Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 02:02, научная работа
Гештальт-терапияя — это научная школа в области современной зарубежной психологии и психотерапии. Сам термин «гештальт-терапия» состоит из двух слов: «gestalt» и «therapeia». Первое слово немецкое, которое употребляется во всём мире, так как точных эквивалентов у него нет. Перевести его можно как «образ», «структура», «конфигурация», другое слово греческое, которое обозначает совокупность приёмов и действий, предназначенных для лечения и исцеления больного.
Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава I. Теоретический обзор гештальт-подхода Ф.Перлза…..…………….…………….…………….…………….……………….5
1.1. Теории, лежащие в основе гештальт-подхода….…5
1.2. Особенности консультирования в гештальт-терапии …………….....…...11
1.3. Отношения терапевта и клиента в гештальт-терапии.…..14
1.4. Основные методы и инструментарий гештальт-подхода ..…………….…………….…………….…………….……………………..…….15
Глава II. Разбор сессии гештальт-терапии. ………..………………………..…20
Заключение . ………………………………………………………………..……42
Список литературы.………………………………….……………………….....43
• Конфлюэнция (слияние). Человек не сознаёт, где кончаются его границы и ответственность и начинаются границы и ответственность другого, абсолютно не учитывается разница между двумя существами. Здоровое слияние может выражаться в интимных, любовных отношениях, религиозном опыте, при работе в команде, национальном самосознании, групповой работе. Нездоровое функционирование заключается в слитых отношениях, гиперответственности, чтении чужих мыслей. Проявляется конфлюэнция в преобладании «мы» в репликах, отсутствия уважения к разнице между собой и другими, в проявлении злости, при вскрытии это разницы, в искренней вере в то, что человек может знать мысли другого. Помощь в этом случае состоит в осознании границ между собой и другим, развитие этих границ. Терапевт может проговорить ситуацию клиента, помочь сфокусироваться на себе самом, апеллируя к чувствам и желаниям клиента и поощряя их вербализацию.
• Дифлексия (отклонение) — это процесс ухода от прямого контакта с собой ( чувства, глубокие переживания) и/или с окружением. Дифлексия часто бывает результатом недоверия, чувства опасности и страха боли, которые были пережиты в прошлом. Здоровую дифлексию можно увидеть в ответ на провокацию. Нездоровая—выражается в аддитивном поведении, в непроживании чувств. Невротическая дифлексия возникает, когда прерывание контакта повторяется и постепенно становиться привычкой, осознанность теряется. В этом случае человек может пуститься в пространные рассуждения, говоря банальные фразы, погружаясь в прошлое, избегая настоящего. Феноменологически этот механизм можно заметить в отсутствии контакта глаз, повороте тела от контакта, постоянные движения, суета, в старании не выделяться, в изменении предмета разговора. Психотерапевтическая работа с дифлексией направлена усиление контакта с собой или окружением. Клиента поощряют дышать глубже и фокусироваться на своих чувствах, на настоящем, просят установить визуальный и вербальный прямо с другим человеком контакт, поощряют говорить о себе, порой даже директивно перефокусировав («Попробуй сказать это ещё раз и осознать, что будет происходить»).
Как правило, в чистом виде каждый из механизмов можно редко увидеть. Они проявляются в совокупности.
Ф. Перлз полагал, что истоки психических отклонений следует искать в приостановке или прерывании процесса роста и развития. Он выделяет пять уровней психической патологии (уровней развития невроза):
Работа клиента в терапевтическом процессе выглядит достаточно просто—находиться здесь и теперь. Осознание текущего момента позволяет клиенту следовать главному принципу гештальт-терапии: самые важные, неоконченные дела сами появятся в сознании и будут разрешены, если сконцентрироваться на настоящем. Гештальт-терапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных, неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. То, что происходит «Здесь и теперь», является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм во всей его целостности. Этот опыт так же содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, фантазии, незавершенные ситуации, предвидения и намерения. То, что происходит в настоящий момент - это опыт контакта с другими людьми и с окружающей средой. Активация тела углубляет происходящий опыт и делает его более динамичным, благоприятствуя появлению эмоций, чувств, потребностей. Опора на контакт (взаимоотношения) и создание пространства взаимодействия Я-Ты, основанные на вмешательстве терапевта благоприятствует удовлетворению потребностей. Это также позволяет создать более благоприятные условия для развития, интеграции и изменения, для становления целостности личности. Гештальт-терапия - это анализ процесса существования самого себя и своего присутствия в мире, анализ, способствующий созданию гибких и адекватных форм сознания и поведения и порождающий творческую ответственность. Психотерапевтический процесс концентрируется на осознавание того способа, которым субъект может нарушить этот опыт, игнорировать свои потребности и желания или отказаться от них, постоянно воспроизводить предшествующие ситуации, прерывать процесс творческого приспособления к окружающей среде. Это дает возможность пережить новый опыт контакта с вновь найденными знаниями и ясно определенными актуальными потребностями и осознать свою способность совершать выбор.
