Развитие гештальтпсихологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

В то время как формирование и развитие бихевиоризма происходило, главным образом, в США, в Германии возникло новое направление в психологии – гештальтпсихология, имевшее поистине революционное влияние на развитие этой науки. Оно стало проявлением протеста против психологии Вундта, но в то же время развивало его научные положения.
Сторонники гештальтпсихологии рассматривали подход Вундта как психологию «кирпичей и раствора», подразумевая, что в этой теории элементы сознания («кирпичи») «скрепляются» между собой процессом ассоциаций («раствором»). Гештальтисты стремились опровергнуть взгляды Вундта на сознание как сумму частей; основополагающим понятием в их концепциях стало понятие целого, как не сводимого к сумме своих частей.

Файлы: 1 файл

курсовая по истории психологии.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В то время как формирование и развитие бихевиоризма происходило, главным образом, в США, в Германии возникло новое направление в психологии – гештальтпсихология, имевшее поистине революционное влияние на развитие этой науки. Оно стало проявлением протеста против психологии Вундта, но в то же время развивало его научные положения.

Сторонники гештальтпсихологии рассматривали подход Вундта как психологию «кирпичей и раствора», подразумевая, что в этой теории элементы сознания («кирпичи») «скрепляются» между собой процессом ассоциаций («раствором»). Гештальтисты стремились опровергнуть взгляды Вундта на сознание как сумму частей; основополагающим понятием в их концепциях стало понятие целого, как не сводимого к сумме своих частей.

Научные предпосылки возникновения гештальтпсихологии.

 Как и у каждого научного направления, у гештальтпсихологии были свои исторические предшественники. Отражение её главного принципа, основанного на целостности восприятия, можно найти в работах немецкого философа И. Канта (1724-1804).

Согласно Канту, восприятие – это не пассивное впечатление и не комбинация чувственных элементов (как предполагали эмпирики и ассоцианисты), а активная организация элементов в связный и согласованный опыт. Именно разум придаёт  определённую форму результатам восприятия.

Венский психолог Эрнст Мах (1838-1916) оказал непосредственное влияние на возникновение гештальтпсихологии. В своих работах Мах рассматривал проблемы восприятия пространственных объектов и временных процессов. Восприятие этих объектов и процессов оказалось совершенно независимым от их отдельных элементов, таких как цвет, пространственное протяжение и временная форма.

Идеи Маха получили свое развитие в работах Кристиана фон Эренфельса (1859-1932). Эренфельс предполагал, что в восприятии существуют качества, которые не могут быть объяснены простым комбинированием элементарных ощущений. Он назвал их качествами формы (gestalt qualitaten). Для Эренфельса форма сама по себе воспринималась как новый элемент, создаваемый нашим разумом. Он считал, что разум придаёт форму нашим элементарным ощущениям.

Научные труды В.Джеймса также легли в основу создания гештальтпсихологии. Джеймс выступал против атомизма в анализе сознания и рассматривал элементы сознания лишь в качестве отвлечённых понятий. Он подчёркивал, что мы воспринимаем объекты как единое целое, а не как набор ощущений.

Формально гештальтпсихология возникла после того, как в 1912 г. Макс Вертгеймер опубликовал результаты своих исследований восприятия. В его экспериментах изучалось восприятие кажущегося движения. Вертгеймер показал, что восприятие движения не может быть разбито на более простые составляющие; целое (каждое движение) оказалось большим, чем сумма составляющих (неподвижные световые источники).

Итак, объектом нашего исследования является: направление психологии – гештальтпсихология.

Предмет: психика, не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры (структуры) – гештальты.

Цель: рассмотреть основные идеи и исследования гештальтпсихологии.

Задачи:

    1. Познакомиться с характеристикой гештальтпсихологии.
    2. Исследовать основные работы создателей направления.
    3. Рассмотреть исследования процесса познания гештальтпсихологов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе рассматривается общая характеристика гештальтпсихологии, и исследования восприятия и мышления М. Вертгеймером.

Вторая глава посвящена работам и открытиям К. Коффки, В. Келера и К. Левина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. РАЗВИТИЕ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ

1.1. Общая характеристика гештальтпсихологии

 

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и К.Левина, заложивших методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии, - «Экспериментальные исследования видимого движения» - была опубликована в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны.

Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Однако, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформировала прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры – гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.

Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании всё новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нём. Поэтому многие представители данного направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательство правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа одна из первых обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Кроме того, это была первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях – понятиях психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поле заимствовано из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом гештальты могут изменяться, становясь всё более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт) (см. табл. 1).

Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. Иначе говоря, процессы, происходящие в коре, сходны с теми, которые имеют место во внешнем мире и отражаются в ней как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так, круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь или помешать испытуемому её решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она переструктурирование схемы.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить своё сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Такой феноменологический подход заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим были связаны недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах, а также расхождения в результатах исследований бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т. е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К.Левиным (см. табл. 1), в которых вводилось понятие временнòй перспективы, правда, с учётом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

 В исследованиях учёных этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе, так же как и в школе Пиаже.

Не меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о которых будет рассказано ниже, для психологии личности и социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, всё ещё актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после его смерти.

 

Таблица 1

Основные концепции гештальтпсихологии

Учёный

Предмет и задачи исследования

 

Основные результаты

М. Вертгеймер

Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется.

Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления.

К. Коффка

Изучение свойств, законов и развития восприятия

Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов.

В. Келер

Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей.

Инсайт, законы образно-схематического мышления.

К. Левин

Исследование психологического поля личности и социального поля группы.

Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства.


 

 

 

 

1.2. Исследования восприятия М. Вертгеймером

 

Одним из ведущих представителей гештальтпсихологии был Макс Вертгеймер (1880-1943). После окончания университета он изучал философию в Праге, а затем в Берлине, одновременно занимаясь музыкой вместе со Штумпфом и Шуманом. Знакомство с X. Эренфельсом, который впервые ввёл понятие гештальткачество, повлияло на занятия Вертгеймера, заставив его обратить внимание на факты, ставшие впоследствии ведущими для разработанного им направления. Переехав в Вюрцбург, он работал в лаборатории О. Кюльпе, под руководством которого защитил в 1904 г. диссертацию. Однако, отойдя от объяснительных принципов Вюрцбургской школы, он ушёл от Кюльпе и начал исследования, которые привели его к обоснованию положений новой психологической школы.

В 1910 г. в Психологическом институте во Франкфурте-на-Майне он встретился с Вольфгангом Келером и Куртом Коффкой, которые стали вначале испытуемыми в опытах Вертгеймера по исследованию восприятия, а затем его друзьями и коллегами; в содружестве с ними были разработаны основные положения нового психологического направления –гештальтпсихологии. Перейдя в Берлинский университет, Вертгеймер занялся преподавательской и исследовательской деятельностью, уделяя значительное внимание исследованию мышления и обоснованию основных принципов гештальтпсихологии, которые изложены в основанном им (совместно с Келером и Коффкой) журнале «Психологическое исследование». В 1933 г. ему, как и Левину, Келеру и Коффке, пришлось уехать из фашистской Германии. После эмиграции в США он работал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, однако создать объединение единомышленников из американских учёных ему не удалось, а немецкие учёные не смогли работать в одном университете.

Первые работы Вертгеймера посвящены экспериментальному исследованию зрительного восприятия. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениями был относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно, а при очень коротком интервале раздражители воспринимались как появившиеся одновременно. При экспонировании с оптимальным интервалом (около 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятие движения, т. е. им казалось, что один объект перемещается между двумя точками, в то время как им предъявлялось два объекта, размещённых в разных точках. В определённый момент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, т. е. осознавали, что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом. Специальный термин был введён для того, чтобы подчеркнуть уникальность данного явления, его несводимость к сумме ощущений, так как физиологической основой этого феномена Вертгеймер признал «короткое замыкание», которое возникает при соответствующем временном интервале между двумя зонами мозга. Результаты этой работы были изложены в статье «Экспериментальные исследования видимого движения», опубликованной в 1912 г.

Данные, полученные в этих экспериментах, стимулировали критику ассоцианизма и заложили фундамент нового подхода к восприятию (а потом и к другим психическим процессам), который Вертгеймер обосновывал совместно с В.Келером, К. Коффкой, К.Левиным. Новая психологическая школа, которая была основана этими учеными, получила название гештальтпсихология (от немецкого Gestalt - структура, форма), так как в качестве основного принципа формирования психики был выдвинут принцип целостности в противовес ассоцианистическому принципу элементов, из которых по определенным законам формируются образы и понятия. Обосновывая ведущие принципы гештальтпсихологии, Вертгеймер писал, что «существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого»1.

Информация о работе Развитие гештальтпсихологии