвычайных ситуациях, своими действиями могут  ухудшить состояние пострадавшего. Поэтому необходимо знать, чего делать нельзя:

  • трогать и перетаскивать пострадавшего на другое место, если ему ничего не угрожает;
  • вправлять выпавшие органы;
  • давать воду находящемуся без сознания;
  • прикасаться к ране руками;
  • удалять видимые инородные тела из брюшной, грудной или черепной полости;
  • оставлять пострадавшего лежать на спине без сознания, особенно при тошноте и рвоте;
  • снимать с пострадавшего одежду и обувь (ее следует разрезать или разорвать);
  • позволять пострадавшему смотреть на свою рану.

При оказании помощи необходимо соблюдать строгую очередность  действий. В первую очередь должны быть устранены причины, непосредственно  угрожающие жизни людей или способствующие дальнейшему ухудшению состояния  их здоровья. Пострадавших надо вынести  из зоны поражения и немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи по жизненным показаниям: остановить кровотечение, провести искусственное  дыхание, закрытый массаж сердца. После  того, как эти неотложные меры увенчались успехом, можно переходить к следующим  действиям: очистить рану, наложить повязку, провести иммобилизацию сломанной  конечности, ввести обезболивающие средства, удобно разместить и успокоить пострадавшего.

2-я — физического характера  — степень и характер освещенности  помещения, температура воздуха,  уровень шума и другие;Физическими факторами, отрицательно влияющими на работоспособность и здоровье человека, могут стать: 
температура воздуха – санитарные нормы (18 – 23 градуса) достигаются при помощи кондиционирования, вентиляции, теплоизоляции,

  • влажность воздуха – норма относительной влажности воздуха 30 – 60%, слишком влажный или слишком сухой воздух отрицательно сказывается на работоспособности работников,
  • производственный шум – влияние на органы слуха хаотических звуков различной частоты, нормальный уровень шума (60 – 75 дБ) обеспечивается при помощи индивидуальных средств защиты ушей,
  • вибрация – механическое колебание, ведущее к утомлению и расстройству нервной системы, для защиты применяются специальные технологические разработки с использованием различных изоляторов,
  • освещение – недостаточная, неравномерная освещенность рабочего места вызывает быструю усталость и снижение работоспособности, оптимальный уровень освещенности (1000 – 2000 лк) обеспечивается при помощи искусственного освещения.

Вредные химические факторы  – это, прежде всего, аэрозоли, пыль и токсические вещества. Аэрозоли (взвешенные в воздухе частицы  твердого или жидкого вещества) образовываются в результате процесса горения или  плавления. Органическая и неорганическая пыль, являясь мельчайшими частицами  различных веществ, так же как  и аэрозоли оказывает вредное  воздействие на органы дыхания, зрения и кожный покров человека. Токсины  – это ядовитые вещества, нарушающие работу человеческого организма. К  токсинам относятся различные применяемые  в производственных технологиях  вещества – свинец, пестициды, мышьяк, асбест, хлористый винил и др.

3-я психического характера  — самочувствие, настроение, мотивация  и др. В определенной мере работоспособность  в учебной деятельности зависит  от свойств личности, особенностей  нервной системы, темперамента. Так,  лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего  возбуждения. Наряду с этим  успешность обучения может быть  обусловлена такой типологической  характеристикой, как «усидчивость»,  которой в большей степени  обладают лица с преобладанием  внутреннего и внешнего торможения. Аккуратность и сдержанность  связаны с инертностью процессов  возбуждения и торможения. Работу, требующую большой концентрации  внимания, более успешно выполняют  студенты, которые обладают слабой  нервной системой с преобладанием  внешнего торможения или уравновешенностью,  а также инертностью нервных  процессов. Задания, не требующие  напряженного внимания, лучше выполняют  лица с инертностью возбуждения,  большой силой нервной системы,  с преобладанием внутреннего  торможения. При выполнении учебной  работы монотонного характера  у лиц с сильной нервной  системой быстрее наблюдается  снижение работоспособности, чем  у студентов со слабой нервной  системой. Интерес к эмоционально  привлекательной учебной работе  увеличивает продолжительность  ее выполнения. Результативность  выполнения оказывает стимулирующее  воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по, силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение. Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. У тех студентов, которые в течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучали большой объем материала при подготовке к экзаменам, в процессе его забывания наблюдается резко выраженный спад. В определенной мере снижение работоспособности можно представить как процесс угасания установки. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизма обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.

Информация о работе Работоспособность