Консультация гештальттерапевта продолжается в среднем один час, в течение которого психотерапевт и клиент сидят в удобном положении лицом друг к другу на расстоянии, позволяющем дотронуться до своего собеседника, если оба протянут руки навстречу друг другу. Такое расстояние и положение идеальны для того, чтобы психотерапевт получил полную возможность воспринимать все аспекты проявлений клиента и дать ему обратную связь. Можно выделить следующие специфические стадии для гештальт-консультирования:
1. Установление контакта в настоящем. Психолог собирает информацию, отслеживая вербальные и невербальные проявления (феномены) клиента. Клиент предъявляет события актуальные «здесь и теперь» или незавершённые из прошлого, которые влияют на теперешнее функционирование. В зависимости от этого психологическая помощь фокусируется на происходящем здесь и теперь. «Для того, чтобы способствовать возвращению клиента к оргазмической саморегуляции, терапевт должен выделить формы поведения или невротические процессы, демонстрируемые клиентом на встречах и определить эффективное вмешательство» .
2. Выделение проблемы. Задача терапевта на этом этапе определить кризисные моменты, требующие оперативного вмешательства, или это проблема, требующая глубинного исследования. Роль психолога на этом этапе обеспечить поддержку, безопасность, в которой клиент сможет принять своё собственное решение или начать исследовать свои глубинные процессы.
3. Начало эксперимента. Терапевт предлагает клиенту произвести эксперимент, основанный на жизненно важной информации, полученной от клиента и на результатах диагностики развивающих стадий невротического процесса (процесса нарушения контакта). Существуют различные формы эксперимента, однако важно выбрать ту форму, которая учитывает потребность клиента и его готовность к работе, а так же возможность завершить незавершённую ситуацию. Важно провести адекватный глубине эмоционального осознания клиентом эксперимент, т.к. при недостаточной глубине клиент не будет работать, а при большей глубине (достигнутой слишком быстро) клиент может ощутить подавленность, переполненность. Терапевту также важно дать достаточно времени клиенту для осознание того, что будет происходить в процессе эксперимента.
4. Углубление эксперимента: вскрытие причин поведения. На этой стадии клиент устанавливает контакт со своими чувствами. Он соприкасается с глубинными проблемами, мешающими ему полноценно функционирования.
5. Исследование альтернативных форм поведения. Здесь важно помочь клиенту ассимилировать опыт, полученный при идентификации и осознании причин своего поведения. Исследовать альтернативные возможности.
6. Интеграция. Это прежде всего восстановление диалога с внутренним ребёнком клиента и «хорошим» родителем. Также представляется важным внедрение клиентом новых форм поведения в жизнь. Этот процесс сопровождается совместным исследованием возможных альтернативных форм.
Пациент обращается за терапией, поскольку пребывает в экзистенциальном кризисе: его психологические потребности не удовлетворяются. Так возникает мотивация, однако при этом он испытывает некие ожидания и предпринимает невротические (безуспешные) попытки заставить поработать на себя окружение. Пациент ожидает от психотерапевта поддержки, использует специальные приемы манипуляции, например "надевает маску ребенка-паиньки".
Хотя гештальт-терапия дает пациенту многое из того, что он хочет (исключительное внимание, например), она не дает всего, что пациент ожидает (необходимые, по мнению пациента, ответы, восхищение, похвалу). Таким образом, получая некоторое удовлетворение, пациент также испытывает и фрустрацию.
Гештальт-терапия не проявляет интереса к причинам поведения пациента, которые можно попытаться отыскать в личной истории пациента, его бессознательном, то есть сновидениях. Она отвергает тезис о первопричине. Кроме того, причины мало что объясняют и могут привести к проекции ответственности. Гештальт-терапия фокусируется на текущих характеристиках поведения пациента, которые сам он не сознает. Неосознанное гораздо шире бессознательного и включает в себя не только материал, который подавляется, но также материал, который никогда не достигал сознания, который стерся или не был ассимилирован; оно "включает навыки, стереотипы поведения, моторные и вербальные привычки, слепые пятна и т. д." (Perls, 1973, р. 54). Таким образом, осознанное и неосознанное являются продуктами психической, а также сенсорной и моторной деятельности.
Терапия, таким образом, с помощью фокусирования на признании и осознании интересов и потребностей, пытается восстановить нормальный процесс, благодаря которому эти интересы и потребности могут сформировать фигуру и быть проработаны либо путем поиска их удовлетворения в окружении, либо путем решительного отстранения от них с закрытием гештальта. Следовательно, гомеостаз, или процесс саморегуляции, может быть продолжен без прерывания и аккумуляции незаконченных дел или незавершенных гештальтов. Поскольку целью терапии является не разрешение проблем пациента, а обучение пациента их разрешению, терапия не является процессом решения проблем. После завершения терапии пациент должен уметь решать собственные текущие проблемы, а также самостоятельно предотвращать, уменьшать или разрешать будущие проблемы.
