Разбор психотерапевтической сессии гештальт-подхода Ф. Перлза с Глорией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 02:02, научная работа

Описание работы

Гештальт-терапияя — это научная школа в области современной зарубежной психологии и психотерапии. Сам термин «гештальт-терапия» состоит из двух слов: «gestalt» и «therapeia». Первое слово немецкое, которое употребляется во всём мире, так как точных эквивалентов у него нет. Перевести его можно как «образ», «структура», «конфигурация», другое слово греческое, которое обозначает совокупность приёмов и действий, предназначенных для лечения и исцеления больного.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………..3

Глава I. Теоретический обзор гештальт-подхода Ф.Перлза…..…………….…………….…………….…………….……………….5

1.1. Теории, лежащие в основе гештальт-подхода….…5
1.2. Особенности консультирования в гештальт-терапии …………….....…...11

1.3. Отношения терапевта и клиента в гештальт-терапии.…..14
1.4. Основные методы и инструментарий гештальт-подхода ..…………….…………….…………….…………….……………………..…….15

Глава II. Разбор сессии гештальт-терапии. ………..………………………..…20

Заключение . ………………………………………………………………..……42

Список литературы.………………………………….……………………….....43

Файлы: 1 файл

НИР.docx

— 80.82 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П. ПАВЛОВА»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

 

 

 

Научно-исследовательская работа

 

 

Разбор психотерапевтической сессии гештальт-подхода Ф. Перлза с Глорией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Рязань, 2015

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……………..3

 

Глава I. Теоретический обзор гештальт-подхода Ф.Перлза…..…………….…………….…………….…………….……………….5

 

1.1. Теории, лежащие в основе гештальт-подхода….…5 

1.2. Особенности консультирования  в гештальт-терапии …………….....…...11

 

1.3. Отношения терапевта и клиента в гештальт-терапии.…..14 

1.4. Основные методы и  инструментарий гештальт-подхода ..…………….…………….…………….…………….……………………..…….15

 

Глава II. Разбор сессии гештальт-терапии. ………..………………………..…20

 

Заключение . ………………………………………………………………..……42

 

Список литературы.………………………………….……………………….....43

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гештальт-терапияя — это научная школа в области современной зарубежной психологии и психотерапии. Сам термин «гештальт-терапия» состоит из двух слов: «gestalt» и «therapeia». Первое слово немецкое, которое употребляется во всём мире, так как точных эквивалентов у него нет. Перевести его можно как «образ», «структура», «конфигурация», другое слово греческое, которое обозначает  совокупность приёмов и действий, предназначенных для лечения и исцеления больного. 

Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз (1893-1970). В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения. Результатом его совместных с коллегами размышлений, в число которых входили его жена Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, стала книга «Гештальт-терапия», изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием «Практикум по гештальт-терапии».  

        Для  объяснения человеческого поведения  Перлз и его коллеги использовали  идеи гештальтпсихологии, такие  как  концепцию динамики фигуры  и фона, представления о целостности  человеческого организма  и о  том, что организм и его окружающая  среда представляют собой единое  поле. Перлз использовал также  некоторые философские идеи - идеи  феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего  на необходимости исследовать  вещи такими, какими они представлены  в сознании, и идеи экзистенциализма  о свободе и ответственности  человека, экзистенциальной встрече  Я - Ты. 

           Актуальность темы.

В настоящее время области применения гештальта достаточно широка. Это социальная работа, специализированная воспитательная работа в приютах и центрах материнства, в психиатрической клинике, при подготовке руководителей предприятий и оргконсультировании., психотерапии и индивидуальном и групповом консультировании, при работе  с сексуально проблематикой и работе с горем . Гештальттерапия активно сочетается  с психодрамой (например футуропрактика), с арттерапией, телесно-ориентированной терапией, системной семейной терапией.

На сегодняшний день гештальттерапия является третьей по распратранённости и популярности методом психотерапии после психоанализа и поведенческой психотерапии.

Цель исследования: осуществить анализ психотерапевтической сессии, проведённой в рамках гештальт-терапии Ф. Перлза с Глорией.

