Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 23:40, курсовая работа
В то время как формирование и развитие бихевиоризма происходило, главным образом, в США, в Германии возникло новое направление в психологии – гештальтпсихология, имевшее поистине революционное влияние на развитие этой науки. Оно стало проявлением протеста против психологии Вундта, но в то же время развивало его научные положения.
Сторонники гештальтпсихологии рассматривали подход Вундта как психологию «кирпичей и раствора», подразумевая, что в этой теории элементы сознания («кирпичи») «скрепляются» между собой процессом ассоциаций («раствором»). Гештальтисты стремились опровергнуть взгляды Вундта на сознание как сумму частей; основополагающим понятием в их концепциях стало понятие целого, как не сводимого к сумме своих частей.
Исследования Левина помогли создать экспериментальные методы исследования в социальной психологии и психологии личности. Таким образом, он создал новые направления в обеих этих областях, хотя его последние работы получили более широкое распространение, чем работы по исследования мотивации. Социально-психологические эксперименты также помогли Левину, единственному из всех гештальтпсихологов, создать новую научную школу в США.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам – от творческого мышления до активности личности. Многообразные исследования психики позволили понять закономерности развития восприятия, мышления и личности, сформировать принципиально отличные от прежних экспериментальные методики. В то же время надо отметить, что не все сделанные в трудах гештальтпсихологов выводы одинаково значимы для современной науки, иногда более интересны проведенные ими эксперименты и полученные результаты, чем их интерпретация, особенно при изучении проблемы изоморфизма или роли феноменологической редукции.
Анализируя научную деятельность гештальтпсихологического направления, необходимо подчеркнуть, что творческий потенциал этой школы не был полностью исчерпан; это доказывается последними работами Левина и Вертгеймера. Однако это единственная школа, которая распалась в 30-е годы, не дойдя, хотя бы в модифицированном виде, до настоящего времени, как психоанализ и бихевиоризм. Но процесс распада гештальтпсихологии не был естественным, связанным с исчерпанностью её программы, это был результат тех социальных изменений, которые произошли в Европе, в частности в Германии, в те годы и вынудили учёных уехать из страны.
Несмотря на то, что и Левин, и Вертгеймер, и Келер продолжили в США научную и преподавательскую работу, наиболее плодотворный период их деятельности связан с Берлинским университетом. Попав в небольшие, часто провинциальные по духу (особенно по сравнению с Берлинским) американские университеты, учёные не сразу, по-видимому, смогли адаптироваться к новым условиям. Повлияли и отсутствие хорошо оснащённых лабораторий, и невозможность снова работать вместе, и малочисленность учеников, с которыми сложно было возрождать исследовательскую работу. Возможно, поэтому Левин, который наиболее полно реализовался в новых условиях, значительно изменил проблематику своих работ.
Малочисленность последователей гештальтпсихологии в США была связана с тем, что идеи этого направления не были приняты и широко распространены в американском научном мире. Знакомство с работами гештальтпсихологов произошло в основном благодаря Коффке, который первым поехал с циклом лекций в США и перевёл некоторые статьи – свои и своих коллег. Хотя они и были приняты с благожелательным интересом, но господствовавший бихевиоральный подход был абсолютно чужд гештальтпсихологии, а проблемы познания, творчества, надситуативной активности, которые развивали немецкие учёные, не были в центре внимания их американских коллег. В 30 – 40-е годы, даже идеи Томлена казались слишком сложными и недостаточно результативными для психологии, в которой ведущими стали положения теории научения Халла. Поэтому естественно, что принципы гештальтпсихологии, отрицавшие возможность механической редукции и управления поведением человека, не были актуальны, а их значение осозналось позднее, почти через 30 лет.
Хотя история, в том числе и история науки, не знает сослагательного наклонения, можно предположить, что, если бы развитие гештальтпсихологии шло естественным путем, её становление и модификация продолжались бы до настоящего времени, обогатив психологию новыми значительными открытиями. Ведь даже сейчас можно говорить о влиянии этой школы на многие современные концепции не только в теории, но и в прикладной области (например, в гештальттерапии Перлза). Общеизвестно и то, что именно ореол личности Вертгеймера повлиял на молодого учёного Маслоу, который начал изучение проблемы самоактуализированной личности, одним из образцов которой и стал Вертгеймер.
ЛИТЕРАТУРА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
II. ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ И ЛИЧНОСТИ
..............................
2.1. Закон транспозиции К. Коффки……………………….……..16
2.2. Открытие инсайта В. Келером……………………………….19
2.3. Динамическая теория личности и группы К. Левина…….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………