Развитие гештальтпсихологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

В то время как формирование и развитие бихевиоризма происходило, главным образом, в США, в Германии возникло новое направление в психологии – гештальтпсихология, имевшее поистине революционное влияние на развитие этой науки. Оно стало проявлением протеста против психологии Вундта, но в то же время развивало его научные положения.
Сторонники гештальтпсихологии рассматривали подход Вундта как психологию «кирпичей и раствора», подразумевая, что в этой теории элементы сознания («кирпичи») «скрепляются» между собой процессом ассоциаций («раствором»). Гештальтисты стремились опровергнуть взгляды Вундта на сознание как сумму частей; основополагающим понятием в их концепциях стало понятие целого, как не сводимого к сумме своих частей.

Файлы: 1 файл

курсовая по истории психологии.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Исследования Левина помогли создать экспериментальные методы исследования в социальной психологии и психологии личности. Таким образом, он создал новые направления в обеих этих областях, хотя его последние работы получили более широкое распространение, чем работы по исследования мотивации. Социально-психологические эксперименты также помогли Левину, единственному из всех гештальтпсихологов, создать новую научную школу в США.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам – от творческого мышления до активности личности. Многообразные исследования психики позволили понять закономерности развития восприятия, мышления и личности, сформировать принципиально отличные от прежних экспериментальные методики. В то же время надо отметить, что не все сделанные в трудах гештальтпсихологов выводы одинаково значимы для современной науки, иногда более интересны проведенные ими эксперименты и полученные результаты, чем их интерпретация, особенно при изучении проблемы изоморфизма или роли феноменологической редукции.

Анализируя научную деятельность гештальтпсихологического направления, необходимо подчеркнуть, что творческий потенциал этой школы не был полностью исчерпан; это доказывается последними работами Левина и Вертгеймера. Однако это единственная школа, которая распалась в 30-е годы, не дойдя, хотя бы в модифицированном виде, до настоящего времени, как психоанализ и бихевиоризм. Но процесс распада гештальтпсихологии не был естественным, связанным с исчерпанностью её программы, это был результат тех социальных изменений, которые произошли в Европе, в частности в Германии, в те годы и вынудили учёных уехать из страны.

Несмотря на то, что и Левин, и Вертгеймер, и Келер продолжили в США научную и преподавательскую работу, наиболее плодотворный период их деятельности связан с Берлинским университетом. Попав в небольшие, часто провинциальные по духу (особенно по сравнению с Берлинским) американские университеты, учёные не сразу, по-видимому, смогли адаптироваться к новым условиям. Повлияли и отсутствие хорошо оснащённых лабораторий, и невозможность снова работать вместе, и малочисленность учеников, с которыми сложно было возрождать исследовательскую работу. Возможно, поэтому Левин, который наиболее полно реализовался в новых условиях, значительно изменил проблематику своих работ.

Малочисленность последователей гештальтпсихологии в США была связана с тем, что идеи этого направления не были приняты и широко распространены в американском научном мире. Знакомство с работами гештальтпсихологов произошло в основном благодаря Коффке, который первым поехал с циклом лекций в США и перевёл некоторые статьи – свои и своих коллег. Хотя они и были приняты с благожелательным интересом, но господствовавший бихевиоральный подход был абсолютно чужд гештальтпсихологии, а проблемы познания, творчества, надситуативной активности, которые развивали немецкие учёные, не были в центре внимания их американских коллег. В 30 – 40-е годы, даже идеи Томлена казались слишком сложными и недостаточно результативными для психологии, в которой ведущими стали положения теории научения Халла. Поэтому естественно, что принципы гештальтпсихологии, отрицавшие возможность механической редукции и управления поведением человека, не были актуальны, а их значение осозналось позднее, почти через 30 лет.

Хотя история, в том числе и история науки, не знает сослагательного наклонения, можно предположить, что, если бы развитие гештальтпсихологии шло естественным путем, её становление и модификация продолжались бы до настоящего времени, обогатив психологию новыми значительными открытиями. Ведь даже сейчас можно говорить о влиянии этой школы на многие современные концепции не только в теории, но и в прикладной области (например, в гештальттерапии Перлза). Общеизвестно и то, что именно ореол личности Вертгеймера повлиял на молодого учёного Маслоу, который начал изучение проблемы самоактуализированной личности, одним из образцов которой и стал Вертгеймер.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
  2. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. – Л., 1964.
  3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. M., 1987. – 270 с.
  4. Выготский. Л. С. Развитие  высших  психических функций. М., I960. –  258 с.
  5. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва  МГУ, 1990. – 367 с.
  6. История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 448 с.
  7. История психологии. Хрестоматия. Под ред. П.Я. Гальперина. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  8. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930.
  9. Коффка К. Основы психического развития. М. – Л., 1934.
  10. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. – М., 1974.
  11. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
  12. Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. М., 1984.
  13. Хрестоматия  по  истории  психологии/Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980.
  14. Хрестоматия по ощущению и восприятию/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М., 1975. – 288 с.
  15. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб: Евразия. 1998.
  16. Якунин В.А. История психологии. – СПб., 1998.
  17. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.
  18. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
  19. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М.: Academia. 1996.
  20. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. – СПб, 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….….3

  1. РАЗВИТИЕ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ……….……………..6
    1. Общая характеристика гештальтпсихологии……………....6
    2. Исследование восприятия М. Вертгеймером…………........10
    3. Изучение мышления…………………………………………...13

II. ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ И ЛИЧНОСТИ

...................................................................................................................16

2.1.    Закон транспозиции К. Коффки……………………….……..16

2.2.    Открытие инсайта В. Келером……………………………….19

2.3.    Динамическая  теория личности и группы К. Левина…….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….30

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...…32

 

 


 



Информация о работе Развитие гештальтпсихологии