Работы Л.И.Божович в области психологии воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Целью своей работы считаю определить вклад Лидии Ильиничны Божович в области психологии воспитания.
Ставлю перед собой следующие задачи:
1.Изучить литературу по теме;
2.Ознакомиться с деятельностью ученого;
3.Раскрыть основные понятия

Содержание работы

Введение 3
Биография 4-6
Научный вклад 7-12
Публикации 13
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Божович Лидия Ильинична.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

ФБГОУ ВПО «Поволжская государственная  социально-гуманитарная академия»

Кафедра педагогики, психологии и методики и преподавания истории.

 

 

 

 

 

 

Реферат «Работы  Л.И.Божович в области психологии воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

11 группы

Скоробогатов Александр

Проверила:

Шевченко О.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2013

 

Содержание

Введение           3

  1. Биография                4-6
  2. Научный вклад             7-12
  3. Публикации                 13

Заключение                  14

Список литературы                15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Божович Лидия Ильинична (1908-1981) — ученица Л.С. Выготского, известный советский психолог. Основная область исследований — педагогическая и детская психология. Большую часть своей научной жизни посвятила изучению формирования личности в онтогенезе. В качестве центральной проблемы ее исследований можно назвать изучение формирования мотивационной сферы человека.

Аффективно-потребностная  сфера, мотивы, самосознание (самооценка и уровень притязаний, внутренняя позиция, идеалы, личностная рефлексия), эмоциональная сфера (аффективность, тревожность), аффективные переживания (аффект неадекватности, смысловой барьер), высшие чувства (эмпатия), направленность личности (альтруизм, коллективизм, эгоизм), воля (целеполагание, формирование намерения, борьба мотивов), устойчивость личности и конформизм, готовность ребенка к школьному обучению, формирование отдельных личностных качеств — это основные направления исследований, проводившихся в лаборатории Л. И. Божович, находившейся в составе старейшего психологического института России.

Целью своей работы считаю определить вклад Лидии Ильиничны  Божович в области психологии воспитания.

Ставлю перед собой  следующие задачи:

1.Изучить литературу  по теме;

2.Ознакомиться с деятельностью ученого;

3.Раскрыть основные  понятия;

4.Определить ряд вопросов, решением которых занималась  Л.И.Божович.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Биография  Л.И.Божович.

Лидия Ильинична Божович родилась в 1908г. в Курске. В конце 1920-х гг. она приехала поступать во 2-й Московский государственный университет (в настоящее время Государственный педагогический университет), где на вступительных экзаменах встретилась со своей будущей коллегой Л.С. Славиной. Во 2-м МГУ она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил направление ее научной деятельности. Под его руководством она написала и защитила дипломную работу, посвященную подражанию. Вместе с А.В. Запорожцем, Р.И. Левиной, Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной Лидия Ильинична работала в семинаре Л.С. Выготского, сохранив тесную связь с ним не только до самой его смерти, но и на протяжении всей своей жизни, отстаивая его позиции и принципы, развивая его идеи.

Окончив Университет, Л.И. Божович работала завучем в психоневрологической школе-санатории, а затем, с 1931г., в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Л. С. Выготский. Уже в начале 30-х годов Л.И. Божович совместно с А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.В. Запорожцем и П.И Зинченко начала исследовательский поиск в отделе психологии Харьковской психоневрологической академии.

После смерти Выготского в 1934 г. исследования в области педологии стали считаться предосудительными, и Божович как верную ученицу Выготского уволили из Института психологии, куда она смогла вернуться только после Великой Отечественной войны.

В 1939г. Лидия Ильинична  успешно защитила кандидатскую диссертацию, посвященную вопросам психологии усвоения учащимися орфографии. Одним из значимых выводов этого исследования явилось обоснование положения о том, что усвоение школьником знаний существенно определяется особенностями его личностного отношения к изучаемому материалу. Отсюда логически вытекала необходимость глубоко изучить мотивы деятельности учащихся, чем затем на протяжении нескольких десятков лет и занималась Л.И. Божович.

В годы Великой Отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. После ее окончания 40 лет проработала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (теперь Психологический институт РАО) из них более 30 лет заведуя созданной ею лабораторией психологии формирования личности.

