Работы Л.И.Божович в области психологии воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Целью своей работы считаю определить вклад Лидии Ильиничны Божович в области психологии воспитания.
Ставлю перед собой следующие задачи:
1.Изучить литературу по теме;
2.Ознакомиться с деятельностью ученого;
3.Раскрыть основные понятия

Содержание работы

Введение 3
Биография 4-6
Научный вклад 7-12
Публикации 13
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Божович Лидия Ильинична.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Характеризуя основную тенденцию психического развития, Л. И. Божович писала, что смысл всего  онтогенетического развития заключается в том, что ребенок постепенно становится личностью. Из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, он превращается в творца этого опыта, создающего те материальные и духовные ценности, которые кристаллизуют в себе и новые богатства человеческой психики3 .

Лидия Ильинична, обобщая  данные многих теоретических и экспериментальных исследований, смогла разработать собственную концепцию формирования личности в детском возрасте. Она характеризует личность как целостную психологическую структуру, возникающую в процессе жизни в воспитания и выполняющую определенную функцию во взаимоотношениях человека с окружающей средой. По мере становления личности человек постепенно освобождается от непосредственного подчинения влияниям окружающей среды, что позволяет ему сознательно видоизменить как эту среду, так и самого себя.

Становление личности рассматривается  Л.И. Божович как обретение индивидом свободы, как превращение его в субъекта своей жизнедеятельности. «Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя и этой среды, и своей собственной личности»4 .

Для личности, подчеркивает Лидия Ильинична, становится характерной активная, а не реактивная форма поведения.

Лидия Ильинична исходила из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения растущим человеком  общественного опыта, определенных норм и образцов. Однако сущность этого процесса не сводится к их знанию и пониманию — необходимо такое усвоение, при котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности ребенка. А для того, чтобы этого добиться, Л.И. Божович считала необходимым изучать внутренний субъективный мир развития личности, то есть ту «психологическую почву», на которую падают воспитательные воздействия.

«Развитие ребенка, —  пишет Л.И. Божович, — имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается»5 .

Для более конкретного  анализа того соотношения «внешнего» и «внутреннего», объективного и субъективного, которое и обусловливает собой психическое развитие ребенка как процесс преобразования собственной личности, Л.И. Божович ввела новое понятие, которое отражает сущность такого соотношения — понятие внутренней позиции ребенка. Эта внутренняя позиция формируется в процессе жизни и воспитания ребенка и является отражением того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. При этом внутренняя позиция ребенка отражает не просто объективное положение растущего человека в жизни, но его отношение к этому положению, характер его потребностей, мотивов, стремлений.

Обобщая большой эмпирический материал о развитии детей, Лидия Ильинична формулирует вывод, весьма значимый для педагогической теории и практики и до сегодняшнего дня не оцененный и не реализованный в должной мере: «Какие бы воздействия не оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития. Собственными же потребностями ребенка они становятся лишь в том случае, если их выполнение обеспечивает ему сохранение не только объективно занимаемого положения, но и его внутренней позиции»6.

Таким образом, Л.И. Божович подошла к решению кардинального вопроса детской и педагогической психологии — о движущих силах психического развития ребенка и формирования его личности.

Ею было доказано, что  в процессе развития мотивационно-потребностной  сферы происходит освобождение от диктата «натуральных» потребностей, у субъекта появляется возможность сознательного управления своими потребностями и стремлениями.

Более 30 лет Л. И. Божович  и руководимая ею лаборатория  работала над этой проблемой.

На первом этапе, еще  в 1951 г., Л.И. Божович, совместно с  Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной сделала предметом изучения мотивы учебной деятельности школьников. Был проведен психологический анализ отметки как мотива этой деятельности, изучены познавательные интересы детей и условия их формирования.

Данное исследование охватывало учащихся 1-х классов  московский школ, а также и дошкольников, что позволило получить обширные данные не только о содержании мотивов учения, об их роли в ученой деятельности школьников, но и о месте, которое они занимают в системе других мотивов.

В этой работе впервые  была поставлена задача рассмотреть  сами мотивы, их возникновение и развитие, их изменение и расширение в зависимости от возраста учащихся.

Л.И. Божович было дано рабочее определение мотива: «Мотив — то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена, т.е. мотивом называется все то, что побуждает активность ребенка — и отметка, и игрушка, и интерес, и стремление к одобрению, и принятое ребенком решение, и чувство долга7.

Удалось выделить две  большие категории учебных мотивов: к первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями (познавательные мотивы); другая связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в 4 их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (т.е. широкие социальные мотивы).

Было доказано, что  обе эти категории мотивов  необходимы для успешного осуществления  учебной деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, в то время как социальные мотивы учения могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к деятельности.