Задачи исследования:

1.Провести теоретический  анализ литературы, посвященной гештальт-терапии.

2.Выделить приемы и техники использованные терапевтом в ходе психотерапевтической сессии.

Объектом исследования является психотерапевтическая сессия, проведённая в рамках гештальт-терапии Ф.Перлза с Глорией.

Предметом исследования являются приемы и методы гештальт-терапии использованные в психотерапевтической сессии Ф. Перлза с Глорией.

 Гипотеза исследования: в основе проблем клиентки лежит механизм проекции, как причина нарушения межличностного контакта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты научно-исследовательской работы могут быть использованы в деятельности психологов и психотерапевтов при разрешении многих проблем клиентов.

Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы. Объем курсовой работы  – 43 стр.

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический обзор гештальт-подхода Ф. Перлза.

    1. Теории, лежащие в основе гештальт- подхода.

Среди принципов гештальттерапии можно выделить семь основных:

Базовые предположения гештальттерапии (принципы).

1. Принцип  целостности и саморегуляции (гомеостаза). Человек—это единый организм, функционирующий как целое, наделённый способностью справляться с жизнью.  Каждый организм обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и во взаимоотношениях со средой. Чтобы выжить организм должен мобилизовать себя и/или среду в качестве опоры.  Тем самым он сам регулирует удовлетворение своих потребностей. Организм как целое реагирует и воздействует на окружение с разной интенсивностью, используя разное количество энергии.

2. Принцип создания гештальтов или фигур, стремящихся к завершению. Каждый организм стремиться к достижению состояния полного функционирования, к завершению внутренней организации.

3. Феноменологический принцип («что и как»). Единственная возможность изменить поведение—начать сознавать что и как мы  делаем. Важно не то почему клиент что-то делает (уходит от контакта ), а как он это делает и что он делает. Феноменология представлена в двух формах. Первая—истинный интерес и огромное уважение к опыту клиента, к проявлению феноменов этого опыта. То как он воспринимает мир, как организует свой опыт, привносит смысл в свою жизнь. Смысл—это связь между фигурой и фоном.  Важно то, как люди организуют и творят свою жизнь, делают свой выбор. Паттерн влияния поля являются фиксированными гештальтами, матрицами, которые образуют характер, который влияет на создание фигуры и на связь её с фоном. Характер—это кристаллизировавшиеся гештальты, которые ранее были более гибки и адаптивны. Несмотря на то, что выживание—первая потребность и забота любого организма и любого вида, однако модели, которые раньше работали и были эффективными становятся привычными и форматизированными, травмирующими психику. Ф. Пёрлз говорил об этом так: « В тебе нет ничего, кроме набора устаревших реакций». Современный гештальттерапевт Б. Резник называет этот феномен «замороженная феноменологическая формула». Вторая—феноменологический метод. Это-способ научиться тому, как ясно слушать непосредственно клиента, по возможности отбрасывая  свои убеждения, верования, ценности, теории, интерпретации, знания и т.д. Феноменологический метод—это попытка нейтрализовать собственные фильтры, призмы, в том  числе и теоретические.

4. Принцип поля. Индивид может существовать только в границе среды, являющейся целостным полем, включающим его и окружение. Поведение человека является функцией всего поля. Основой существования индивида является выделение себя из окружения и установления границы контакта, обеспечивающей внутреннюю интегральность. Признание того, что всё есть часть поля. Осознание постоянного фона—так же является частью поля. Любая часть поля, на которой мы фокусируемся—это часть ещё большего поля. Поле и его части находятся в постоянном движении и влияют друг на друга, представляя собой систему. Любой организм, индивид, не может быть рассмотрен вне контекста, изолированно.

5. Принцип границы контакта. Психические события происходят на границе контакта. В области контакта индивид сохраняет своё отличие от среды, производит отбор и ассимиляцию информации. Умение проводить различие между тем, что подходит из среды и ассимилировать в свой опыт и тем, что не подходит является условием здорового развития и функционирования индивида. Психологические события (способы ухода от контакта, способы функционирования самости, трудности, тупики и тд.) происходят на границе контакта.

