Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:33, реферат
Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.
При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается.
Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.
Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно. Нам предстоит разобраться почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.
В состоянии хронического
переутомления снижается
Психогигиенические
Для начинающегося переутомления
(I степень) эти мероприятия включают
упорядочение отдыха, сна, занятия физкультурой,
культурные развлечения. В случае легкого
переутомления (II степень) полезен очередной
отпуск и отдых. При выраженном переутомлении
(III степень) необходимо ускорение очередного
отпуска и организованного
Вероятность возникновения несчастного случая повышается также, когда человек находится в состоянии монотонии вследствие отсутствия значимых информационных сигналов (сенсорный голод) либо вследствие однообразного повторения похожих раздражителей. При монотонии возникает ощущение однообразности, скуки, оцепенелости, заторможенности, «засыпания с открытыми глазами», отключения от окружающей обстановки. В результате человек не в состоянии своевременно заметить и адекватно отреагировать на внезапно возникший раздражитель, что в конечном счете и приводит к ошибке в действиях, к несчастным случаям. Исследования показали, что к ситуациям монотонии более устойчивы люди со слабой нервной системой, они дольше сохраняют бдительность по сравнению с лицами, обладающими сильной нервной системой.
В каждом из рассмотренных периодов работоспособности используются определенные возможности организма. Периоды I-III используют максимальные энергетические возможности организма. В дальнейшем поддержание работоспособности происходит за счет эмоционально-волевого напряжения с последующим прогрессивным снижением продуктивности труда и ослаблением контроля за безопасностью своей деятельности.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ
Работоспособность —
это способность человека
1-я — физиологического
характера — состояние
Физиологические факторы
Боль. Травмы, воспалительные процессы, воздействие высокой или низкой температуры, кислот, щелочей и т. д. сопровождаются болью, которая представляет своеобразную защитную реакцию организма. Человек, лишенный болевой чувствительности, не способен оценить опасность тяжелых, порой смертельных, повреждений и не сможет своевременно устранить причину, угрожающую его жизни.
Но, с другой стороны, боль, причиняя страдания, раздражает, отвлекает человека, а действуя продолжительное время, оказывает влияние на всю его деятельность, делает его более уязвимым перед неблагоприятными воздействиями окружающей среды. Однако человек способен справиться с болью, даже с очень сильной. Сосредоточившись на решении каких-либо жизненно важных задач, он может на время забыть о боли.
Холод. Снижая физическую активность и работоспособность, холод оказывает воздействие и на психику человека. Цепенеют не только мышцы: цепенеет мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение. Поэтому в зоне низких температур деятельность человека начинается с мер по защите от холода: со строительства убежищ, разведения огня, приготовления горячей пищи и питья.
Жара. Высокая температура
окружающей среды, в особенности
прямая солнечная радиация, вызывает
в организме человека значительные
изменения. Перегрев нарушает функции
органов и систем, ослабляет физическую
и психологическую
Жажда. Являясь нормальным
сигналом о нехватке жидкости в организме,
не удовлетворенная жажда
Голод. Совокупность ощущений,
связанных с потребностью организма
в пище, можно рассматривать как
типичную, хотя и несколько замедленную,
стрессовую реакцию. Известно, что человек
может в течение
Переутомление. Это своеобразное состояние организма возникает после длительного физического или психологического напряжения и таит в себе потенциальную опасность, поскольку притупляет волю человека, делает его уступчивым к собственным слабостям.
Избежать переутомления и быстро восстановить силы позволяют правильное распределение физических нагрузок, а также своевременный отдых, который надо стараться делать как можно более полноценным.
Страх. Чувство, вызываемое
действительной или кажущейся опасностью,
ожиданием гибели, страдания, боли называется
страхом. Это одна из форм эмоциональной
реакции. В условиях автономного
существования нередко чувство
страха связано с неизвестностью,
собственной слабостью, ожиданием
нападения зверей и пр. Вместе с
тем, чувство страха является своеобразной
системой предупреждения об опасности,
сигнализирующей о
Эмоциональная реакция человека
на ту или иную опасность зависит
во многом от его воли, внутренней собранности,
умения побороть инстинкт самосохранения.
Если получится подавить и контролировать
страх, он превращается в своеобразный
катализатор энергии и
Какую же тактику следует
избрать, оказавшись в экстремальной
ситуации? Отправиться немедленно в
путь навстречу помощи — или ожидать
ее пассивно? Если обстановка не требует
немедленного ухода с места происшествия,
лучше остаться, организовать лагерь,
построить надежное укрытие. Это
поможет защититься от непогоды и
в течение длительного времени
сохранить силы, что особенно важно
при наличии в группе раненых.
Кроме того, в условиях лагерной
стоянки значительно легче
Приняв решение остаться на месте, нужно составить подробный план дальнейших действий. При разработке плана следует предусмотреть:
В условиях автономного существования, когда возможны самые разнообразные ранения — переломы, ушибы, ожоги и т. д. — знание приемов само – и взаимопомощи особенно необходимо, ибо приходится рассчитывать только на свои силы.
Люди, оказавшиеся в чрезвычайных ситуациях, своими действиями могут ухудшить состояние пострадавшего. Поэтому необходимо знать, чего делать нельзя:
При оказании помощи необходимо
соблюдать строгую очередность
действий. В первую очередь должны
быть устранены причины, непосредственно
угрожающие жизни людей или способствующие
дальнейшему ухудшению
2-я — физического характера
— степень и характер
температура воздуха – санитарные нормы
(18 – 23 градуса) достигаются при помощи
кондиционирования, вентиляции, теплоизоляции,
Вредные химические факторы
– это, прежде всего, аэрозоли, пыль
и токсические вещества. Аэрозоли
(взвешенные в воздухе частицы
твердого или жидкого вещества) образовываются
в результате процесса горения или
плавления. Органическая и неорганическая
пыль, являясь мельчайшими частицами
различных веществ, так же как
и аэрозоли оказывает вредное
воздействие на органы дыхания, зрения
и кожный покров человека. Токсины
– это ядовитые вещества, нарушающие
работу человеческого организма. К
токсинам относятся различные
3-я психического характера
— самочувствие, настроение, мотивация
и др. В определенной мере