По результатам проведенного исследования Лидия Ильинична и ее сотрудники выделили основные потребности, определяющие содержание и структуру мотивации учения в младшем, среднем и старшем школьном возрастах. Так, для учащихся младших классов ведущим становится стремление к положению школьника — новому для них общественному положению; к среднему школьному возрасту эта потребность ослабевает, на смену ей приходит желание занять определенное место в коллективе сверстников, завоевать авторитет, а в старшем школьном возрасте ведущую роль играет забота о своем положении в будущем, о предполагаемой профессии.

Анализируя проблему соотношения потребностей и мотивов, Л.И. Божович пришла к выводу, что  «побуждение к действию всегда исходит  от потребности, а объект, который служит ее удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности»8. Не только одна и та же потребность может воплощаться в различных объектах, но и в одном и том же объекте могут воплощаться самые разнообразные взаимодействующие, а иногда и противоречащие друг другу потребности.

«С процессом культурно-исторического  развития потребностей, — по мнению Л.И. Божович, — тесно связано развитие эмоций и чувств. И это понятно, так как то и другое — стороны одного и того же процесса. Субъект, у которого какая-либо нужда не получила отражения в переживании, не испытывает потребности и не стремится к ее удовлетворению. Таким образом, возникновение новообразований в ходе развития потребностей означает вместе с тем возникновение и новых функциональных структур в развитии эмоциональной жизни человека. Так рождаются сложные, специфически человеческие чувства — нравственные, эстетические, интеллектуальные и пр.»9

Эти идеи обусловили две основные линии исследования эмоций и чувств в концепции Л.И. Божович. Во-первых, изучение переживаний, отражающих удовлетворенность потребностей субъекта и соответствующих устойчивых функциональных структур эмоциональной сферы. Во-вторых, исследование области высших чувств, специфика которых, по мысли Л.И. Божович, состоит в том, что они «могут приобрести для человека самостоятельную ценность и сами стать предметом его потребности. Это так называемые ненасыщаемые потребности... Они не угасают в результате насыщения, а усиливаются, побуждая человека к новым поискам и созданию предмета их удовлетворения. В отличие от элементарных («натуральных») потребностей они могут побуждать человека в силу не отрицательных, а положительных переживаний и приводить его не к приспособительной, а к созидательной, творческой деятельности» (там же).

Разработка этого второго направления привела Л.И. Божович к убеждению в том, что возникающие в процессе социального развития чувства представляют собой опосредствованные по структуре функциональные образования, специфичные только для человека. По сравнению' с натуральными эмоциями они занимают иное место в структуре личности и выполняют иную функцию в поведении. Эти переживания перестают быть лишь средством ориентации в приспособительной деятельности, они становятся важнейшим содержанием психической жизни человека и в качестве ненасыщаемых потребностей побуждают его к творческой, созидательной деятельности.

Много внимания уделяла  Лидия Ильинична решению проблем  развития самооценки как основной составляющей самосознания личности, определению уровня притязаний, становлению идеалов, развитию волевого поведения, личностной направленности, нравственной устойчивости личности, этапам ее формирования. Особое место при этом Л.И. Божович отводила выявлению особенностей кризисов возрастного развития, которые, по ее мнению, являются результатами депривации тех потребностей ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с основным, личностным новообразованием.

Благодаря счастливому  сочетанию разностороннего психологического знания и практического опыта  работы с детьми — детьми трудными, попавшими в обостренную ситуацию, Л.И. Божович не только смогла раскрыть глубинные закономерности личностного развития растущего человека, но и определить возможности целенаправленного воздействия на его нравственное становление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Публикации.

1.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968;

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. (В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др.);

3.Божович Л. И. (1981/1988). О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и её значении для современных исследований психологии личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основной круг интересов  Божович — детская психология. В этой области Божович написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
  2. Дубровина И. В. Развитие идей Л. И. Божович в современной возрастной и педагогической психологии (вместо предисловия)//Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.
  3. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 2-е изд. СПБ, Питер, 2009.

 

 

 

Интернет-ресурсы:

 

http://www.psibib.ru   Муниципальное учреждение. Централизованная библиотечная система. Библиотека им. Н.К.Крупской. Центр психологического просвещения

 

http://psyjournals.ru  Портал психологических изданий PsyJournals.ru.

 

1 Дубровина И. В. Развитие идей Л. И. Божович в современной возрастной и педагогической психологии (вместо предисловия) // Формирование личности в онтогенезе.

М., 1991. стр. 4

  1. 2 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Стр.147
  1. 3 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Стр. 438.
  1. 4 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Стр 28.
  1. 5 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Стр. 144
  1. 6 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Стр. 15
  1. 7 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Стр. 22
  1. 8 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Стр. 27
  1. 9 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Стр. 172



Информация о работе Работы Л.И.Божович в области психологии воспитания