Известные ныне психологи A.M. Прихожан и Н.Н. Толстых, многие годы проработавшие под руководством Л.И. Божович, вспоминают, что самое первое, что отличало ее деятельность, ее личность — это постоянная включенность в творческий процесс. Вторая отличительная черта той атмосферы, что царила в научном коллективе, возглавляемом Л.И. Божович, — живое ощущение истории — страны, науки, научной школы Л.С. Выготского.

Лидия Ильинична стремилась выявить закономерности психического развития ребенка, понять психологическую природу поведения детей. Причем ее интересовали не только дети «в норме», но и дети с аффективным поведением, изучению психологических характеристик которых, определению средств выявления их особенностей и путей коррекционной работы с ними были посвящены пролонгированные исследования проведенные совместно с Л.С. Славиной (1966). Много внимания уделяла Лидия Ильинична решению проблем развития самооценки как основной составляющей самосознания личности, определению уровня притязаний, становлению идеалов, развитию волевого поведения, личностной направленности, нравственной устойчивости личности, этапам ее формирования. Особое место при этом Л.И. Божович отводила выявлению особенностей кризисов возрастного развития, которые, по ее мнению, являются результатами депривации тех потребностей ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с основным, личностным новообразованием.

В 1963—1964гг. ее лаборатория проводила совместное кросс-культурное исследование с американским психологом У. Бронфенбреннером, результаты которого были отражены в его книге «Два мира детства», изданной на английском и русском языках. В основе исследования лежала гипотеза, что советские дети, в противоположность американским и английским, будут в меньшей степени поддаваться антисоциальному влиянию сверстников и легче принимать нормы, требуемые взрослыми. Исследование проводилось на учащихся 11—12 лет в Англии, США и СССР. Проверялось, чье влияние на учащихся-испытуемых сильнее: взрослых или сверстников. Вывод оказался следующим: советские дети меньше, чем американские и английские, подвержены антисоциальному влиянию сверстников, поскольку в СССР через детские коллективы взрослые проводят свою мораль (принцип воспитания А. С. Макаренко).

Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным  практиком: в течение 30 лет она  руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Лидию Ильиничну всегда интересовала возможность применения получаемых в лаборатории знаний в педагогической практике Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков. Она постоянно сотрудничала с крупным специалистом в области педагогики, Татьяной Ефимовной Конниковой, из педагогического института им. Герцена (Ленинград). Многие сотрудники лаборатории Л.И. Божович не просто вели исследовательскую работу на экспериментальных базах, но активно претворяли имеющиеся у них знания по закономерностям формирования личности ребенка в практику воспитания детей на этих базах (школах, интернатах, суворовских училищах, школах для трудных подростков и др.). Без работ лаборатории Л. И. Божович вряд ли было возможно появление в 1980х гг. направления детской практической психологии, основанного И. В. Дубровиной вместе с сотрудниками лаборатории Л.И. Божович. В 1976г. Лидия Ильинична перестала заведовать лабораторией, оставшись на должности профессора консультанта, а возглавила лабораторию Ирина Владимировна Дубровина. Сама Ирина Владимировна в сборнике научных трудов лаборатории, посвященном памяти Л.И. Божович, так пишет о появлении новой отрасли психологического знания: «Лаборатория на протяжении своего существования меняла названия — от первоначального — психологии воспитания, до нынешнего — научных основ детской практической психологии, но не содержание своих основных исследований, в центре которых было и остается изучение закономерностей развития личности в онтогенезе. Переход нашего коллектива к проблеме, новой для науки и актуальной для практики, — разработка научных основ детской практической психологии — не случаен, он подготовлен всей предшествующей историей работы лаборатории»1

Умерла Л.И. Божович  в 1981 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Научный вклад.

Фокусировалось в стремлении Лидии Ильиничны выявить закономерности психического развития ребенка, понять психологическую природу поведения детей.

Причем ее интересовали не только дети «в норме», но и дети с аффективным поведением, изучению психологических характеристик которых, определению средств выявления их особенностей и путей коррекционной работы с ними были посвящены пролонгированные исследования Л. И. Божович, проведенные совместно с Л. С. Славиной.

Наряду с этим Лидия  Ильинична осуществила, опять же в сотрудничестве со Славиной Л. С., многоплановое изучение психологических условий и возможностей индивидуального подхода к недисциплинированным и неуспевающим школьникам.