1.4. Основные методы
и инструментарий гештальт-
Элементами гештальт-подходов к практике консультирования являются использование методики осознания, симпатии и фрустрации, выявление фантазий, работа со сновидениями, применение методов драмы, а также различных правил и игр.
1. Развитие осознания. Клиенту предлагают сосредоточиться на одной из трёх зон (внешней, внутренней, фантазийной) и осознать поток сознания здесь и сейчас. Один из вариантов этой техники может быть произнесения вслух того, что происходит в данный момент: «Сейчас я сознаю…». Таким образом можно научиться справляться с ситуациями, которые не смогли завершиться в нашем прошлом опыте. Фундаментальное отношение Сознавание позволяет ответить на четыре ключевых вопроса: Что ты сейчас делаешь? Что ты ощущаешь в данный момент? Что ты сейчас избегаешь? Что ты хочешь и ждёшь от мня?
2. Техника «пустого стула» или столкновения полярностей. Это встреча «лицом к лицу» двух конфликтующих частей, двух субличностей или встреча с ключевой фигурой прошлого, во взаимоотношениях с которой осталась незавершенность. Консультант предлагает клиенту провести исследование и просит поставить стул напротив себя (смысл того, почему важно, чтобы именно клиент взял стул заключается в том, что в процессе этого микровзаимоотношания могут возникнуть феномены, на которые консультанту важно обратить внимание клиента, например он может резко поставить стул, или поставив, передвинуть поближе и т.д.). Потом клиенту предлагают визуализировать людей, части тела или даже абстрактные сущности. Далее консультант поддерживает клиента в фокусировании на чувствах, их прямом выражении в режиме «здесь и теперь». Для углубления эксперимента можно предложить клиенту пересесть и идентифицироваться с ключевой фигурой или субличностью и поговорить (опять же, опираясь на выражение чувств) с собой или другой субличностью. Можно попросить клиента понаблюдать со стороны на взаимоотношения и задействовать третий стул. Здесь открывается замечательная работа с использованием метафоры. Впрочем это модификации привнесённые в гештальт-терапию из других традиций.
3. Проигрывание (воплощение в действии). Эта техника способствует осознанию через воплощённое и зримое, ощутимое действие, мобилизующее тело и эмоции. Она позволяет клиенту прожить ситуацию более интенсивно, воспроизвести её, поэкспериментировать смутные. Недифференцированные чувства, которые подавлены или даже незнакомы.
4. Монодрама. Клиент сам играет одну роль за другой из возникшей ситуации. Это может быть отвергающая мать или дистантный отец, часть тела, какая-то абстракция. Для более понятного восприятия клиенту будет легче, если менять место при смене роли. Монодрама позволяет играть и воссоздавать собственные переживания по мере их возникновения в процессе сеанса, при этом исключается возможность интерференции с личной проблематикой внешнего партнёра. В этом случае важно не сколько представить и увидеть свою мать в её «истинном обличии» (психодрама), сколько разобраться в собственных «внутренних, субъективных противоречиях и противоречивых представлениях в отношении моей матери, придать новую форму моему собственному материнскому образу» (С. Грингер, А. Грингер)
5. Фантазирование. Клиенту предлагается пофантазировать, с целью исследовать те области, где он никогда не бывал. Это могут быть разговоры с людьми, путешествие по телу, различным местам. Так же фантазирование используется при необходимости опробовать новое поведение в будущем, или хотя бы получить опыт возможности такого поведения.
6. Амплификация. Это преобразование имплицитного (внутреннего) в эксплицитное (внешнее) путем проекции во внешний мир. Консультант следит за течение процесса, внимательно наблюдая феноменологию клиента, не погружаясь в глубину бессознательного. В процессе этой работы глубинные слои всплывают на поверхность, образуя фигуру, достаточно явно видимую для консультанта. Консультант может попросить клиента сконцентрировать своё внимание на ней (например жест ругой) и предложить усилить это движение. В других случаях можно подложить усилить голос или образ.
7. Прямое обращение ( говорить с. .. ,а не о…). Обращение напрямую помогает перейти от внутренней рефлексии интеллектуального порядка к взаимному эмоциональном контакту. Прямые обращения, сопоставление и проверка помогают избежать упрёков соседу за свои собственные проекции и позволяют клиенту самовыражаться, оставаясь при этом внимательным не к многочисленным «почему», а «как» происходят наши действия и выборы.
8. Работа со сновидениями. Для гештальт-терапевта сон—экзистенциальное послание клиенту. Работа со сном предполагает рассматривать элементы сновидения как части «Я», субличности. Эти части—элементы личности, находящиеся в конфликте. Полярности подсознания спонтанно появляются при взаимодействии со сном в технике диалога. Работа со сном в гештальт-подходе происходит таким образом:
Информация о работе Разбор психотерапевтической сессии гештальт-подхода Ф. Перлза с Глорией