6. Принцип «здесь и теперь». Гештальттерапевты фокусируют свое внимание на том, каковы у их кли-ентов расстройства на границе контакта сейчас, в данный конкретный момент, помогая ему осознать, что происходит и как это происходит. Что делает клиент,  уходя от контакта и как он это делает.

7. Принцип диалога ( «Я-Ты).  Гештальттерапевт и клиент встречаются в определённой ситуации. Терапевт демонстрирует свою феноменологию и через обратную связь описывает клиенту феномены его опыта. При этом высказывания обоих субъективны. Сознавание происходит в процессе диалога. Терапевт помогает уделять внимание постоянно возникающим фигурам в собственном восприятии клиента. Истинный диалог всегда в экзистенциальном «Я-Ты». Это диалог характеризуется тремя аспектами:

§ Терапевт  демонстрирует присутствие, свою феноменологию, собственный опыт.

§ Терапевт включает себя в опыт и феноменологию клиента.

§ Возникает встреча, контакт.

Демонстрация феноменологии терапевта имеет три цели: стимуляция возможного контакта с   клиентом, дать возможность клиенту видеть и слышать другого, заботящегося о том, чтобы их не отвлекал их собственный «передний план», который они могут не выражать, моделирование терапевтом своего способа организации опыта.

В теории личности Ф. Перлз различает два вида движущих сил: «финальные цели» и «социальные роли». Финальные цели—это базовые, конечные цели, к которым в процессе роста и самоактуализации стремиться индивид, биологические по своей природе: голод, секс, выживание, кров, дыхание. Социальные роли вынуждено принимаются индивидом как средства достижения этих конечных целей. Будучи здоровыми существами, мы позволяем себе сосредоточиться на каждодневных частных целях, появляющихся в сознании и требующих удовлетворения. Стоит прислушаться к своему телу, как тут же в осознании проявляются неотложные нужды организма. Они образуют фигуру. Процесс удовлетворения потребностей—это постоянно развёртывающийся и длящийся процесс дополнения до целого нужд организма, другими словами — процесс формирования целостности и гештальта. Часто человек подменяет финальные цели социальными средствами и крайне мало уделяет внимания на удовлетворения своих нужд и потребностей. Значительная часть интеллектуальной энергии тратится на то, чтобы лучше играть социальные роли, как можно эффективнее манипулировать окружением. В здоровом человеке жизненный цикл представляет собой открытую систему,  с постоянно появляющимися в сознании потребностями. Мы можем довериться мудрости нашего организма, который сам выберет самые лучшие средства для удовлетворения насущных потребностей. Проявляется самость (SELF) — сила, формирующая гештальт, процесс формирования фигуры и фона в ситуациях контакта. Самость является интегративным образованием. Она   запускает процессы творческого приспособления к действительности (защитные механизмы). Существуют три способа функционирования самости: «ОНО» (ИД), «ЛИЧНОСТЬ» (ПЕРСОНА) и «ЭГО». Они  проявляются и функционируют одновременно, взаимосвязано, но на границе контакта могут быть представлены неравномерно. Функция  «ОНО» («собака снизу» Ф. Пёрлз) отвечает за проявление потребностей, желаний, импульсов, аппетитов, незаконченных ситуаций. Её проявления отражаются в теле, через ощущения, чувства. Это состояние, когда человек не чувствует себя ответственным за то, что делает. Функция «ЛИЧНОСТЬ» («собака сверху» Ф. Пёрлз) несёт в себе аккумулированный опыт, индивидуальную историю жизни: ценности, нормы культуры, знания, правила поведения, опыт, накопленный индивидом в ходе онтогенеза. Эта функция проявляется через мысли, фантазии, слова. Он может быть выражен как осознанно, так и неосознанно. Функция «ЭГО» связано с выбором, самоопределением человека в тои или иной ситуации. При этом совершаются процессы идентификации и  отвержения. В этом состоянии мы вступаем в контакт, а уже через неё задействуем другие функции SELF поочерёдно или одновременно. Нарушение этих функции приводит к дезадаптации, которая может проявляться следующим образом: нарушение функции «ОНО» отмечается, когда человек  может не сознавать своих потребностей., нарушение функции «ЛИЧНОСТЬ» возникает если человек имеет представления о своём опыте, которые не соответствуют реальности этого опыта. Например, сознавать себя психологом, но в реальности не воплощаться как психолог и заниматься другой деятельностью. Один уже немолодой мужчина постоянно представлялся доктором психиатром, но при этом реально торговал нефтью и газом. Потеря возможности осуществлять выбор и контакт с окружением является следствием потери функции «ЭГО». В этом случае человек не в состоянии обеспечить установленные свои границы  со средой. В случае утраты этой функции подлинный контакт заменяется сопротивлением, которое представлено в виде механизмов защиты (невротические процессы, способы прерывания контакта), являющимися препятствиями к личностному росту. Ф. Пёрлз рассматривал четыре основных механизма, позже супруги Польстеры (1973) описали еще один, который так же стал сегодня классическим:

• Интроекция — проглатываение неассимилировнного чужого опыта, без критики. Концепции, отношения, стандарты поведения, мораль, ценности и т.д. берутся для руководства в жизни без критической проверки, без усвоения. Если опыт интериоризируется (присваевается, становиться внутренним) и переходит во внутренний план личности, то это здоровая интроекция. Патологическое усвоение возникает тогда, когда итериоризации не происходит. Проявляется интроекция в нереалистичных ожиданиях, в жизни по правилам других, человек говорит: «Я должен», один кумир у него сменяет другого. Помощью при осознании интроекции будет фокусировка клиента на развитии чувства выбора для него и как следствие утверждении личной силы, ресурсов, помогающих дифференцировать свои границы, свои желания и потребности и выделить интроективное послание и человека сообщающего это послание. Следующим шагом может быть принятие решения жить не в соответствии с чужими ожиданиями, а рисковать и в большей степени быть самим собой, возможно, даже причиняя этим боль другим.

• Проекция — процесс, в котором позитивные и/или негативные свойства, отношения, качества, верования, поведения или чувства приписываются другим объектам и/или людям, хотя в действительности относятся к самой личности. Здоровое функционирование можно наблюдать  в личностной идентификации и эмпатии с другими. Нездоровое проявление выражается в критическом осуждении других за то, что в действительности есть у тебя. Проективный механизм проявляется в неопределённых формулировках (Мы, они, оно), «Ты-сообщениях», вместо «Я», а так же в критических и осуждающих заявлениях, направленных на себя, других и мир в целом. Процесс психологической помощи заключается в возврате спроецированного материала. Это может сопровождаться техниками идентификации в процессе диалога, техникой фантазирования или пустого стула. Интеграция происходит, когда клиент возвращает себе вновь непринятые части своего «Я».

• Ретрофлексия — это процесс возврата чувств назад, против себя, хотя изначально они предполагались для другого. Проявляться ретрофлексия может через внутренний диалог, мышление вместо действия, дрожание, прикусывание губы, задержка дыхания, «проглатывание» чувств, сжатие кулаков, изменение тона и цвета кожи. Более мягкие формы проявления ретрофлексии могут наблюдаться в том, что человек позволяет  себе производить с собой действия ( поглаживания, мастурбация и т.д.). при этом он компенсирует то, что мог бы получить от окружающих. Самые тяжёлые формы ретрофлексии могут быть жалобы на депрессию или психосоматику. Для трансформации  ретрофлексии человеку необходимо осознание того, как он сидит, как держит себя и т.д. В этом ему можно помочь, описав ему феномены, проявляющие в процессе контакта с терапевтом. При этом особенно важна поддержка клиенту и тотальное присутствие в «здесь и теперь» с клиентом. Поощрение его на актуализацию и прямое выражение чувств.

Информация о работе Разбор психотерапевтической сессии гештальт-подхода Ф. Перлза с Глорией