В результате было выявлено и описано явление «смыслового  барьера», который образуется, во-первых, по отношению к конкретному человеку (когда взрослый не учитывает мотивы поведения ребенка или приписывает ему мотивы, с которыми тот не согласен, что приводит к возникновению отрицательного отношения ребенка к этому взрослому); во-вторых, по отношению к конкретному требованию.

Специальный цикл исследовательских  работ Л. И. Божович позволил охарактеризовать так называемый аффект неадекватности, который проявляется в неадекватных эмоциональных вспышках ребенка, его упрямстве, замкнутости как итоге столкновения двух разнонаправленных мотивов.

Развернутая научно-теоретическая  работа, сочетавшаяся с работой научно-практической, была организована Л. И. Божович непосредственно в учебно-воспитательном учреждении особого типа — школе-интернате (где дети не просто учились, воспитывались, но и постоянно жили), что позволило получить углубленные характеристики детей разного возраста, обосновав возрастной подход к ребенку.

Разработка основных принципов возрастного подхода  в воспитании растущих людей явилась несомненным научным достижением Л. И. Божович. Она, в частности, полагала, что основные этапы, на которые обычно делят школьный возраст (младший, средний, старший), нельзя абсолютизировать, ибо возрастные границы подвижны, они могут сдвигаться в зависимости от конкретных обстоятельств жизни ребенка, условий обучения и воспитания. В то же время подвижность возрастных границ отнюдь не свидетельствует об отсутствии качественно своеобразных этапов детского развития.

Более того каждый возрастной этап, подчеркивала Л. И. Божович, характеризуется не простой совокупностью отдельных психологических особенностей, а своеобразием определенной целостной структуры личности ребенка.

Между тем, во многих случаях  в психолого-педагогической литературе, отмечала Л. И. Божович 2отсутствует возрастной подход, а приводимые возрастные характеристики даются описательно, без раскрытия причин, обусловливающих своеобразие каждого возраст, и без указания источников этого своеобразия.

Имеют место, писала Лидия  Ильинична, попытки дать возрастные особенности личности школьника без характеристики структуры детской личности, без выделения центрального для определенного возраста новообразования, без анализа его источников и влияния происшедшего в личности ребенка сдвига на другие психологические особенности возраста.

Разрабатывая оригинальную концепцию возрастного подхода, Л. И. Божович опиралась на введенное  Л. С. Выготским понятие социальной ситуации развития. Фундаментальным является сформулированный ею тезис о том, что подлинно возрастной подход предполагает не только учет тех свойств, которые ярко проявляются на данном возрастном этапе, но и опору на те особенности, которые еще не полностью проявились на данной стадии развития, но которым принадлежит будущее. Иначе говоря, возрастной подход — это воспитание ребенка с учетом перспектив его развития.

Именно с этих позиций  и рассматривала Лидия Ильинична  те трудности и недостатки, которые  имели место в воспитательной работе с детьми, закладывая основы подлинно научной психологии воспитания как процесса целенаправленного формирования и развития личности ребенка.

Принципиальной предпосылкой этих исследований явилось сформулированное Л. И. Божович положение о соотношении психолого-педагогической науки и педагогического опыта (положение весьма актуальное и сегодня): «Как бы ни был хорош педагогический опыт, — писала Лидия Ильинична, — как бы ни был удачен основанный на этом опыте воспитательный прием, он только тогда сможет стать достоянием педагогической науки и широкой педагогической практики, когда будет изучен и обобщен с учетом закономерностей психической деятельности ребенка».

Известно, что кардинальный вопрос педагогической теории и практики состоит в разработке проблемы целей воспитания. Но для того, чтобы цели воспитания были поставлены как педагогические, то есть чтобы они могли стать руководством к практическому действию, необходима их специальная разработка, их конкретизация с учетом возрастных особенностей детей и тех средств, которые способны привести на том или ином этапе развития ребенка к желаемому педагогическому результату».

Конкретизировать цели воспитания и сделать их реально достижимыми можно лишь в том случае, если они будут сформулированы на основе учета закономерностей формирования ребенка как личности.

Информация о работе Работы Л.И.Божович в области психологии воспитания